Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 760
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
профессионального развития членов педагогического коллектива, реализующего дополнительное образование в пространстве детского оздоровительного лагеря.
Апробацияивнедрениерезультатовисследованиясостояли в использовании модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей, разработанной и представленной в исследовании, в пространстве детского оздоровительного лагеря «Экспресс» ОАО РЖД, расположенного в поселке Кабардинка Краснодарского края, а также в детских оздоровительных лагерях Ростовской области. Основные результаты и идеи, представленные в исследовании, обсуждались на кафедре образования и педагогических наук и кафедре инклюзивного образования и социально- педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, а также были раскрыты в процессе выступлений диссертанта на конференциях и форумах регионального, всероссийского и международного уровней, в том числе на ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей Академии психологии и педагогики ЮФУ в рамках университетской «Недели науки», международном образовательном форуме «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» (2016 и 2017 гг.), Всероссийской молодежной конференции «Образование для будущего, или будущее образования: взгляд молодежи» (2016 и 2018 гг.), Всероссийском форуме организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления
(2016 г.), XI Международном конгрессе лагерей «Детский отдых
-
2017», Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Современное дополнительное образование детей: вызовы и перспективы» (2018 г.), XI Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (с международным участием) «Дополнительное образование детей и взрослых: новое содержание и новые возможности» (2018 г.), XI Всероссийской научно-практической конференции «Открытое образование и
региональное развития: национальный проект как возможность изменения содержания дополнительного образования» (2019 г.) и др. Материалы, представленные в диссертации, рекомендованы к использованию государственным автономным учреждением Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования» при разработке содержания программ повышения квалификации работников образования, непосредственно связанных с организацией отдыха и досуга детей в системе дополнительного образования и детских оздоровительных лагерях Ростовской области, а также используются в образовательном процессе Южного федерального университета в процессе реализации образовательной программы бакалавриата по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) (программа подготовки «Дополнительное образование (воспитательная работа) и социальная педагогика»).
Основные результаты исследования, его теоретические положения и представленные в тексте практические рекомендации и разработки получили отражение в 13 публикациях, в том числе в 4 статьях,
опубликованных в научных журналах из Перечня ВАК Минобрнауки РФ. Результаты исследования внедрены в практику работы детского оздоровительного лагеря «Экспресс» ОАО РЖД (пос. Кабардинка Краснодарского края).
Структурадиссертациипредставлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
-
Дополнительное образование детей в пространстве детского
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
В настоящее время развитие дополнительного образования детей является одним из актуальных направлений образовательной политики в Российской Федерации, что отражено в Концепции развития дополнительного образования детей [128], майских указах Президента РФ [257], положениях федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [130] и других документах. Современное состояние дополнительного образования является результатом многолетнего процесса становления, насчитывающего не одно столетие.
В России активное становление и развитие дополнительного образования детей соотносится с периодом конца ХIХ – начала ХХ веков и связано, в первую очередь, с организацией внешкольной работы с детьми. Различных аспектов внешкольного образования детей касаются работы классиков отечественной педагогики: П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Обращаются к данной проблематике и в 90-е годы ХХ века, раскрывая в своих исследованиях вопросы педагогики внешкольного учреждения, такие известные ученые как А.Г. Асмолов, М.Б. Коваль, Н.А. Морозова, М.Н. Скаткин и др.
Стоит отметить, что, несмотря
на отсутствие единого мнения в отношении отправной точки развития системы дополнительного образования детей в России, авторы единодушно отмечают разнообразие уникальных организационных форм внешкольного воспитания, которые существовали, согласно источникам, к концу XIX века. Всевозможные клубы по интересам и кружки, мастерские и студии, «дневные приюты», летние оздоровительные лагеря-колонии и т.д. составляли в этот период уникальную систему, которая позволяла всесторонне удовлетворять разнообразные потребности и развивать способности детей в интересующих их областях. Уже в начале ХХ века появляются летние палаточные лагеря для детей. Данная практика организации временных детских коллективов становится прообразом летних пионерских лагерей советского периода. В этот период на территории России функционируют лагеря скаутов под патронатом Государя Николая II, по решению которого скаутское движение получило распространение на всей территории Российской Империи [2]. Практика скаутского движения в дальнейшем стала основой пионерского движения в Советской России.
Е.В. Смольников в своем исследовании выделяет и уточняет отличительные признаки дополнительного образования, среди которых называет: «общедоступность, необязательность, свободный выбор видов деятельности, удовлетворение личностных образовательных потребностей, компенсация недостатков основного образования, наличие ярко выраженных ценностных ориентаций и мотиваций, защита интересов ребенка, наличие ситуации успеха и общественного признания,