Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 753
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Мониторинговое исследование затронуло и вопросы форм финансирования дополнительного образования. Так, в 2015 году в Ростовской области почти 99% учреждений дополнительного образования детей финансировались средствами бюджетных ассигнований областного и муниципального уровней, 1,4% финансирования составили средства родителей, спонсорская и благотворительная помощь. Отметим, что в настоящее время практика благотворительного и спонсорского финансирования учреждений
системы образования только начинает появляться в России. Тем не менее, мы полагаем, что данная практика со временем получит распространение. Привлечение альтернативных источников финансирования позволит системе дополнительного образования Ростовской области подняться на новый уровень, а также достигнуть к 2020 году планового показателя 75% охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования [129].
С 2017 года основной акцент в сфере дополнительного образования делается на развитии технической и естественнонаучной направленности. В 2017-2018 учебном году численность детей, осваивающих дополнительные образовательные программы вышеназванной
направленности, увеличилась в два раза. Отметим, что на сегодняшний день, согласно официальным документам Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, услугами дополнительного образования охвачены 74,6% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Согласно положениям Концепции развития дополнительного образования детей, система учреждений дополнительного образования России должна быть модернизирована: создается сеть ресурсных центров регионального уровня, основной задачей которых является организация условий для художественного и научно-технического творчества и спорта, а также обеспечение технологической подготовки обучающихся. Преобразуется инфраструктура учреждений дополнительного образования в области физической культуры и спорта, досуга, отдыха и оздоровления детей.
Также концепция актуализирует использование ресурсов учреждений, подведомственных министерству культуры. На базе уже существующих музеев, выставочных залов, библиотек и других учреждений культуры реализуются междисциплинарные интерактивные образовательные программы для детей и подростков. В настоящее время поднимается вопрос о воссоздании сети клубов по месту жительства для включения детей в социально-значимую деятельность.
В рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» активно ведется работа по развитию инфраструктуры учреждений дополнительного образования, необходимой для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидностью. Создаются образовательные и развивающие среды и открытые пространства для реализации различных форм активности и клубной деятельности.
В настоящее время ведется работа по улучшению учебно-технической обеспеченности дополнительного образования детей: производится оборудование, специальный инструментарий и методические пособия, необходимые для реализации дополнительных общеобразовательных программ. Проекты по созданию многофункциональных культурно- образовательных центров дополнительного образования и интерактивных музеев поддерживаются на государственном уровне. Создаются условия для цифровизации пространства дополнительного образования и применения инновационных образовательных технологий. Дети имеют возможность посещать мастерские по цифровому дизайну и 3D-моделированию, мультипликационные и видеостудии. Средства массовой информации активно используются в качестве стимула личностного и профессионального самоопределения детей и подростков: создаются научно-популярные программы, программы мобильного обучения, цифровая и печатная продукция специального содержания, стимулирующие интерес обучающихся к различным видам профессиональной деятельности.
С целью развития информального и неформального образования расширяются возможности использования потенциала организаций культуры и спорта, поддерживаются общественные и медийные проекты, направленные на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции. Развиваются программы открытого образования
на базе специализированных
Интернет-порталов, детский образовательный туризм, используется в образовательных целях позитивный потенциал детско- взрослых неформальных сообществ и объединений. Все вышеперечисленные направления развития дополнительного образования определены его многозадачностью и вариативностью, и актуализируют использование уже имеющихся ресурсов, а также расширение и создание новых возможностей для формирования среды жизнетворчества школьников.
Возвращаясь к материалам проведенного нами исследования, отметим, что инфраструктура дополнительного образования в Ростовской области обеспечивает детей специальными помещениями для кружковой работы, спортивными и актовыми залами, спортивными площадками, собственными земельными участками и мастерскими (таблица 2). Помимо этого при освоении дополнительных образовательных программ периодически используются ресурсы туристических баз и выездных лагерей, краеведческих музеев и живых уголков.
Таблица 2
Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями
Материально-техническая база | Всего по РО, % |
актовый зал | 32,8 |
библиотека | 10,2 |
выездной лагерь | 2,7 |
выставочный зал | 16,1 |
досуговая комната | 8,6 |
живой уголок | 4,8 |
компьютерный класс | 14,5 |
краеведческий уголок | 5,9 |
мастерские | 18,3 |
музей | 11,3 |
отдельные помещения для кружковой работы | 55,9 |
плавательный бассейн | 4,8 |
собственный земельный участок | 28,0 |
спортивная площадка | 34,4 |
спортивный зал | 48,9 |
туристская база | 0,5 |
другое | 25,3 |
Представленная ниже диаграмма (рисунок 5) дает возможность сравнить обеспечение образовательной деятельности учреждений дополнительного образования в условиях города и сельской местности. Так,