Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 763
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
«индикатором» его эффективности. Многообразие возможного контингента воспитанников обусловливает необходимость поиска такой модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере, позволяющей педагогу построить вариативную стратегию взаимодействия с каждым ребенком, находящимся в кратковременном детском коллективе, и одновременно получить возможность для собственного профессионального совершенствования.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ:
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
-
Модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского
оздоровительного лагеря
В современной России дополнительное образование детей выступает в качестве неотъемлемой составляющей целостного образовательного пространства. В сентябре 2014 года Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, обозначившая стратегические векторы развития данного вида образования на период до 2020 года. Согласно данной концепции, дополнительное образование характеризуется открытостью и вариативностью и выступает как механизм стимулирования у подрастающего поколения мотивации к труду, спорту, творчеству и познанию окружающей действительности [128]. Дополнительное образование детей, по мнению разработчиков концепции, должно стать
«системным интегратором», обеспечивающим конкурентоспособность личности, общества и государства. Концепция в качестве основных векторов развития дополнительного образования детей определила интеграцию, обновление содержания и индивидуализацию.
Опираясь на положения Концепции развития дополнительного образования детей, мы считаем необходимым раскрыть некоторые ориентиры, которые, на наш взгляд, дополнят перечень, представленный
на государственном уровне.
Выделение индивидуализации в качестве одного из основных стратегических векторов развития дополнительного образования детей вполне обосновано и своевременно. Персонализацияи адресная направленность дополнительного образования являются гарантами его конкурентного преимущества по отношению к институтам формального образования.
Дополнительное образование обеспечивает ряд возможностей, которые не всегда и не в полной мере доступны системе формального образования. Свободный выбор организаций, образовательных программ и педагогов обеспечивает возможность реализовать обучающемуся и его законным представителям право на ошибку. Самостоятельное определение режима и темпа освоения дополнительных образовательных программ гарантирует возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий для разных категорий детей. Дополнительное образование сводит к минимуму формализм в содержании образования и организации образовательного процесса. Вариативные и развивающие дополнительные образовательные программы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка в соответствии с его интересами и возрастными особенностями. Дополнительное образование практико-ориентировано и позволяет оценивать динамику личных достижений ребенка в процессе создания персонального продукта деятельности. Вышеназванные аспекты обусловливают возможность определения дополнительного образования как уникальной и
гибкой системы, максимально отвечающей потребностям и интересам детей.
Второй важной характеристикой дополнительного образования детей является открытость,которая проявляется в ориентации данного вида образования на организацию взаимодействия разновозрастных групп обучающихся, объединенных интересами и общими видами деятельности; в создании условий для реализации инициативных проектов, развития волонтерства и социальных практик; в использовании актуального
социокультурного опыта, отражающего современные тенденции развития общества и др.
Открытость дополнительного образования тесно связана с событийностью,которая, по мнению Л.В. Горюновой, составляет основу человеческих отношений в современном образовании [63]. Данное положение позволяет сделать заключение о необходимости реализации принципа событийности в организации дополнительного образования. При этом данный принцип может быть реализован и в том случае, когда дополнительное образование осуществляется на базе общеобразовательной организации. Событийная организация позволит сформировать креативное пространство дополнительного образования детей и определит его результативность.
В настоящее время дополнительное образование детей является эффективным инструментом стимулирования адаптивности личности к изменениям окружающей действительности, формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, мировоззрения и ценностного образа мира. Дополнительное образование на сегодняшний день обладает большими
, но до конца не используемыми, возможностями.
В Концепции развития дополнительного образования детей в качестве одного из ключевых направлений названа разработка обновленного содержания дополнительного образования и создание дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на:
-
создание условий, необходимых для личностного развития и профессионального самоопределения обучающихся; -
выявление и поддержку талантливой молодежи, развитие способностей одаренных детей; -
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, стимулирование их интеллектуального, нравственного, физического и художественно-эстетического развития; -
ценностно-смысловое развитие обучающихся в процессе гражданского, духовно-нравственного, трудового, патриотического воспитания; -
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; -
подготовку спортивного резерва Российской Федерации.
Обобщая все вышесказанное, отметим, что система дополнительного образования детей обладает двунаправленным развивающим потенциалом, который проявляется как в отношении его основных интересантов, так и в отношении отечественной системы образования в целом. Содержание дополнительного образования обновляется в контексте задач перспективного развития страны. Его опережающему обновлению способствует расширение доступа к глобальным знаниям и информации. Таким образом, сфера дополнительного образования детей является уникальной инновационной площадкой для апробации перспективных образовательных моделей и технологий будущего. Ведущими трендами развития системы дополнительного