Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 747

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА



Как видно из таблицы, самыми «популярными» направлениями деятельности учреждений дополнительного образования Ростовской области являются художественное, техническое, физкультурно-спортивное и социально-педагогическое. Более скромные результаты показали военно- патриотическое и социально-экономическое направления. Отметим, что уже на тот момент большое внимание интересанты образовательных услуг начали проявлять к программам комплексного раннего развития детей. Данный вид образовательных услуг и сейчас находится на пике востребованности среди молодых родителей Ростовской области.

Стоит подчеркнуть также внимание к комплексным модифицированным программам профессионального самоопределения и профориентации

подростков по актуальным направлениям. Интерес к ним нельзя назвать случайным. Свободная творческая деятельность, организуемая в системе дополнительного образования, позволяет подросткам осознать собственные силы и возможности в том или ином виде деятельности. Таким образом, данный вид дополнительных образовательных программ стал ответом на запросы государства, общества и личности.

Согласно мониторинговым данным на 1 октября 2015 года в учреждениях системы дополнительного образования Ростовской области занимались по программам различной направленности 221 672 обучающихся. Данная цифра составила 34,8% охвата детей области, что значительно отличалось от тех показателей, которые были обозначены в «майских указах» Президента
РФ (70% детей). Таким образом, была констатирована необходимость активизации работы в данной сфере.

Следует отметить, что на период 2015 года состояние системы дополнительного образования детей по критерию охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет по России в целом нельзя назвать однозначно «ровным». Так в целом по стране данный показатель, по данным статистических исследований Высшей школы экономики, составил 68%, что в целом свидетельствовало о положительной динамике по сравнению с 2013 (59%) и 2014 (63%) годами. При этом показатели субъектов Российской Федерации могли отличаться более чем в два раза. Так, ряд регионов, такие как Республика Саха (Якутия), Краснодарский край, Калужская, Новгородская и ряд других областей показали результат выше 85%, в то время как в ряде республик Северного Кавказа, Сахалинской области и других регионах данный показатель был менее 40% [154].

На рисунке 2 показана динамика контингента обучающихся в государственных и муниципальных организациях дополнительного образования детей Ростовской области.


Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области


(на 1 января 2016 года)
Согласно данной диаграмме, показатели охвата обучающихся дополнительными образовательными программами перестали снижаться с 2014 года.

Данные мониторингового исследования показали достаточное разнообразие сети организаций дополнительного образования детей Ростовской области, в которой на 1 января 2016 года были представлены многопрофильные, художественные, технические, туристско-краеведческие, спортивные, эколого-биологические, спортивно-технические и другие учреждения (рисунок 3).



Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям



Показательно, что лидирующие позиции заняли учреждения спортивного и технического направлений, а также многопрофильные учреждения. Наименьшей популярностью у обучающихся, несмотря на наличие хорошей ресурсной базы, пользуются учреждения туристско-краеведческой и спортивно- технической направленности.

Согласно результатам мониторингового исследования 938 человек, примерно 0,4% от общей численности детей, занимающихся в учреждениях системы дополнительного образования детей, имеют особые образовательные потребности, связанные с нарушениями здоровья. Примерно столько же в процентном соотношении приходится на долю сирот и детей
, оставшихся без родительского попечения. Приведенные данные достаточно убедительно свидетельствовали о том, что на 1 января 2016 года потенциал областной системы дополнительного образования детей для контингента, имеющего особые образовательные потребности, не был использован в достаточной степени.


Мы полагаем, что опора на индивидуальные возможности детей данной категории и использование в качестве механизмов компенсации и коррекции развития личности включение в разнообразные творческие виды деятельности позволит раскрыть потенциал системы дополнительного образования Ростовской области для обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями. На рисунке 4 представлены данные о процентном соотношении детей различных нозологических групп, посещающих учреждения дополнительного образования (на начало 2016 учебного года).


Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам


Мониторинговое исследование показало и разнообразие интересов детей. Так, среди общей численности детей в двух и более творческих объединениях состояли 19 304 человека, из них на платной основе – 1 493 человека. Более половины детей посещали различные творческие объединения, кружки и студии, организованные на базе общеобразовательных учреждений. Таким

образом, в этот период шло сближение систем общего и дополнительного образования детей, что положительно сказывалось в перспективе на динамике численности контингента детей, вовлеченных в деятельность учреждений дополнительного образования. Интеграция систем общего и дополнительного образования детей в едином пространстве позволяет фактически организовать деятельность обучающихся в течение всего дня, что вызывает интерес родителей детей, особенно младших школьников и пользуется у них большой популярностью. Такая интеграция двух систем позволяет более качественно использовать возможности внеурочной деятельности и сделать ее более интересной и вариативной. Стоит отметить, что осуществление деятельности в условиях интеграции двух систем предъявляет особые требования к уровню готовности педагогов к реализации как основных, так и дополнительных общеобразовательных программ.

Также в результатах мониторинга приведены данные об участии обучающихся в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней: дети принимали активное участие в творческих и научных конкурсах, спортивных соревнованиях