Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 742
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Теоретическаязначимостьисследованияобусловлена вкладом в развитие теории дополнительного образования детей, который заключается:
-
в определении основных характеристик детского оздоровительного лагеря как пространства дополнительного образования, сочетающего признаки неформальности и информальности; -
в выделении значимых векторов развития дополнительного образования детей в современных условиях в контексте его ведущих трендов (персонализации, открытости и событийности); -
в уточнении содержания понятия «организационно- методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря»; -
в обосновании и раскрытии содержательных характеристик элементов составляющих структуру дополнительного образования детей (целевой, содержательный, технологический, рефлексивный) в пространстве детского оздоровительного лагеря в контексте его основных характеристик (вариативности, открытости, мобильности, инклюзивности); -
в разработке модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере, включающей подготовительный, диагностический, координирующий и рефлексивный этапы; -
в выделении комплекса условий, способствующих эффективной реализации модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:
-
сформулирован комплекс условий, позволяющих эффективно использовать в пространстве детского оздоровительного лагеря разработанную в исследовании модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей; -
разработан, апробирован и внедрен в практику работы детских оздоровительных лагерей Ростовской области алгоритм использования модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря; -
представленные в диссертации материалы могут быть использованы в процессе формирования дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере и реализации его организационно-методического
сопровождения, а также в процессе проведения повышения квалификации работников образования, деятельность которых непосредственно связанных с организацией отдыха и досуга детей в системе дополнительного образования и детских оздоровительных лагерях.
Достоверностьиобоснованностьполученныхрезультатовисследованияобеспечены выбором его методологических оснований, отвечающих основной цели проводимого исследования, соответствующих его предмету, позволяющих эффективно решать поставленные в исследовании задачи, согласованностью его теоретических положений и с результатами экспериментальной работы, грамотным использованием методов, позволяющих оценить эффективность результатов проведенного эксперимента.
База исследования – детский оздоровительный лагерь «Экспресс» ОАО РЖД, расположенный в поселке Кабардинка Краснодарского края. В течение всего периода исследования к работе в рамках констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов были привлечены более 600 детей, вожатых, воспитателей и других сотрудников детского оздоровительного лагеря.
Организацияисследования.Исследование проводилось в три этапа в период с 2015 по 2019 гг.
Первыйэтаписследования(2015-2016гг.)включал проведение теоретического анализа источников по исследуемой проблеме, оформление методологического аппарата исследования, в
том числе формулирование объекта, предмета, цели исследования, постановку задач и представление рабочей гипотезы исследования. Обдумывался и разрабатывался план организации эксперимента. Исследовалось реальное состояние региональной системы дополнительного образования (на примере Ростовской области).
Навторомэтапеисследования(2016-2017гг.)проектировались представленные в исследовании модель организации дополнительного образования детей и модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей, разрабатывался необходимый для их
практической реализации методический инструментарий; уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.
Третий этап исследования (2018-2019 гг.) включал апробацию в рамках непосредственной экспериментальной работы в пространстве детского оздоровительного лагеря «Экспресс» ОАО РЖД представленных в исследовании модели организации дополнительного образования детей и модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей, уточнение основных формулировок и выводов работы в виде положений, выносимых на защиту, а также окончательное оформление диссертационного исследования.
Назащитувыносятсяследующиеположения:
-
Основные характеристики пространства детского оздоровительного лагеря (вариативность, открытость, мобильность и инклюзивность), определяющие особенности организации дополнительного образования детей в контексте сочетания признаков неформального и информального образования в условиях детского оздоровительного лагеря. Вариативность, реализуемая в пространстве детского оздоровительного лагеря через использование широкого спектра дополнительных образовательных программ, позволяет ребенку ощущать себя творцом собственного отдыха и досуга. Открытость представляется как возможность преобразования содержательного компонента лагерной смены и адресного включения и использования технологий, методов и форм работы в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Мобильность определяется в контексте быстроты реакции пространства детского оздоровительного лагеря на изменения, происходящие непосредственно на его территории, связана со спецификой работы педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря с разными категориями детей. Инклюзивность как характеристика пространства детского оздоровительного лагеря определяется объективными реалиями государственной образовательной политики и заключается в
возможности использования дополнительного образования для решения задач социокультурной и социально-педагогической адаптации и реабилитации различных категорий детей.
-
Организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря есть процесс, включающий комплекс мер, направленных на обеспечение эффективности дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря с учетом интересов и потребностей всех его субъектов, основными характеристиками которого являются: наличие непосредственных (администрация и педагогический состав) и опосредованных (воспитанники) интересантов; частичная повторяемость (цикличность) этапов во время каждой лагерной смены; активное взаимодействие методиста и педагога-психолога в процессе организационно-методического сопровождения; использование потенциала непосредственных интересантов в качестве активных
«помощников» на различных этапах организационно-методического сопровождения; сочетание направленности на профессиональное совершенствование педагогического состава детского оздоровительного лагеря и обеспечение результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы воспитанниками.
-
Модель организационно-методического сопровождения, являющегося неотъемлемой частью дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря, представлена подготовительным,диагностическим,координирующими рефлексивнымэтапами, направленными на: формирование сплоченного педагогического коллектива, готового к разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы в условиях детского оздоровительного лагеря (подготовительныйэтап); диагностика, направленная на выявление и поддержание стабильности эмоционально- психологического состояния членов педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря и окончательное формирование содержания программы
дополнительного образования детей, которое будет реализовано в период лагерной смены (диагностическийэтап); обеспечение слаженности и согласованности действий педагогического состава, методиста, педагога-психолога и администрации лагеря в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы, а также результативность ее освоения детьми в период лагерной смены (координирующийэтап); анализ результатов дополнительного образования детей и своевременное корректирование его организации во время следующей лагерной смены посредством актуализации его содержания и методической поддержки обновляющегося педагогического состава детского оздоровительного лагеря (рефлексивныйэтап).
-
Совокупность образовательных, кадровых, материально-технических и фасилитационных условий, обеспечивающих эффективность организационно- методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря. Образовательныеусловиявключают методический инструментарий, необходимый для разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ и дополнительных мини-программ, ориентированных на учет возможных интересов и образовательных потребностей всех категорий воспитанников детского оздоровительного лагеря. Кадровыеусловияобеспечиваются совместно организованной работой методиста и педагога- психолога по сопровождению всех участников дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Материально-технические условияявляются основой для прогнозирования вероятного контингента детей, которые могут посетить детский оздоровительный лагерь, определения возможной потребности в кадрах; корректировки содержания дополнительной общеразвивающей программы, проектирования методического инструментария, необходимого для реализации дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря. Фасилитационные условия включают организованную поддержку инициативы и творчества детей, а также поддержку личностно-