Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 762
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
В течение всего периода лагерной смены методист координировал работу вожатых по реализации дополнительных мини-программ в экспериментальных отрядах, оказывал помощь при корректировке используемых дополнительных мини-программ в составе заранее составленного плана смены для конкретного отряда, проводил индивидуальные консультации и групповые занятия по использованию методов, средств и форм работы с детьми при освоении дополнительных мини-программ схожей направленности.
Педагог-психолог на этом этапе также был включен в работу по организационно-методическому сопровождению. Результаты его деятельности наглядно отражены на представленных выше диаграммах. Полученные в середине смены данные промежуточной диагностики детей не только позволили получить сведения об их эмоционально-психологическом состоянии, но и установить степень его взаимосвязи с процессом освоения дополнительных мини-программ.
Совместный с методистом и вожатыми экспериментальных отрядов анализ полученных данных позволил осуществить своевременную корректировку траекторий дополнительного образования в каждом экспериментальном отряде.
Результаты итоговой диагностики были проанализированы
на рефлексивномэтапе организационно-методического сопровождения. Были сделаны выводы о большей востребованности дополнительных мини-программ профориентационной направленности среди воспитанников 13-16 лет, мини-программы прикладной направленности были в равной степени востребованы детьми всех возрастных групп. При этом отмечалась большая вариативность второго вида программ, что дало основание для оперативного дополнения банка мини-программами профориентационной направленности.
Вожатыми были проанализированы результаты собственной деятельности в период лагерной смены. Необходимо отметить, что о затруднениях в процессе организации дополнительного образования детей на рефлексивном этапе заявляли только вожатые контрольных отрядов, в то время как вожатые, работавшие в экспериментальных отрядах, имели возможность для устранения своих затруднений в режиме текущего взаимодействия с методистом и педагогом- психологом, встречи с которыми были регулярными в течение всего периода лагерной смены. Руководство лагеря приняло решение во время следующей лагерной смены объединить для работы с каждым отрядом вожатых экспериментальных и контрольных отрядов, при этом вожатые, которые участвовали в работе экспериментальных отрядов в период первой смены, выполняли фасилитационные функции в отношении своих вновь прибывших коллег и бывших вожатых из контрольных отрядов.
Анализ результатов работы, проведенной в ДОЛ «Экспресс», и положительные отзывы и рекомендации руководства
лагеря позволили предложить разработанную нами модель организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря для внедрения в детских оздоровительных лагерях
Ростовской области. Был разработан алгоритм использования вышеназванной модели и условий, необходимых для ее реализации в любом детском оздоровительном лагере, который представляет собой совокупность шагов (действий) следующих в определенном порядке:
Первыйшаг- подготовительный, предполагающий оценку ресурсов детского оздоровительного лагеря с позиции наличия или отсутствия условий, необходимых для реализации модели. Оценивается материально-техническая база детского оздоровительного лагеря, кадровый состав сотрудников, содержательная составляющая дополнительной образовательной программы детского оздоровительного лагеря и возможность ее адаптации для воспитанников различных категорий.
Второйшаг- адаптационный, заключающийся в формировании стратегии быстрого изменения, имеющихся в детском оздоровительном лагере условий в соответствии с характеристиками предлагаемой модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей и планируемым контингентом лагерных смен. На данном этапе разрабатываются дополнительные мини-программы, соответствующие утвержденной основной программе детского оздоровительного лагеря; заключаются
договоры со специалистами, необходимыми для работы с различными категориями детей; расширяется или адаптируется материально- техническая база детского оздоровительного лагеря (при необходимости); организуется тренинговая работа с основным кадровым составом лагеря, направленная на формирование компетенций, необходимых для реализации дополнительных мини-программ и осуществления в процессе работы функций фасилитатора.
Третийшаг-организационный, осуществляется непосредственно в процессе лагерной смены, предполагает использование модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей при наличии в детском оздоровительном лагере всех условий,
необходимых для ее реализации. Педагоги (воспитатели, вожатые) формируют отряды по интересам, в которых воспитанники включены в процесс освоения дополнительных мини-программ, осуществляют необходимую фасилитационную поддержку, используют материально-технические возможности детского оздоровительного лагеря в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями воспитанников, проводят регулярный мониторинг результатов освоения дополнительных мини-программ в отрядах по интересам. Руководство детского оздоровительного лагеря координирует работу сотрудников в соответствии с результатами мониторинга