Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Косвенно процесс организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей затрагивает и воспитанников детского оздоровительного лагеря, которые являются своеобразными «индикаторами» его эффективности. Отметим, что типовой детский оздоровительный лагерь,
реализующий дополнительные общеразвивающие программы в период летних каникул, является пространством, в котором могут присутствовать дети с самыми разными образовательными потребностями и особенностями развития (одаренные дети, дети-мигранты, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети с особыми возможностями здоровья, дети- сироты и др.). Многообразие возможного контингента воспитанников обусловливает необходимость поиска такой модели организационно- методического сопровождения дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере, при которой педагог сможет построить вариативную стратегию взаимодействия с каждым ребенком, находящемся в кратковременном детском коллективе, и одновременно получить возможность для собственного профессионального совершенствования. Разработка такой модели является предметом следующего параграфа нашего исследования.
Выводы по первой главе исследования
-
Становление и развитие отечественной системы дополнительного образования насчитывает не одно столетие. Дополнительное образование детей является в настоящее время одним из приоритетных направлений в образовательной политике Российской Федерации.
Российская система дополнительного образования детей достаточно быстро обновляется и развивается, сочетая при этом две основные взаимодополняющие тенденции. Первая заключается в стремлении к сохранению традиционных организационных форм дополнительного образования, вторая связана с открытостью новым перспективным практикам и готовностью адаптировать положительный зарубежный опыт. Таким образом, в сфере дополнительного образования сочетаются традиции и инновации.
-
Детский оздоровительный лагерь как пространство образования и воспитания обладает универсальностью в контексте возможных составляющих дополнительных образовательных программ, определяющих содержательную наполненность лагерной смены. Основанием для определения универсальности является деятельностный подход к организации процесса функционирования единого пространства ДОЛ.
Специфические особенности лагерных смен и контингента воспитанников позволяют рассматривать детский оздоровительный лагерь как пространство информального и неформального образования. Отсутствие регламентированности и ярко выраженной, очевидной для детей целенаправленности, а также ориентация на активизацию индивидуальной
познавательной деятельности воспитанников свидетельствуют об информальном характере пространства детского оздоровительного лагеря. В то же время, определенная общая направленность лагерной смены, возможность реализации образовательных программ в формате, не свойственном систематизированному обучению, позволяют воспитанникам осваивать знания и приобретать навыки в процессе приобщения к общекультурным ценностям и взаимодействия в кратковременном детском коллективе. Таким образом, образовательная деятельность детского оздоровительного лагеря демонстрирует признаки неформальности.
-
Для детского оздоровительного лагеря характерны ряд особенностей, определяемых на основе его рассмотрения как пространства дополнительного (неформального) и информального образования детей;
-
различные виды деятельности, не связанные напрямую с обучением, в сочетании с ориентацией на обеспечение организованного досуга воспитанников позволяют говорить о детском оздоровительном лагере как пространстве информального образования, в котором дети в процессе различных видов деятельности получают возможность формирования необходимых для жизни умений и навыков; -
пространство детского оздоровительного лагеря позволяет дополнить содержание основного образования ребенка посредством его участия в тематических лагерных сменах, решающих конкретные образовательно-воспитательные задачи. Таким образом, пространство детского оздоровительного лагеря проявляет свою дополнительность (неформальность). В деятельности воспитанников при этом доминирует позитивная мотивационная составляющая, обеспечивающая результативность формирования дополнительных умений и навыков; -
органичное сочетание признаков информальности и неформальности позволяет говорить о вариативности пространства детского оздоровительного лагеря, в котором из разнообразного спектра предлагаемых форм деятельности ребенок самостоятельно делает выбор в пользу тех, которые в наибольшей степени отвечают его личным интересам, особым образовательным потребностям и индивидуальным возможностям; -
пространство детского оздоровительного лагеря, органично сочетающее элементы неформальности (дополнительности) и информальности при реализации дополнительных образовательных программ, позволяет воспитанникам получить первый опыт непрерывного образования, превращая время развлечений и оздоровительного отдыха в часть личной образовательной траектории ребенка.
-
Детские оздоровительные лагеря являются пространством, в котором органично совмещаются возможности образовательного досуга и сохранения и укрепления здоровья детей. В условиях многообразия типов детских оздоровительных лагерей и, соответственно, решаемых ими образовательно- воспитательных задач, актуализируются проблемы организации и сопровождения дополнительного образования детей в пространстве ДОЛ.
В пространстве детского оздоровительного лагеря, сочетающем признаки неформальности и информальности, присутствуют условия, необходимые для стимулирования индивидуальной самостоятельной познавательной
деятельности детей. Особенности пространства детского оздоровительного лагеря, связанные, в том числе с подвижностью контингента воспитанников и периодической обновляемостью педагогического состава, реализующего дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, обусловливают поиск оптимальных вариантов организационно- методического сопровождения, отвечающих потребностям всех субъектов дополнительного образования.
-
Выбор теоретических основ организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря базируется на принципе междисциплинарности, что позволяет учитывать не только педагогические особенности образовательного процесса, но и характеристики взаимодействия всех субъектов дополнительного образования, диктуемые пространством детского оздоровительного лагеря. В процессе проектирования модели организационно- методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря целесообразно обращение к теоретическим положениям концепций педагогического, психолого-педагогического, социально-педагогического, научно-методического и других видов сопровождения в образовании, а также к концепциям психологии управления, фасилитации и супервизии, адаптированным к условиям дополнительного образования детей в пространстве ДОЛ.
-
Анализ практики дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря показывает, что в настоящее время можно выделить крупные образовательно-оздоровительные центры (комплексы), реализующие дополнительные общеразвивающие программы круглогодично, и типовые детские оздоровительные лагеря, работающие по таким программам в период летнего отдыха детей. В крупных центрах практика организационно- методического сопровождения дополнительного образования реализуется централизованно в специальных отделах и управлениях. Для типовых ДОЛ
разработаны методические рекомендации и пособия по реализации различных видов сопровождения детей, инструментарий для педагогов по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ, но при этом сопровождение дополнительного образования детей носит эпизодический и бессистемный характер.
-
Организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря следует рассматривать как процесс,включающийкомплексмер,направленныхнаобеспечениеэффективностидополнительногообразованиядетейвпространстведетскогооздоровительноголагерясучетоминтересовипотребностейвсехегосубъектов.Активными субъектами организационно- методического сопровождения являются вожатые, педагоги-организаторы, воспитатели. Процесс организационно-методического сопровождения дополнительного образования косвенно затрагивает и воспитанников детского оздоровительного лагеря, результативность деятельности которых является