Файл: Документированная процедура управление человеческими ресурсами.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
5.2 Документация, необходимая для управления человеческими ресурсами
5.3 Управление численностью персонала
5.3.1 Планирование численности персонала
5.3.2 Планирование роста производительности труда
5.3.3 Регулирование численности персонала
5.4 Установление полномочий персонала организации
5.4.1 Порядок оформления полномочий персонала
5.5 Подбор персонала и прием на работу
5.5.1 Порядок подбора персонала
5.5.2 Квалификационные требования
5.6.2 Порядок обучения и подготовки персонала
5.6.3 Оценка компетентности персонала
5.6.4 Учет компетентности персонала
5.6.5 Коммуникация, осведомленность и обмен информацией
5.7 Управление резервом кадров
5.9 Перевод (перемещение) персонала на другую работу
5.11 Оплата труда и компенсации
5.12.2 Инструктаж по безопасности труда
5.12.3 Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда
5.12.4 Аттестация рабочих мест по условиям труда
5.14 Мониторинг и улучшение эффективности использования человеческих ресурсов
5.14.2 Оценка эффективности управления персоналом
Форма удостоверения о проверке знаний и допуске сотрудника к работе
Рекомендации по созданию системы мотивации персонала
Информационное обеспечение управления человеческими ресурсами
Составление и оформление кадровой документации регламентируется Законами РФ № 197-ФЗ, № 181-ФЗ и другими законодательными и нормативными актами.
Личное дело сотрудника может содержать следующие сведения и документы:
– личная (учетная) карточка ([7, форма № Т-2]), в которую записываются:
-
фамилия, имя, отчество, -
год рождения, -
табельный номер, -
наименование должности по штатному расписанию, -
дата начала работы в организации, -
разряд (класс, категория) и его изменения. Сведения о присвоении квалификационных разрядов рабочим вносятся в их трудовые книжки, а сведения о повышении квалификации специалистов – в их личные дела, -
сведения о повышениях квалификации, -
сведения об обучении, переподготовках и, если предусмотрено учебным курсом, стажировках на виды работ, -
даты переводов (перемещений) и наименования новых должностей, -
дата увольнения;
– заявление о приеме на работу;
– анкета и дополнение к ней;
– трудовая книжка;
– трудовой договор (см. Приложение В) – экземпляр организации. Экземпляр сотрудника хранится у него;
– копия приказа о приеме на работу ([7, форма № Т-1]);
– копии документов о базовом образовании и специальность по базовому образованию (подлинники документов хранятся у сотрудников);
– копия допуска (удостоверения, свидетельства) на право выполнения работ (например, специальных), изменения допуска. Удостоверение хранится у сотрудника;
– копии программ обучения, графики обучения;
– протоколы заседаний квалификационных комиссий;
– копии действующих свидетельств и сертификатов о квалификации (обучении, подготовке); свидетельства и сертификаты хранятся у сотрудников.
Основанием для внесения записей в учетные документы и изменений записей являются приказы, которые издают в порядке, установленном [8].
При управлении персоналом в организации может создаваться также другая документация в соответствии с настоящей ДП. При необходимости, персональные данные сотрудников могут быть внесены в компьютерную базу данных, управляемую согласно [1]. Преимуществами баз данных являются быстрое нахождение данных о любом сотруднике, удобная обработка данных
, тиражирование справок для рассылки и т.п.
Разрешение на копирование и рассылку учетных сведений о персонале заинтересованным лицам может дать директор.
Аннулирование учетных данных производят на основании приказа директора об увольнении сотрудника.
Учетные документы персонала, включая аннулированные, хранятся в архиве организации в течение сроков, установленных [9].
5.3 Управление численностью персонала
5.3.1 Планирование численности персонала
Как долгосрочную, так и текущую кадровую политику можно реализовать с помощью кадрового планирования. Путем кадрового планирования обеспечиваются потребности организации в необходимом количестве специалистов в соответствии с требованиями производства в конкретные временные рамки. Планирование представляет собой применение процедур по [4] для комплектации персонала и включает в себя оценку наличных ресурсов, оценку будущих потребностей организации и разработку действий по их удовлетворению.
О ценка наличия трудовых ресурсов совмещается с оценкой качества труда имеющихся работников, выполняемой по [11, раздел 6].
В
1 Зам.
силу того, что исходной точкой в кадровом планировании является прогноз (сбыта продукции, развития предприятия и т.п.), само планирование приобретает вероятностный характер, а результатом планирования является прогноз заданных показателей. Поэтому при определении потребной численности персонала в организации не выполняют формальных расчетов, а основываются на фактических потребностях организации и, тем самым, достигают цели исключения возможности перенесения недостатков в использовании сотрудников в прошедших периодах на планируемый период.
Конкретное определение потребности в персонале производят с учетом количества, квалификации, времени занятости и расстановки сотрудников в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. При этом производят сравнение потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату, которое представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки, см. Таблицу 1.
Таблица 1. Действующие взаимосвязи в планировании потребности в персонале
Факторы | Их влияние | Методы определения |
1 Факторы, существующие вне предприятия (внешние) | ||
1.1 Изменение конъюнктуры | – Сбытовые возможности предприятия – Себестоимость | Анализ тенденций, оценка |
1.2 Изменение структуры рынка | Анализ рынка | |
1.3 Конкурентные отношения | Анализ положения на рынке | |
1.4 Данные, определяемые экономической политикой | Анализ экономических данных и процессов | |
1.5 Тарифное соглашение | Прогноз последствий, анализ принятых соглашений | |
2 Факторы, существующие на предприятии (внутренние) | ||
2.1 Запланированный объем сбыта | – Количественные и качественные потребности в кадрах (новый спрос или пониженный спрос) – Численность необходимого персонала | – Принятие решений в соответствии с оценкой факторов, перечисленных в пункте 1 таблицы – Бюджетирование и бизнес-планирование |
2.2 Техника, технология, организация производства и труда | – Численность необходимого персонала – Объем и качество готовой продукции | – Показатели на основе статистических данных о качестве – Учет убытков |
2.3 Текучесть кадров | Дополнительная потребность в работниках для замены выбывших | – Определение доли текучести кадров – Учет убытков |
2.4 Простои | – Нерациональное использование персонала – Сокращение объема производства | – Определение доли простоев – Учет убытков |
Принятые в результате планирования решения должны способствовать успешному осуществлению стратегии организации.
Кадровое планирование рекомендуется осуществлять по принципу: «Берем только того, без кого невозможно обойтись», оно должно дать ответы на следующие вопросы:
– сколько работников, с каким уровнем квалификации, когда и где будут необходимы;
– зачем нам нужна конкретная должность или деятельность;
– создаст ли планируемый кадровый состав условия, при которых будут достигнуты результаты сформулированной стратегии организации;
– каким образом можно привлечь необходимый или сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты;
– каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями;
– каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям;
– каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия.
Кадровое планирование с целью его эффективности должно быть увязано с бизнес-планирова-нием организации в целом, для чего кадровое планирование включает задачу предоставления работающим рабочих мест в нужный момент и в необходимом количестве в соответствии с их способностями и склонностями.