Файл: Документированная процедура управление человеческими ресурсами.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 478
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
5.2 Документация, необходимая для управления человеческими ресурсами
5.3 Управление численностью персонала
5.3.1 Планирование численности персонала
5.3.2 Планирование роста производительности труда
5.3.3 Регулирование численности персонала
5.4 Установление полномочий персонала организации
5.4.1 Порядок оформления полномочий персонала
5.5 Подбор персонала и прием на работу
5.5.1 Порядок подбора персонала
5.5.2 Квалификационные требования
5.6.2 Порядок обучения и подготовки персонала
5.6.3 Оценка компетентности персонала
5.6.4 Учет компетентности персонала
5.6.5 Коммуникация, осведомленность и обмен информацией
5.7 Управление резервом кадров
5.9 Перевод (перемещение) персонала на другую работу
5.11 Оплата труда и компенсации
5.12.2 Инструктаж по безопасности труда
5.12.3 Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда
5.12.4 Аттестация рабочих мест по условиям труда
5.14 Мониторинг и улучшение эффективности использования человеческих ресурсов
5.14.2 Оценка эффективности управления персоналом
Форма удостоверения о проверке знаний и допуске сотрудника к работе
Рекомендации по созданию системы мотивации персонала
Информационное обеспечение управления человеческими ресурсами
5.6.2 Порядок обучения и подготовки персонала
Работы по подготовке и обучению персонала рекомендуется планировать. Планирование может осуществляться в порядке, установленном [4]. При планировании обучения рекомендуется расширять взаимозаменяемость всех исполнителей путем освоения ими смежных специализаций. Для участников специальных процессов помимо первичного обучения необходимо также планировать периодическую повторную проверку знаний (повторную аттестацию).
Главные специалисты (руководители подразделений) ежегодно до 01 октября текущего года подают заместителю директора заявки и предложения по обучению персонала на предстоящий год. Заместитель директора на основании заявок до 20 октября разрабатывает проект годового плана подготовки и обучения персонала, который с примерной сметой расходов на проведение мероприятий, указанных в плане, подает главному бухгалтеру. В смету включают стоимость услуг по обучению персонала во внешних организациях, а также услуг приглашаемых преподавателей. Главный бухгалтер вносит в бюджет соответствующие ресурсы на подготовку кадров, согласовывает план и направляет его директору для утверждения. Форма плана подготовки и обучения персонала произвольная.
План, утвержденный директором, заместитель директора рассылает заинтересованным сотрудникам организации.
Профессиональное обучение и подготовка персонала включает:
– подготовку новых сотрудников – обучение по специальностям, освоение практических навыков и технологических приемов работы, изучение действующих нормативных документов, в том числе документов СМК;
– текущую подготовку – изучение действующих документов, регламентирующих выполнение работ по созданию и эксплуатации продукции, в том числе документов СМК, изучение информации по надежности продукции, методам выявления, устранения и предупреждения отказов и других несоответствий, изучение изменений документов и конструкций, приобретение навыков работы на новом оборудовании, освоение новых видов работ, изучение правил охраны труда и пожарной безопасности при выполнении конкретных работ с учетом их особенностей;
– повышение квалификации персонала, в том числе обучение смежным профессиям (работам) на различных целевых курсах и курсах повышения квалификации – проводятся по темам в соответствии с конкретными специальностями или профессиями, на которых персонал изучает документы, системы и оборудование, средства труда, новые методы и производственные процессы в области профессиональной деятельности.
Порядок и периодичность обучения, переобучения и повышения квалификации персонала, выполняющего работы по созданию продукции, определяются в зависимости от видов работ и специализации персонала в соответствии с требованиями ЕТКС и КСДР. В каждом конкретном случае следует определить, что должны изучать сотрудники, тип обучения или образования, который нужно использовать, как и где будет проходить обучение.
Подготовка персонала, не требующая получение специальных знаний и навыков, как правило, проводится самостоятельно во время работы на рабочем месте, когда сотрудники изучают и закрепляют знания путем выполнения индивидуальных заданий по отдельным темам или документам, выдаваемым руководителями. Этот вид обучения проводится силами специалистов организации, объясняющими обучаемому сотруднику, что следует делать. Рекомендуется включать такое обучение в план подготовки и обучения персонала. По плану закупают требуемые учебные пособия и технические средства обучения, а сотрудники, назначенные преподавателями, разрабатывают учебные программы, конспекты проведения занятий, раздаточный материал. Для проведения теоретических занятий могут быть привлечены квалифицированные специалисты внешних организаций и преподаватели учебных заведений, имеющие лицензию на право обучения. При необходимости по указанию директора обучение может проводиться вне плана. Если результатом обучения должно быть подтверждение или присвоение разряда (категории), то обучение заканчивается итоговой аттестацией сотрудников, прошедших обучение, с оформлением протоколов квалификационной комиссией. Разряд подтверждается или присваивается изданием приказа.
Специальное обучение персонала (например, обучение аудиторов внутренних проверок СМК, ответственных за метрологическое обеспечение, на право выполнения специальных процессов, а также повышение квалификации на курсах, переподготовка и обучение вторым профессиям) должно осуществляться во внешних учебных заведениях или других организациях, имеющих соответствующие полномочия и учебную базу.
Сотрудников при направлении их на учебу во внешние организации оформляют как в служебную командировку.
Окончание специального обучения и курсов повышения квалификации подтверждается документами, выдаваемыми сотрудникам по месту учебы. При необходимости, определяемой директором, оценка знаний и навыков конкретных сотрудников может быть проведена квалификационной комиссией организации в порядке, установленном настоящей ДП, с оформлением соответствующих документов по результатам этой аттестации.
5.6.3 Оценка компетентности персонала
Целями процедуры оценки компетентности персонала являются определение потребностей в обучении и выработка воздействий, направленных на повышение эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации.
Методом оценки компетентности персонала является аттестация персонала, которая является комплексной оценкой деятельности и результативности труда сотрудников. Аттестация может проводиться, например, для подтверждения соответствия персонала, имеющего право оформления документации и выполнения работ, на которые он уполномочен, по решению директора, а также с периодичностью, установленной нормативными и законодательными требованиями. Результатом аттестации является последовательное накопление информации и данных об образовании, подготовке, мастерстве и опыте сотрудников.
Примечание – Аттестация не проводится в отношении аудиторов внутренних аудитов (проверок), подготовленных в соответствии с квалификационными требованиями, установленными [18, Приложение Б]. Аудиторы должны совершенствовать свои знания в области проведения аудитов на специализированных курсах повышения квалификации.
Оценку знаний (аттестацию) и присвоение квалификации конкретному сотруднику осуществляет квалификационная комиссия организации. Председателем комиссии является директор, в ее состав включены главные специалисты по направлениям деятельности. Статус и порядок работы комиссии установлены требованиями Закона РФ № 197-ФЗ, ЕТКС, КСДР, внутренних документов организации, в том числе [19].
Для оценки и аттестации персонала устанавливаются конкретные цели, которые не должны основываться на особенностях личного отношения руководителя к своему подчиненному. Этим предотвращается необоснованная критика, которая в большинстве случаев вызывает защитную реакцию поведения сотрудника и не приводит к ожидаемому результату.
Работа комиссии проводится на основании письменного заявления сотрудника произвольной формы и представления руководителя соответствующего подразделения или по решению председателя комиссии, которое он может принять по результатам текущей работы этого сотрудника. По поручению председателя комиссии члены комиссии осуществляют сбор и анализ информации о сотруднике, в том числе записей об обучении
аттестуемого и о его деятельности в организации, которые представляют на заседание комиссии. Аттестация может заключаться в изучении представленных материалов, а также, при необходимости, в виде собеседования членов комиссии с аттестуемым.
По результатам аттестации комиссия оформляет решение (протокол), содержащий решения, рекомендации, выводы комиссии. Протокол подписывают участники комиссии от организации, присутствовавшие на заседании. К протоколу прикладывают заявление аттестуемого сотрудника, представление его руководителя, другие документы, подтверждающие зафиксированное решение комиссии. Протокол утверждает председатель комиссии. Допускается использовать форму протокола по [8, Приложение Д].
Все материалы комиссия передает заместителю директора. Заместитель директора знакомит сотрудника с материалами комиссии под роспись, по требованию сотрудника выдает ему копию протокола, а затем направляет материалы для хранения в личное дело сотрудника.
На основании материалов комиссии могут быть приняты управленческие решения, например об уровне и о подтверждении квалификации, о присвоении разряда (класса) или направлении на профессиональную подготовку, о сильных и слабых сторонах сотрудников, о корректировке оплаты труда, материального вознаграждения и нематериальных поощрений и т.п. Если необходимо, то заместитель директора в порядке, установленном [8], издает приказ по личному составу, после утверждения приказа оформляет удостоверение (свидетельство) о прошедшей проверке знаний и допуске сотрудника к самостоятельной работе или к выполнению конкретных видов работ. Форма удостоверения приведена в Приложении А.
При необходимости копии приказа рассылают заинтересованным лицам согласно [20].
Директор и главные специалисты организации находятся в постоянном контакте со всеми сотрудниками и имеют возможность непосредственно оценивать их сильные и слабые стороны. Поэтому заседания квалификационной комиссии допускается проводить с произвольной периодичностью