Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8116

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Не следует путать педагогических и деловых программных продуктов, используемых профессионалами в процессе их деятельности апример, см. 66].





2.2. О ТЕСТАХ

2.2.1. Основы знания тестов

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

Конкретность истины. Полезны ли тесты вообще, в том числе на экзаменах, особенно на аттестационных (ЕГЭ)? Сейчас растет практика ЕГЭ и ее критика. Высказывают такие оценки тестов, что впору отказываться от них полностью (отбросить их). Для осмысления проблемы воспользуемся аналогией. Средства транспорта имеют не только позитивное, но и негативное значение в общество, их прогресс ведет к росту их негативных следствий. Во-первых, ходьба людей не только перемещает их с одной в другую точку местности, но и служит средством развития их здоровья. Средства транспорта лишают движения людей. Во вторых, средства транспорта опасны для жизни и их прогресс ведет к росту числа жертв ДТП, в том числе и смертей. В третьих, средства транспорта ухудшают экологическую проблему. Разве это не так? Но значит ли это, что надо отказываться от них вообще? Считаю данный вопрос риторическим. Люди по разному преодолевают негативные следствия транспорта: занимаются бегом, соблюдают правила пользования транспортом и т.п. Такое же положение имеется во всех формах технизации, индустриализации общества, в том числе и педагогического труда. Возникающие проблемы надо преодолевать с учетом их природы и т.п., не становясь луддитами, т.е. не уничтожать технику саму по себе.

Тесты решают одни, а порождают другие проблемы. И не нужно думать о том, что любое соотнесение достоинств и недостатков тестов терпимо. Могут быть следствия, которые исключают их вообще. Или сложиться такая ситуация. Но пока тестирование имеет значительные преимущества и не известно фатальных негативных их последствий. Известно множество преувеличенных (гипертрофированных) оценок тестов, которые не способствуют педагогическому прогрессу.


Слово «тестирование» часто используют вместо иных слов «испытания», «проверка» и т.п. В частности, это можно видеть в следующем сообщении от 8 июня 2004 года: «Нынешний проход Венеры ученые намереваются использовать для тестирования оборудования космических телескопов для исследования отдаленных звезд и планет». Широко распространено тестирование электрооборудования, радиооборудования, компьютера и т.п. для выявления места сбоя и т.п.

Многозначность термина «тестирование» затрудняет осмысление функции учебных тестов. Скажем, называют тестированием проверку функционирования разных изделий, в частности компьютеров (или «харда», как говорят образно) или их программных продуктов («софта»). При покупке компьютера их тестируют для того, чтобы удостовериться в их работоспособности. Или при разработке каждой компьютерной программы специалисты их тестируют для выявления возможных их недоработок. В русском языке для этого обычно используют слово «испытания». Это не имеет отношения к учебным тестам. И все это важно для соответствующих специалистов. Здесь же речь идет о тестировании духовного мира людей.

Тестирование

┌─┴─┐

свойств аппаратуры способностей людей

┌─┴─┐

«Харда» «софта»

Тесты

┌─────┴────┐

Изделий ума (способностей людей)

┌─────┴────┐

Психологические педагогические

(учебные)

┌─────┴────┐

Эрудиции интеллекта

┌─────┴────┐

Умений навыков

┌─────┴────┐

Усвоения «творческие»

Тестирование

┌─────┴────┐

педагогическое психологическое

┌─────┴────┐

в учебных заведения профессиональное

┌─────┴────┐

дидактическое мониторинга

┌─────┴────┐

обычное ЕГЭ

Несомненна необходимость психологического тестирования. Нужны и тесты при найме на предприятия - профессиональные тесты. Особенно это касается ряда профессий, например, врачи, машинисты электропоездов. Таким профессиям можно научить всякого, но не все способны работать по данным профессиям и в виду психологических факторов и некомпетентности. Такую работу проводят обычно в рамках профориентации. Становится нормой и тестирование с точки зрения административного мониторинга за учебными заведениями для целей их аккредитации. Особой формой является тестирование при ЕГЭ. Все это здесь не рассматриваем.


Следует выделить главные формы тестирования:

Тестирование

┌───┴──┐

Учебное (педагогическое) профессиональное

┌───┴──┐

Образованности психики

Не имеют отношения к учебным тестам психологические тесты. Существует много психологических тестов и многие из них рациональны. Безусловно, важны тесты для определения темперамента и т.п. Несомненно, нужна их систематика. И это дело психологов. Несколько иначе можно различать такие тесты:

Тесты

┌───────┼────────┐

Физиологические когнитивные дидактические

(психологические)

┌───────┼───────┐

эрудиции интеллекта творчества

тесты

┌─────┴────┐

физиологические когнитивные (духовные)

┌─────┴────┐

психологические дидактические

Детекторы лжи – физиологические тесты. В таком случае измеряют физиологические параметры функционирования человека. Совершенно иное имеет место при психологическом тестировании, которым чаще всего измеряют подсознательные процессы. Дидактические тесты проверяют сознание людей.

Тестами можно проверять эрудицию, т.е. знание тех или иных мыслей. Возможны два таких теста – проверять пассивные знания и активные. Первые проверяют с помощью закрытых заданий, а вторые – открытых заданий.

Тестирование интеллекта или интеллектуальных способностей происходит различно. Например, дают задание по математике на умножение многозначных чисел. Если человек выполнил правильно умножение, то правильный ответ свидетельствует о его умении умножать или о его данной интеллектуальной способности. Но если он ошибся, то неизвестен ошибочный элемент процесса умножения. По сложности интеллект может быть разным:

Упражнение задача проблема

Упражнением проверяют знание алгоритма интеллектуальных действий. Главная трудность задачи – составить такой алгоритм. Если изученный материал содержит необходимые для этого знания, то это будет просто задача, а если нет, то проблема. Часто различают проблему как трудную задачу, которую можно решить только на основе знания многих разделов науки или многих наук. В исследовании проблемой называют такую задачу, для которой пока нет алгоритма решения вообще. В английском языке проблемой обычно называют просто задачу.

Интеллектуальные тесты проверяют процесс мышления (мыслительные операции) для того, чтобы выявить ошибочные операции. В связи с этим следует строго различать тестирование интеллекта и интеллектуальные тесты. (Конкретнее по данному вопросу смотри далее).

Креативные тесты проверяют творческие способности. Но пока нет должной теории творчества, а поэтому проблематичны претензии на разработку таких тестов.


Дидактические или педагогические тесты многообразны. Их различают по объекту проверки – знаний, умений, навыков.

Тесты эрудиции являются наиболее распространенными. Они проверяют знания, их объем, широту и т.п. И такие тесты важны в педагогике. Не может быть речи об отказе от них. Но на их основе возникли такие явления, которые следует знать и быть готовыми противодействовать им.

Тестирование способностей людей различно и надо строго различать его формы. Здесь имеем дело только с педагогическим тестированием, т.е. элементом учебного процесса как его фактора. Особо следует рассматривать специальные формы тестирования, например профессиональное, скажем, при сдаче на права водителей машин и т.п. Здесь же можно отметить и психологическое тестирование, когда выявляют черты темперамента, характера и т.п. Следует также обособить и функциональные тесты - единый государственный экзамен (ЕГЭ), проверка знаний студентов как основа аттестации и аккредитации вузов и т.п. Последние проводятся коммерчески и строго функциональны.

Тестирование

┌──┴──┐

Способностей людей свойств техники

┌──┴──┐

Педагогические психологические

┌──┴──┐

Дидактические профессиональные

┌──┴──┐

Функциональные аттестационные

┌──┴──┐

Учебные экзаменационные

Главное различать:

Педагогические тесты

┌───────────────┼────────────────┐

Обучающие экзаменационные профессиональные

Обучающие тесты являются элементом обучения. С их помощью управляют процессом обучения. Конкурсное, экзаменационное тестирование не влияет на обучение, а воздействуют на будущую судьбу. Обучающие тесты длятся минуты, скажем 30 минут. Школьные конкурсные экзамены (ЕГЭ) длятся часы (1-3 часа). Профессиональные тесты используют при приеме на работу. Они могут продолжаться 15 часов и более.

При обсуждении проблем учебного тестирования следует различать:

тесты тестовые задания «банки» тестовых заданий.

Тестами считают и обособленные единицы. Их множество - тестовые задания для конкретного использования. Все множество тестовых заданий называют «банки тестовых заданий». Бывает и иное использование этих слов: тестовое задание – одно, тест – совокупность тестовых заданий, банк тестов – система тестов по предмету.

В официальных документах тесты узаконены и дано право педагогам их применять. Тем не менее, они практически еще не стали тем, чем они могли бы быть. Против тестов настроена педагогическая общественность. Главным препятствием тестированию следует считать психологическое неприятие научных инноваций.

Авторы руководящего документа по тестированию приводят словарь специальной терминологии и, в частности, определяют тесты так – «система заданий возрастающей сложности, специфической формы, позволяющая оценить знания, умения и навыки и измерить их уровень». [163.232]. В этом определении ошибочна мысль о «возрастающей сложности». Это не обязательно для педагогических тестов, а обычно имеет место в функциональных, адаптивных тестах. Сомнительно в определении и слово «навыки». Мне лично не известны тесты, которые проверяют именно навыки.


Разброд в трактовке сути тестов является фактом. И важно не свести эту проблему к терминологии. В связи с этим зададим такой вопрос – чем тест отличается от обыденного контрольного задания? Традиционно в конце учебной главы дают вопросы для самоконтроля или контроля, или упражнения, задачи. Это не тесты. У тестов обязательным элементом является ответ на вопрос, упражнение и т.п. Он должен быть в виде эталона для контроля, видимого (бумажного) или файлового (невидимого). При этом ответ на тест должен быть таковым, чтобы легко и однозначно было его проверить. Системе тестовых заданий должна соответствовать система ответов на них в виде эталона. И не всегда легко это осуществить, особенно при бумажных тестах. Например, рациональны тесты с множественной выборкой (несколько ответов на вопрос). Но проверять их очень трудно и нужно опережающе условиться о том, как считать результаты проверки (считать число только правильно указанных ответов или определять их долю от всего числа правильных ответов, или вычитать из них число ошибочно указанных ответов и т.п.). Предлагают хитроумные технологии оценки таких тестов, которые требуют больших затрат труда. Поэтому данные тесты обычно не применяют в форме бумажного тестирования. При компьютерном тестировании данной проблемы нет.

Тест = задание + эталон ответа

Тестовое задание предполагает строго определенный, однозначный ответ. Главная трудность с этой точки зрения – формулировка самого вопроса. Иногда тесты определяют как стандартизованные задания.

«Тестология – наука о создании и применении тестов; в области педагогических измерений – теоретико-методологическое и методическое обоснование процессов разработки и применения педагогических тестов» [там же, с. 233]. В целом такое определение данной науки следует считать истинным. Уточнение может идти по ряду направлений, в частности нужна система наук о создании и применении тестов.

Коэффициент интеллекта (КИ) давно определяется с помощью тестов в развитых странах. Сейчас эта практика становится нормой и у нас. Мало известен тот факт, что эти популярные тесты отвергаются многими достойными авторитетами науки на Западе. Например, Дж. Бернал критиковал тесты умственных способностей [25.610]. Дело в том, что они служат воле злых людей, которые хотят сохранить свою монополию на истину. При этом злые люди не только сами порой гибнут от невежества, но и ввергают общество в трагедии. Общество не имеет права на принятие этой роли КИ и должно защитить себя от такой их трактовки. В связи с этим надо однозначно знать ту истину, что тесты КИ не являются интеллектуальными. В западной науке слово «интеллект» не стало адекватным научным термином. Данным словом называют скорее духовность или духовный мир человека, в том числе и эрудицию. И их содержание сводиться чаще всего к эрудиции – ее объему, широте и т.п.