ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8214
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
Хотя министерство и создало методическую комиссию, тем не менее, оно препятствовало внедрению тестов. И мне тоже досталось за это. Не знаю истории «министерского переворота» в отношении к тестам. Только констатирую неприятие тестов чиновниками министерства. Например, сотрудник минвуза пригласил меня прочитать лекцию учителям экономики техникумов Москвы о педагогических тестах. Кафедра подменила меня на занятиях для выступления перед педагогами. В президиуме сидел администратор из минвуза. Я предупредил слушателей о том, что рассказываю не о своем опыте, а об опыте энтузиастов страны. Уже во время лекции администратор проявлял недовольство содержанием моего выступления, а педагоги были недовольны его вмешательством в ход моего объяснения. После лекции я возвратился в институт вести далее занятия. Оказывается, представитель министерства уже позвонил на кафедру и спросил, что данный лектор «делает на вашей кафедре». Он предупредил кафедру: «Мы придем всем минвузом изучать вашу работу и вам не поздоровиться». Перед этим меня пригласили приехать в Таллин для участия в конференции по данному вопросу, пришлось снять вопрос о поездке на конференцию. В последующем пришлось камуфлировать деятельность по учебному тестированию, а деятельность методической группы сошла на нет.
Овладение тестами было сопряжено с противостоянием мнениям педагогам и начальству. Возникает предчувствие необходимости противостояния и тестологам, т.е. профессионалам тестирования. Некоторые их оценки настораживают. Например, М.Б Челышкова пишет: «Никаких обходных путей тестирование не признает: неряшливо разработанные, не прошедшие апробации тесты способны давать лишь ошибочные результаты, поэтому их использование станет шагом назад, а не вперед». [235.6]. Если руководствоваться данным положением, то педагогам не следует вообще начинать использовать тесты, с тем, чтобы «не идти назад». В связи с этим вспомнил такой факт своего опыта. Как-то в эталоне тестов текущего контроля вкралась ошибка в трех числах из двадцати. И определенное время происходило искажение результатов тестирования. После выяснения данного факта размышлял по его поводу. Естественно, что это была ошибка, но вреда она не принесла – интересы студентов не были ущемлены, но они были вынуждены серьезнее учить с тем, чтобы не допустить заниженного результата контроля.
Отмечу и другую сторону претензий профессиональных тестологов – их тесты также ущербны. Не профессионализм в тестировании определяет полезность тестов. В результате профессионализм тестологов может оказаться реакционным – средством навязывая ошибочной идеологии…
Практические педагоги не имеют ни сил, ни времени на следование принципам создания тестов, провозглашаемых максималистски тестологами. Педагоги используют тестовые средства скорее интуитивно, т.е. на уровне предтестов, а не тестов и педагогических тестов, по классификации М.Б. Челышковой. Современное состояние гуманитарных, социальных и экономических наук таково, что невозможно превращение предтестов в тесты и, тем более, в педагогические тесты. Значит, их не нужно применять? А многие публикуемые тесты по этим наукам для ЕГЭ не истинны, хотя и прошли проверку комиссиями. В таком случае непрофессионалами оказываются сотрудники Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), занимающегося подготовкой КИМов для ЕГЭ [см. 94, с 408].
Главная цель тестов – обеспечить систематическую учебу студентов показом достигнутого ими уровня знаний. И не важно, что измерение уровня условно, сопоставительно. Студент должен уяснить, что его знания менее или более знаний других и что это объективно, хотя и условно выражено количественно. При этом знания как элемент эрудиции динамично. Оно существует только в меру его практического использования. Все то, что повседневно не нужно быстро забывается и это великое благо психики людей – не помнить того, что не нужно.
Компьютерное тестирование. Когда началась эра компьютеров, то подготовил проект компьютерной СУБД (система управления базами данных) «Системное тестирование» (СУБД-СТ. Сокращенно называю СУБД1 и т. д.). Ее специфика – автоматическое генерирование терминологических тестовых заданий на основе словаря как базы данных. В таком случае задача педагога – подготовить словарь экономических терминов и ввести его в СУБД. СУБД-1 создавала 4 типа тестовых заданий, СУБД-2 – 5, СУБД-3 - 4, СУБД-4 - 5. Последние версии СУБД-СТ позволяют легко и просто корректировать базу данных – словарь: дополнять, исключать, уточнять и т.п. Они позволяют готовить наборы заданий по темам. Каждый педагог легко может адаптировать базу данных (словарь) под свое видение курса и обстоятельства его труда.
Основанием этого типа тестирования был педагогический поиск. В частности, исходя из идей Ф. Бэкона, Д. Локка и других мыслителей о важности терминологии, осознал проблему усвоения обучаемыми научной лексики. При этом в начальной школе педагоги адекватно обращают на нее внимание. Что же касается высшей школы, то ее педагоги игнорируют эту проблему. Очень редко педагоги высшей школы уделяют должное внимание этой проблеме [Л.Г. Бортникова, 31]. В связи с этим пришлось осмыслить главные уровни (ступени) изучения наук:
-
Концептуальное познание – освоение основ парадигмы науки как начало ее изучения.
-
Теоретическое познание – освоение теории объектов
-
Интеллектуальное познание – освоение технологии мышления, лежащей в основе теории.
В соответствии с таким подходом следует обособить проблему усвоения категорий, терминов изучаемых наук. Современная зарубежная педагогика истиннее в этом плане. В их учебниках обязательно имеется словарь терминов. На основе педагогических поисков и была осмыслена возможность СУБД для автоматического генерирования тестовых заданий на основе словаря.
В.И. Омельчишин разработал компьютерную программу СУБД-1. В 1997 году ее развил К.И. Рязанкин – студент, программист - разработкой СУБД-2. В 2000 году он взял как дипломный проект и подготовил основу СУБД-3. И полгода спустя, он ее дорабатывал с учетом замечаний. Первая СУБД разработана под Лексикон, а последующие - под Виндоус. Ряд обстоятельств потребовали разработки СУБД-4, которая автоматически генерирует 5 заданий. Работа над программой продолжается и сейчас.
Настало время расширить контрольные возможности терминологического (категориального) тестирования за счет использования синонимов, антонимов, паронимов и т.п. Подготовлена первая версия таких тестов на основе СУБД-4. Одновременно, имеются идеи о более широком использовании вербальных тестов, требующие разработки новой версии СУБД для контроля уровня интеллекта.
Важно найти способы тестирования интеллектуальных способностей, т.е. умения мыслить, собственно интеллектуальное тестирование в отличие от тестирования эрудиции. Основанием этого может быть только версия философствования, которая показывает технологию философствования в качестве универсального канона, органона и т.п. науки. Такая версия философствования уже существует [см. 47-51]. На ее основе вполне возможно разработать интеллектуальные тесты по всем наукам, особенно гуманитарным. Имеются наметки такого подхода к интеллектуальным тестам, но надо специально его проработать, сотрудничать с энтузиастами и т.п.
Был изучен опыт тестирования общеэкономической науки (политэкономии или, говоря современным языком, ФТЭ). При этом обобщен опыт обучения гуманитарным, социальным и экономическим и другим наукам. Убежден, что в других науках имеется опыт, который важен для разработки тестологии. Естественно, что это должны делать представители других наук, дополняя, уточняя и т.п. тестологию. Такой итеративный процесс может привести через определенное время к разработке адекватной общей теории учебного тестирования – тестологии.
Современное применение мной тестов. 30-летний опыт использования тестов был многообразным поиском. В зависимости от обстоятельств акцент падал на те или иные формы тестов и способы их применения. Практика применения тестов не является одинаковой и сейчас применительно ко всем группам и учебным дисциплинам. Ведь тесты – всего лишь средство обучения. Ранее использовал тесты «простой выборки», а сейчас использую терминологические тесты соответствия.
-
«Диктанты» как средство оперативного контроля усвоения и принуждения к систематической проработке курса. Это тесты со свободным ответом («открытые тесты»). Их легко превращать в обычные тесты соответствия (смотри ниже образец). Обычно использую их на первом курсе при обучении истории экономических учений.
-
Текущие терминологические тесты соответствия для некоторых тем, которые назначаю для самостоятельной проработки (образец дан ниже).
-
Повторные тесты – использую редко в качестве «отработки» студентами задолженности.
-
Зачетное тестирование – по изученным за семестр разделам
-
Экзаменационное тестирование на основе «бумажных» тестов – когда немного групп и нет смысла заказывать компьютерную аудиторию.
-
Компьютерное экзаменационное тестирование на основе терминологических тестов соответствия с автоматическим генерированием тестовых заданий.
Тестофильство
тестомания
2.3. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ОБУЧЕНИИ
2.3.1. Прямые и обратные связи в обучении
Функцию контроля в обучении осмыслим на основе кибернетического подхода к прямым и обратным связям в системах. Прямой связью в обучении считают воздействие общества и, прежде всего, педагога на обучаемого. Именно это воздействие формирует обучаемого, воспитывает его. Однако многообразие этого воздействия и наличие не только позитивных, но и негативных каналов воздействия не исключает нежелательного направления развития личности и не гарантирует само по себе ее формирование. Поэтому необходимо постоянно определять подверженность человека воспитательному воздействию общества с тем, чтобы своевременно скорректировать его в нужном направлении дополнительными усилиями педагогов и иных людей. Эту информацию о подверженности человека воспитанию и называют обратной связью в обучении. Обратная связь в обучении показывает степень восприятия обучаемым воздействий на него общества, в том числе педагогов.
Обучение мыслимо только как единство прямых и обратных связей между воспитателями и воспитываемыми. Эффективность обратной связи зависит от адекватности прямой связи условиям. Немыслимо обеспечить воспитание только на основе прямой связи - разных форм педагогического воздействия на личность. Об этом говорит повседневный опыт. На это указывают и эксперименты, в частности, ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни. Лекции, без обязательной 100%-ной оценки результатов их прослушивания, вызывают пассивность слушателей. Введение после лекционного тестового контроля в течение 5-7 минут с необходимостью пересдачи (при получении "неуда" за контроль) на основе специальной подготовки с помощью литературы сразу же повышают эффективность лекции. Возникает стремление не только к получению минимальной оценки, но и к получению повышенных оценок [142].
Интенсификация обучения, повышение роли идейности предполагают поиск не только методов информирования личности, но и методов оценки восприятия информации личностью, превращения ее в убеждение. Достигнуть последнее можно только на основе системного изучения сущности, форм, закономерностей и т.п. обратной связи в обучении.
Обратная связь в обучении строится для рационализации прямой связи. По данным нейрофизиологии воспринимаемый мир в мозгу людей причудливо дробится на отдельные фрагменты. Отдельные участки мозга и их элементы специализируются на отражении отдельных аспектов действительности. Например, кривизна воспринимается специализированными нейронами и т.п. Изучение строится аналогично. Для создания в мозгу человека цельной научной картины мира ему показывают мир с различных сторон. В обучении используют списки слов, терминов, категорий и законов, схемы субординации категорий и законов, справочники статистических данных, сборники исторических фактов, учебно-систематизированные общие картины мира, сборники наглядных пособий, диаматериалы, фономатериалы и т.п. На основе системного изучения всех этих разнородных материалов у людей образуется цельное представление о мире. Соответственно и обратная связь не может сводиться только к одной форме, быть простой и одноактной. Она может быть только системной.
2.3.2. Формы обратной связи.
Обратную связь понимают различно: или как только сведения о ходе управляемого процесса, или как только воздействие преподавателей на процесс познания обучаемых на основе определенных сведений, или как то и другое, то есть получение сведений об управляемом процессе и воздействие на него. Сведения о ходе управляемого процесса могут собираться различно: сплошным образом, систематически, эпизодически, выборочно и т.п. Обратная связь может быть стихийной и сознательной, немедленной и отсроченной, положительной и отрицательной, внутренней и внешней и т.д.
Главным вопросом трактовки обратной связи можно считать соотнесение ее с контролем, проверкой, испытаниями и т.п. В настоящее время обратную связь и контроль соотносят не одинаково. Одни считают контроль более общим явлением, имеются и обратные мнения. Такая неопределенность трактовки этих понятий требует осторожности при построении концепции контроля. Используемый здесь подход основан на том, что контроль признан частной формой обратной связи. Возможно различно трактовать систему форм обратной связи в обучении. Ее можно свести к следующим формам:
Идентификация измерение диагностика проверка контроль испытания.
Идентификация
┌──┴──┐
Непроизвольная произвольная (диагностика)
┌──┴──┐
Повседневная учебная проверка
┌──┴──┐
Самоконтроль контроль другими
┌──┴──┐
Просто специальный
┌──┴──┐
Аттестационный испытание делом
Идентификация (распознавание) – основа жизни. Живые существа постоянно идентифицируют окружающую среду с точки зрения условий выживания. Они должны постоянно определять опасность с тем, чтобы спасти свою жизнь, и одновременно выявить все то, что нужно им в качестве средства для удовлетворения потребности. Тем самым понятие «идентификации» является родовым для многих феноменов жизни.
Диагностика – сознательная идентификация явлений. Она обеспечивает определение сути явления, в том числе и того, что имеется в голове у человека.
Проверка – проявление диагностики в процессах познания, т.е. развития способностей. Так называют и самоконтроль каждым познающим и проверку другими усвоения тех или иных знаний.
Самоконтроль - исходная форма сознательного установления обратной связи - проверка человеком своего познания. "Постоянная самопроверка, самооценка - вещь чрезвычайно важная в педагогическом отношении" [115. с.116]. Поскольку в большинстве случаев обучение является сознательным делом и основывается на внутреннем мотиве, самопобуждении, то сам обучаемый в той или иной мере пытается определить меру своего обучения посредством проверки.