Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8231

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Исходной формой самоконтроля выступает понимание того, что человек изучает. В таком случае имеет место внутренняя обратная связь, чаще всего стихийная. Человек пытается осоз­нать, воспринимает он или нет то, что он изучает. В результате и происходит самоконтроль - осознание обучаемым того факта, что он понимает или нет изучаемое. Это и есть простейшая фор­ма обратной связи в обучение. Она мо­жет быть ошибочной: обучаемый думает, что он понимает изуча­емое, а на самом деле нет. Понимание, как исходная форма об­ратной связи в обучении, имеет значение, но не исключает необходимости других форм самоконтроля.

Более развитой формой самоконтроля выступает самооценка познания на основе специальных внешних программ традиционно­го типа: решение задач, ответы на вопросы к теме и т.д. Такие формы самооценки познания, несомненно, эффективнее и в большей мере гарантируют оценку познания.

В реализации этой формы са­моконтроля имеются и трудности. У обучаемых не всегда находит­ся достаточно силы воли для такой проверки. Такая проверка требует порой больших усилий воли и специального времени. В ре­зультате молодежь часто исключает такую проверку своего изучения учебных тем. Поэтому, отдавая должное данной форме самооценки учащихся, и, подготавливая им вопросы в конце учеб­ных глав, задачи и упражнения, не следует полагаться только на них в этом деле. В обучении, как и во многих дру­гих делах, важно руководствоваться принципом "доверяя, проверяй".

Контроль – есть более развитая форма проверки, проверка другими субъектами знаний и умений.

Элита общества порой учит детей без контроля, порождая тем самым «недорослей». Народ обычно учат с контролем, что единственно рационально. В то же время контроль бывает случайным или системным, стандартным и т.п.



Учить

┌─────┴────┐

Без контроля с контролем

┌─────┴────┐

Случайным системным

┌─────┴────┐

Просто стандартным

Контроль представляет проверку познания обучаемых другими лицами. Все формы контроля следует подразделить на две группы: учебный кон­троль и контроль делом (испытание). Первый из них имеет место преимущественно в учебе, а второй – на практике, стажировке, работе. Эти формы конт­роля выполняют различную роль. Контроль служит самооценке обучаемыми своего познания, а испытание служит оценке эффективнос­ти контроля познания.

Испытание – проверка, контроль знаний делом. Частной их формой были «шедевры» в системе цехового обучения подмастерьев.

Возможны и иные подходы к соотне­сению этих понятий. К сожалению, нет устоявшейся трактовки этих понятий как форм обратной связи. В связи с этим ограничимся данной гипотезой в качестве исходной для определения сути тестов и тестирования.


Конкретизация простого контроля обучения требует систематики форм, прежде всего, таких понятий:

отметки, оценка, балы, рейтинги, аттестации.

Надо включить в системное объяснение и такие явления идентификации, диагностики:

измерение, экспертиза.

Обратные связи возникают и в стихийной деятельности на ос­нове метода "проб и ошибок". Истинно человеческим способом их использования является сознательное их установление. Именно эти формы обратной связи являются основными и приобретают все большее значение, что не отрицает и их исходной формы - стихий­ных методов.

Отметки ставят и словами, а оценки обычно цифрами, а балы - числами в зависимости от ответа на тот или иной элемент. Рейтинг показывает место объекта на основе определенного вектора. Аттестация – итоговое определение степени образованности. (Этимология слова «аттестации» - от слова «тесты»).

Для рассмотрения учебного контроля, не­сомненно, важно учитывать и его связь со вторым, но первона­чально его следует рассмотреть обособленно. Что касается контроля делом (испытаний), то в данной работе его не рассмат­риваем. Ясно, что испытание имеет громадное значение для повы­шения эффективности обучения. До настоящего времени повсеме­стно не налажена информация между выпускниками учебных заведений и самими учебными заведениями. Имеются только отдельные факты таких связей, которые убеждают в том, что, несомненно, ва­жно систематически получать такую информацию от выпускников учебных заведений в течение всей их жизни. Эти вопросы нуждаю­тся в специальном исследовании.

2.3.3. Контроль в обучении

Внедрение тестов (программированного контроля) как метода активиза­ции познавательного процесса в преподавании гуманитарных дисциплин предполагает тщательное исследование самой сущности контро­ля в обучении, его форм, закономерностей и т.д. К сожалению, практика контроля в обучении не привлекла достаточного внимания, и поэтому нет системного ее отражения, нет общепринятой ее теории.

Контроль

┌─────┴────┐

Самоконтроль посторонний контроль

┌─────┴────┐

Педагога «внешний»

┌─────┴────┐

Комиссиями аттестационный

Самоконтроль обучаемых (=проверка) имеет громадное значение. Задача педагогов обеспечить обучаемых средствами самоконтроля. Контроль в обучении осуществляет, прежде всего, тот, кто учит. Контроль педагогом является основой современного обучения. В оцен­ке практики контроля имеется много проблем. В таком случае в одном лице объединены функции "учителя" и "проверяющего". В этом имеется рациональное зерно при учете современного состояния некоторых дисциплин, но в этом лежат и многие недостатки обучения. Высказывают мнения о том, что помимо контроля преподавателем успешности его труда необходи­мо организовать и внешний контроль – объективный, стандартизированный, централизованный, независимый (внешний). И давно уже существует становление «внешнего» контроля независимыми организациями. Здесь речь идет только о контроле педагогом результатов его труда – развития обучаемого.


Существуют работы, объясняющие отдельные элементы, принципы и т.п. контроля в обучении вообще. В част­ности, довольно содержательно рассмотрены такие принципы конт­роля, как полнота, плановость, достоверность, объективность, дифференцированность, автоматизация, простота организации [165]. Называют и иные принципы контроля:

  • соответствие контроля программным требованиям;

  • контроль не только знаний, но и умений, навыков;

  • оперативность;

  • соче­тание индивидуальных и коллективных форм контроля;

  • гласность (публичность) контроля;

  • внедрение контролирующих устройств;

  • сочетание контроля и самоконтроля;

  • систематичность;

  • непрерывность;

  • всесторонность;

  • разнообразие форм контроля; процедура и т.д.

  • объективность

  • независимость

  • централизованность.

Конкретизация этих общих положе­ний педагогики о контроле по отношению преподавания каждой дисциплины еще ждет специальных исследований. Не рассматри­вая всех этих аспектов контроля, обратим внимание только на некоторые из них. Контроль педагогом многообразен:






Контроль

┌─────┴────┐

Не специальный специальный

┌─────┴────┐

Традиционный новый

┌─────┴────┐

Устный Письменный

Не специальный конт­роль представляет собой искусство. Преподаватели обычно поль­зуются им в большей или меньшей степени. Примером такого конт­роля является «угадывание по глазам» [168.с.79], выражению лица, позе, поведению и т.п. понимания обучаемым того, что ему объя­сняют. Эту форму контроля не рассматриваем здесь. Данное искусство педагога растет по мере его опыта. Особенно важно это на экзаменах. Задавая вопрос и наблюдая за лицом, можно сразу же определить степень знания студентом вопроса. Легкие, еле различимые, движения мускулов лица ясно указывают меру оценки студентом своего знания или незнания. Студенты в массе еще не умеют скрывать своих мыслей, духовного состояния и опытный педагог легко пользуется этим. Недавно услышал пересказ мнения педагога о том, что он определяет оценку обычно в то время, когда студент подходит к его столу для экзамена…

Контроль обычно проводят специально, т.е. в определенное время и орга­низованно. Такой контроль обычно выступает в виде устного оп­роса, различного рода письменных работ и новых методов. Конт­роль знания состоит из вопроса педагога и ответа обучаемого.

Одним из узловых вопросов понимания учебного контроля можно считать обоснование его необходимости или причин невоз­можности исключения его из практики обучения. Значение учебно­го контроля в судьбе индивидов огромно. «Правила испытания умственных способностей» [80.2.223] интересовали общество всег­да. Поскольку способности людей различны, то человек, не спо­собный говорить стихами, может стать отличным ученым. Неспособность человека в одном деле вполне может сочетаться с ге­ниальностью в другом. Задача состоит в том, чтобы посредством контроля узнать, кто к чему способен, и поручить ему именно это дело.


По поводу значения контроля в обучении высказывают различные концепции. Существует мнение о том, что контроль в обучении вообще не нужен и даже вреден. Некоторые рассматривают контроль в качестве свидетельства недостатков в преподавании отдельных педагогов, якобы не способных развить любознатель­ности студентов к предмету, познавательного их интереса к дис­циплине. Если быть последовательным сторонником данного мнения, то следует отказаться вообще от всех форм контроля в обучении, в том числе и от экзаменов.

В противоположность названному подходу к оценке контроля в обучении практика обучения включает комплекс различных форм контроля. Не следует преуменьшать значения познавательного ин­тереса обучаемых к достигнутым ими результатам учения. В то же время способности становления личности, поэтапная адаптация обучаемых к профессии и ряд других факторов обучения показывают, что контроль в обучении существует закономерно. Мотивы изучения не могут быть сведены только к познавательным интересам, а включают внешние стимулы. Обучаемые не знают в полной мере будущей деятельности и не всегда могут понять значения изучае­мого для их профессии или конечное значение тех или иных приемов педагогики. Они не понимают происходящего с ними в процессе обучения и т.п. Поэтому следует гарантиро­вать изучение необходимых студентам дисциплин вне зависимости от их познавательного интереса, их внутренней убежденности в процессе обучения.

Тестирование

┌─────┴────┐

прямое косвенное

Косвенное тестирование обычно распространено в социологических опросах, когда выявляют расхождение убеждений и высказываний субъекта.

Контроль обучения необходим как средство понуждения (принуждения) студентов к учебе, как средство измерения успешности их обучения и эффективности труда педагога, как критерий адек­ватности восприятия обучаемыми курса и тем самым поиска методов обучения. Все это говорит о том, что надо больше уделять внима­ния контролю в обучении, исследовать его сущность и формы с тем, чтобы создавать более рациональную систему форм контроля, кото­рая гарантирует достижение поставленных целей в обучении. Узловыми вопросами контроля можно считать следующие его аспекты: формы, объекты, принципы, процедура, элементы.

2.3.4. Формы контроля

Их в целом можно представить схемой:

Традиционный контроль

┌─────┴────┐

Немедленный отсроченный

┌────────┴────────┐

Части результатов всех результатов

┌───┴─┐ ┌─────┴────┐

Прямой сплошной Положительных отрицательных

┌─────┴────┐

Эпизодический систематический


Традиционный контроль обычно бывает отсроченным. Он про­исходит через определенный промежуток времени после восприя­тия информации. Введение тестов позволяет в большей мере пере­ходить к немедленному контролю все большего объема познаваемо­го. Все это не отрицает того, что основное значение сохраняет­ся за отсроченным контролем. В таком случае необходимо учиты­вать эффект забываемости в познании.


Контроль обучения всегда является частичным, т.е. не охва­тывает всей воспринятой обучаемым информации. Попытки организо­вать контроль всех результатов, предпринимаемые в рамках прог­раммированного обучения, показывают непонимание сложности конт­роля, его многосторонности и неосознанности всего того, что про­исходит в процессе обучения. Поэтому определение валидности (пригодности, ох­вата) контроля изученного каждым учащимся должно четко ограни­чивать сферу поддающегося контролю по сравнению с неподдающимся контролю. Степень охвата контролируемого растет, и внедрение тестов позволяет качественно поднять его долю.

Контроль всех результатов на основе прямого учета, вероятно, немыслим, а поэтому имеет значение контроль результатов на основе отклонений, особенно отрицательных. В таком случае тем или иным способом выявляют отклонения от нормы (скажем, не­радивых обучаемых) и в большей мере контролируют познание ими предметов.

Искусство педагога состоит в том, чтобы малой долей контролируемого объема знаний определить степень усвоения изучаемого курса, развития эрудиции и интеллекта. Нельзя считать идеалом 100% контроль усвоенных знаний (эрудиции).

Доля контролируемого объема знаний




Искусство педагога

Прямой контроль обычно бывает выборочным, при том чаще всего эпизодическим. "...Можно считать, что систематической обратной информации при традиционном обучении

нет" [188.5]. Раз­витие системности выборочного контроля позволяет поднять его эффективность.

2.3.5. Объекты контроля

Ими выступают все результаты обучения. Ос­новным объектом контроля следует считать контроль усвоения уче­бного материала. Различно определяют уровни уяснения познанно­го.

Традиционное разграничение знаний, умений и навыков (ЗУН) в ка­честве уровней усвоения не удовлетворяет всех исследователей. В то же время предлагаемые концепции несущественно отличаются от традиционных подходов. Например, В.П. Беспалько разграничи­вал следующие уровни усвоения:

знания-знакомства,

знания - репродукция,

знания-умения,

знания-трансформации [22].

Теория поэтапного формирования умственных действий выделяет 5 уровней [215]:

1). Ориентировочная основа действия (предварительное знакомство),

2). Формирование действия во внешнем плане (на объекте модели или материализованном действии),

3). Формирование действия во внешнем плане (речь или письмо),

4). Формирование действия во внутри речевом плане («речь про себя»),

5). Формирование действия в умственном плане.

Объект контроля представляют и иным способом:

понимание умение владение

Контроль понимания состоит в том, чтобы сооб­щить сведения (создать представления о рассматриваемых явле­ниях), контроль умения - дать теоретическую основу, развить ло­гику решения частных задач; контроль владения - дать фундамен­тальные знания (развить мышление).