ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8231
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
Исходной формой самоконтроля выступает понимание того, что человек изучает. В таком случае имеет место внутренняя обратная связь, чаще всего стихийная. Человек пытается осознать, воспринимает он или нет то, что он изучает. В результате и происходит самоконтроль - осознание обучаемым того факта, что он понимает или нет изучаемое. Это и есть простейшая форма обратной связи в обучение. Она может быть ошибочной: обучаемый думает, что он понимает изучаемое, а на самом деле нет. Понимание, как исходная форма обратной связи в обучении, имеет значение, но не исключает необходимости других форм самоконтроля.
Более развитой формой самоконтроля выступает самооценка познания на основе специальных внешних программ традиционного типа: решение задач, ответы на вопросы к теме и т.д. Такие формы самооценки познания, несомненно, эффективнее и в большей мере гарантируют оценку познания.
В реализации этой формы самоконтроля имеются и трудности. У обучаемых не всегда находится достаточно силы воли для такой проверки. Такая проверка требует порой больших усилий воли и специального времени. В результате молодежь часто исключает такую проверку своего изучения учебных тем. Поэтому, отдавая должное данной форме самооценки учащихся, и, подготавливая им вопросы в конце учебных глав, задачи и упражнения, не следует полагаться только на них в этом деле. В обучении, как и во многих других делах, важно руководствоваться принципом "доверяя, проверяй".
Контроль – есть более развитая форма проверки, проверка другими субъектами знаний и умений.
Элита общества порой учит детей без контроля, порождая тем самым «недорослей». Народ обычно учат с контролем, что единственно рационально. В то же время контроль бывает случайным или системным, стандартным и т.п.
Учить
┌─────┴────┐
Без контроля с контролем
┌─────┴────┐
Случайным системным
┌─────┴────┐
Просто стандартным
Контроль представляет проверку познания обучаемых другими лицами. Все формы контроля следует подразделить на две группы: учебный контроль и контроль делом (испытание). Первый из них имеет место преимущественно в учебе, а второй – на практике, стажировке, работе. Эти формы контроля выполняют различную роль. Контроль служит самооценке обучаемыми своего познания, а испытание служит оценке эффективности контроля познания.
Испытание – проверка, контроль знаний делом. Частной их формой были «шедевры» в системе цехового обучения подмастерьев.
Возможны и иные подходы к соотнесению этих понятий. К сожалению, нет устоявшейся трактовки этих понятий как форм обратной связи. В связи с этим ограничимся данной гипотезой в качестве исходной для определения сути тестов и тестирования.
Конкретизация простого контроля обучения требует систематики форм, прежде всего, таких понятий:
отметки, оценка, балы, рейтинги, аттестации.
Надо включить в системное объяснение и такие явления идентификации, диагностики:
измерение, экспертиза.
Обратные связи возникают и в стихийной деятельности на основе метода "проб и ошибок". Истинно человеческим способом их использования является сознательное их установление. Именно эти формы обратной связи являются основными и приобретают все большее значение, что не отрицает и их исходной формы - стихийных методов.
Отметки ставят и словами, а оценки обычно цифрами, а балы - числами в зависимости от ответа на тот или иной элемент. Рейтинг показывает место объекта на основе определенного вектора. Аттестация – итоговое определение степени образованности. (Этимология слова «аттестации» - от слова «тесты»).
Для рассмотрения учебного контроля, несомненно, важно учитывать и его связь со вторым, но первоначально его следует рассмотреть обособленно. Что касается контроля делом (испытаний), то в данной работе его не рассматриваем. Ясно, что испытание имеет громадное значение для повышения эффективности обучения. До настоящего времени повсеместно не налажена информация между выпускниками учебных заведений и самими учебными заведениями. Имеются только отдельные факты таких связей, которые убеждают в том, что, несомненно, важно систематически получать такую информацию от выпускников учебных заведений в течение всей их жизни. Эти вопросы нуждаются в специальном исследовании.
2.3.3. Контроль в обучении
Внедрение тестов (программированного контроля) как метода активизации познавательного процесса в преподавании гуманитарных дисциплин предполагает тщательное исследование самой сущности контроля в обучении, его форм, закономерностей и т.д. К сожалению, практика контроля в обучении не привлекла достаточного внимания, и поэтому нет системного ее отражения, нет общепринятой ее теории.
Контроль
┌─────┴────┐
Самоконтроль посторонний контроль
┌─────┴────┐
Педагога «внешний»
┌─────┴────┐
Комиссиями аттестационный
Самоконтроль обучаемых (=проверка) имеет громадное значение. Задача педагогов обеспечить обучаемых средствами самоконтроля. Контроль в обучении осуществляет, прежде всего, тот, кто учит. Контроль педагогом является основой современного обучения. В оценке практики контроля имеется много проблем. В таком случае в одном лице объединены функции "учителя" и "проверяющего". В этом имеется рациональное зерно при учете современного состояния некоторых дисциплин, но в этом лежат и многие недостатки обучения. Высказывают мнения о том, что помимо контроля преподавателем успешности его труда необходимо организовать и внешний контроль – объективный, стандартизированный, централизованный, независимый (внешний). И давно уже существует становление «внешнего» контроля независимыми организациями. Здесь речь идет только о контроле педагогом результатов его труда – развития обучаемого.
Существуют работы, объясняющие отдельные элементы, принципы и т.п. контроля в обучении вообще. В частности, довольно содержательно рассмотрены такие принципы контроля, как полнота, плановость, достоверность, объективность, дифференцированность, автоматизация, простота организации [165]. Называют и иные принципы контроля:
-
соответствие контроля программным требованиям;
-
контроль не только знаний, но и умений, навыков;
-
оперативность;
-
сочетание индивидуальных и коллективных форм контроля;
-
гласность (публичность) контроля;
-
внедрение контролирующих устройств;
-
сочетание контроля и самоконтроля;
-
систематичность;
-
непрерывность;
-
всесторонность;
-
разнообразие форм контроля; процедура и т.д.
-
объективность
-
независимость
-
централизованность.
Конкретизация этих общих положений педагогики о контроле по отношению преподавания каждой дисциплины еще ждет специальных исследований. Не рассматривая всех этих аспектов контроля, обратим внимание только на некоторые из них. Контроль педагогом многообразен:
Контроль
┌─────┴────┐
Не специальный специальный
┌─────┴────┐
Традиционный новый
┌─────┴────┐
Устный Письменный
Не специальный контроль представляет собой искусство. Преподаватели обычно пользуются им в большей или меньшей степени. Примером такого контроля является «угадывание по глазам» [168.с.79], выражению лица, позе, поведению и т.п. понимания обучаемым того, что ему объясняют. Эту форму контроля не рассматриваем здесь. Данное искусство педагога растет по мере его опыта. Особенно важно это на экзаменах. Задавая вопрос и наблюдая за лицом, можно сразу же определить степень знания студентом вопроса. Легкие, еле различимые, движения мускулов лица ясно указывают меру оценки студентом своего знания или незнания. Студенты в массе еще не умеют скрывать своих мыслей, духовного состояния и опытный педагог легко пользуется этим. Недавно услышал пересказ мнения педагога о том, что он определяет оценку обычно в то время, когда студент подходит к его столу для экзамена…
Контроль обычно проводят специально, т.е. в определенное время и организованно. Такой контроль обычно выступает в виде устного опроса, различного рода письменных работ и новых методов. Контроль знания состоит из вопроса педагога и ответа обучаемого.
Одним из узловых вопросов понимания учебного контроля можно считать обоснование его необходимости или причин невозможности исключения его из практики обучения. Значение учебного контроля в судьбе индивидов огромно. «Правила испытания умственных способностей» [80.2.223] интересовали общество всегда. Поскольку способности людей различны, то человек, не способный говорить стихами, может стать отличным ученым. Неспособность человека в одном деле вполне может сочетаться с гениальностью в другом. Задача состоит в том, чтобы посредством контроля узнать, кто к чему способен, и поручить ему именно это дело.
По поводу значения контроля в обучении высказывают различные концепции. Существует мнение о том, что контроль в обучении вообще не нужен и даже вреден. Некоторые рассматривают контроль в качестве свидетельства недостатков в преподавании отдельных педагогов, якобы не способных развить любознательности студентов к предмету, познавательного их интереса к дисциплине. Если быть последовательным сторонником данного мнения, то следует отказаться вообще от всех форм контроля в обучении, в том числе и от экзаменов.
В противоположность названному подходу к оценке контроля в обучении практика обучения включает комплекс различных форм контроля. Не следует преуменьшать значения познавательного интереса обучаемых к достигнутым ими результатам учения. В то же время способности становления личности, поэтапная адаптация обучаемых к профессии и ряд других факторов обучения показывают, что контроль в обучении существует закономерно. Мотивы изучения не могут быть сведены только к познавательным интересам, а включают внешние стимулы. Обучаемые не знают в полной мере будущей деятельности и не всегда могут понять значения изучаемого для их профессии или конечное значение тех или иных приемов педагогики. Они не понимают происходящего с ними в процессе обучения и т.п. Поэтому следует гарантировать изучение необходимых студентам дисциплин вне зависимости от их познавательного интереса, их внутренней убежденности в процессе обучения.
Тестирование
┌─────┴────┐
прямое косвенное
Косвенное тестирование обычно распространено в социологических опросах, когда выявляют расхождение убеждений и высказываний субъекта.
Контроль обучения необходим как средство понуждения (принуждения) студентов к учебе, как средство измерения успешности их обучения и эффективности труда педагога, как критерий адекватности восприятия обучаемыми курса и тем самым поиска методов обучения. Все это говорит о том, что надо больше уделять внимания контролю в обучении, исследовать его сущность и формы с тем, чтобы создавать более рациональную систему форм контроля, которая гарантирует достижение поставленных целей в обучении. Узловыми вопросами контроля можно считать следующие его аспекты: формы, объекты, принципы, процедура, элементы.
2.3.4. Формы контроля
Их в целом можно представить схемой:
Традиционный контроль
┌─────┴────┐
Немедленный отсроченный
┌────────┴────────┐
Части результатов всех результатов
┌───┴─┐ ┌─────┴────┐
Прямой сплошной Положительных отрицательных
┌─────┴────┐
Эпизодический систематический
Традиционный контроль обычно бывает отсроченным. Он происходит через определенный промежуток времени после восприятия информации. Введение тестов позволяет в большей мере переходить к немедленному контролю все большего объема познаваемого. Все это не отрицает того, что основное значение сохраняется за отсроченным контролем. В таком случае необходимо учитывать эффект забываемости в познании.
Контроль обучения всегда является частичным, т.е. не охватывает всей воспринятой обучаемым информации. Попытки организовать контроль всех результатов, предпринимаемые в рамках программированного обучения, показывают непонимание сложности контроля, его многосторонности и неосознанности всего того, что происходит в процессе обучения. Поэтому определение валидности (пригодности, охвата) контроля изученного каждым учащимся должно четко ограничивать сферу поддающегося контролю по сравнению с неподдающимся контролю. Степень охвата контролируемого растет, и внедрение тестов позволяет качественно поднять его долю.
Контроль всех результатов на основе прямого учета, вероятно, немыслим, а поэтому имеет значение контроль результатов на основе отклонений, особенно отрицательных. В таком случае тем или иным способом выявляют отклонения от нормы (скажем, нерадивых обучаемых) и в большей мере контролируют познание ими предметов.
Искусство педагога состоит в том, чтобы малой долей контролируемого объема знаний определить степень усвоения изучаемого курса, развития эрудиции и интеллекта. Нельзя считать идеалом 100% контроль усвоенных знаний (эрудиции).
Доля контролируемого объема знаний
Искусство педагога
Прямой контроль обычно бывает выборочным, при том чаще всего эпизодическим. "...Можно считать, что систематической обратной информации при традиционном обучении
нет" [188.5]. Развитие системности выборочного контроля позволяет поднять его эффективность.
2.3.5. Объекты контроля
Ими выступают все результаты обучения. Основным объектом контроля следует считать контроль усвоения учебного материала. Различно определяют уровни уяснения познанного.
Традиционное разграничение знаний, умений и навыков (ЗУН) в качестве уровней усвоения не удовлетворяет всех исследователей. В то же время предлагаемые концепции несущественно отличаются от традиционных подходов. Например, В.П. Беспалько разграничивал следующие уровни усвоения:
знания-знакомства,
знания - репродукция,
знания-умения,
знания-трансформации [22].
Теория поэтапного формирования умственных действий выделяет 5 уровней [215]:
1). Ориентировочная основа действия (предварительное знакомство),
2). Формирование действия во внешнем плане (на объекте модели или материализованном действии),
3). Формирование действия во внешнем плане (речь или письмо),
4). Формирование действия во внутри речевом плане («речь про себя»),
5). Формирование действия в умственном плане.
Объект контроля представляют и иным способом:
понимание умение владение
Контроль понимания состоит в том, чтобы сообщить сведения (создать представления о рассматриваемых явлениях), контроль умения - дать теоретическую основу, развить логику решения частных задач; контроль владения - дать фундаментальные знания (развить мышление).