ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8233
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
Диалектизация педагогики – важнейшее звено передачи интеллектуальной мощи от диалектики к педагогической практике. Педагогическая революция может состоять, прежде всего, в том, чтобы поднять педагогику с уровня учений на уровень теории. Современное почти общее недовольство педагогикой вытекает из того, что она не достигла теоретического уровня и в ней имеется много случайного, преходящего. Вне диалектического мышления педагогика не разобралась в своих фундаментальных категориях – воспитании, образовании, обучении. Простое повторение мыслей предшествующих педагогов при трактовке этих понятий привело к ошибке. Ранее, бывшее истинным, давно стало ошибочным в виду развития практики передачи опыта жизни между поколениями.
Интеллектуализация невозможна без интеграционных процессов в сфере воспитания, без интернационализации воспитания, без централизации образования, обучения. Данные процессы необходимо анализировать специально и сказанное здесь всего лишь указывает направления решения этой задачи на основе возможностей диалектического мышления, философствования.
Воспитание есть единство процессов наставничества, просвещения, образования, обучения. Обособленное развитие каждого из них не обеспечит решения тех задач, которые могут быть решены только при системном подходе ко всем элементам воспитания индивида. Поэтому необходим системный подход, который практически проявляет диалектическое мышление, к интегративному развитию всех форм воспитания. Если средняя школа обучит людей диалектическому мышлению, то совсем иначе встанет проблема перед высшей школой. Для качественного развития современной высшей школы необходимо соответственно развить среднюю школу, ориентировав её на непосредственное развитие интеллекта людей. Необходима и большая интеграция самой вузовской системы обучения, преодоление децентралистских процессов. Давно назрела необходимость создания единых предметных кафедр в вузовских центрах и даже в масштабе всей страны, большая мобильность педагогических кадров - чтение лекций одним и тем же педагогом в разных вузах города, региона, страны и т.д. Назрела необходимость проведения единых учебных процессов по некоторым предметам для всех студентов городских вузов. Например, азам химии могут обучать студентов всех вузов представители специализированного химического вуза, а поэтому не обязательно иметь во всех вузах соответствующие кафедры, оборудование и т.д. Особенно большие возможности для интеграционных процессов в системе обучения открывает индустриализация учебных процессов в форме учебного телевидения, компьютеризации. Уже сегодня можно читать единые лекции по многим наукам для всех студентов всех вузов региона. Интеграционные процессы проявляются и на уровне интернационализации воспитания, совместного обучения людей разных национальностей не только в своей стране, но и во всём мире.
Индустриализация обучения является одной из всемирных тенденций развития. Она многообразна и требует разработки общей теории технического прогресса, которая покажет место в ней индустриализации, а также разработки теории технизации, индустриализации учебных процессов. Индустриализация проявляется сейчас и в информатизации общества. Информационная революция проявляет индустриализацию самого сложного труда - умственного и его подготовки всей системой образования. Специальное изучение материальных производительных сил общества доказывает необходимость качественного скачка в понимании технического прогресса (о чем сказано далее). Специальное исследование индустриализации обучения доказывает, что главным тормозом этой тенденции развития образования стал недостаток интеллекта. Только интеллектуальная революция на основе возможностей сознательной диалектики открывает возможности для индустриализации обучения. Индустриализация обучения предполагает внедрение технических средств во многие сферы деятельности вузов. Из них проанализированы только процессы индустриализации учебного процесса, а именно прямой и обратной связи между педагогом и обучаемым.
Индустриализация воспитания, образования обучения требует понимания самой сути индустриализации. И сегодня это проблема в виду господства идеологии постиндустриального общества. Говоря об индустриализации воспитания, не следует бояться выступать против мнений большинства авторитетов науки и т.п., руководствующихся лозунгом «постиндустриального общества». Данный лозунг придуман для одурачивания других и его перенимают обычно бездумно, не понимания того факта, что «постиндустриальное общество» не может быть отказом от индустриализации, а только супериндустриальным обществом. Именно так происходит в сфере педагогики.
Индустриализация прямой и обратной связи при обучении предполагает многие средства, методы применения наглядности. На основе возможностей сознательной диалектики разработаны основы теории индустриализации прямой связи в обучении на основе обобщения опыта всех форм и уровней школьного обучения [45]. Опыт доказывает громадные возможности технических средств прямой связи обучения, особенно в виду быстрого развития видеотехники, телевидения, компьютеризации. Условием для их внедрения выступает практическое применение диалектического мышления как средства обобщения опыта всех преподавателей и как руководства по отбору графических материалов для обеспечения наглядности и т.п. Вне диалектического интеллекта технические средства не находят применения прежде всего в виду разброда мысли педагогов и различного объяснения ими одних и тех же объектов. Преподаватели чаще всего не приемлют разработанные другими материалы наглядности, сценарии лекций, поскольку сами иначе понимают объект и соответственно его объясняют студентам. Современные недиалектические формы наглядной графики громоздки, и их практически нельзя применять с помощью телевидения (нетелегеничны). Только достижение интеллектуального единства ученых оказывается условием отбора графиков, совместного составления их на основе логической и диалектической обработки понимания объектов и т.д. Циклическое возрождение и вырождение эфирного учебного телевидения свидетельствует, прежде всего, о том, что логика и диалектика не стали нормой понимания всех объектов. Ускоренное использование возможностей учебного телевидения для обеспечения интеграционных процессов обучения возможно только в меру овладения логикой и диалектикой обществом. Подготовленная методика учебного телевидения показывает некоторые проблемы и аспекты этой тенденции индустриализации обучения. Возможности индустриализации прямой связи в обучении наглядно видны также из осознания и такой общемировой тенденции развития образования как политехнизация обучения.
Политехнизация обучения была названа важной задачей обучения давно [64]. Необходимость этой тенденции отмечали и классики науки, раскрывая содержание этого процесса. После 1917 года политехнизация обучения была названа элементом государственной политики по преобразованию школьного обучения. В последующем ошибки в понимании этой тенденции привели к дискредитации этой идеи, и она до настоящего времени фактически не осуществляется.
Политехнизацию нельзя рассматривать в качестве тенденции подготовки только инженерных кадров. Она - общая тенденция развития всех школ на всех уровнях. Её назначение состоит в передаче подрастающим поколениям адекватных, то есть теоретических знаний сущности, форм и тенденций технического прогресса. До настоящего времени существует слабое знание техники, законов её развития, форм и уровней и т. д. Поскольку же научно-технический прогресс является важнейшим фактором общественного развития, то слабое знание техники представителями всех сфер общественной жизни стало препятствием использованию возможностей НТП при решении задач общественного развития.
Причиной сложившегося положения с технической грамотностью населения можно считать то, что не были решены проблемы, поставленные К. Марксом и В. И. Лениным по разработке теории техники (= техниковедения или технознания). Нет системной трактовки всех форм техники, технического прогресса, а поэтому и не используются в полной мере возможности технического прогресса, как и нет оснований для разработки адекватной экономической политики по использованию возможностей техники.
Философствование позволяет заложить основы теории технического прогресса в форме теории материальных производительных сил общества. Подготовленная работа по общей теории техники рассматривает тот подход, который только и может стать исходным для разработки технознания и всей системы технических наук. Привлечение к ней специалистов позволит довольно быстро системно обобщить накопленные обществом знания техники в форме теории. Возможности данного подхода могут быть осознаны теми исследователями, кто на деле освоит философствование, диалектическое мышление. Поскольку же господствует недиалектическое мышление, то и теория материальных производительных сил общества не находит признания.
Размышления о методах внедрения истинного понимания техники в общественное сознание доказывают, что традиционный путь обучения потребует десятков лет на превращение в норму адекватного, теоретического понимания техники. В таком случае будут потеряны многие возможности для общества. В связи с этим следует использовать возможности индустриализации обучения, прежде всего телевидение. Разработка серии учебных документальных фильмов под общим названием "Мир техники" с широким привлечением специалистов позволила бы сделать доступным знание техники школьникам. Эта серия должна стать основой специальной программы центрального телевидения и включать многие другие материалы, которые познакомят общественность с достигнутым уровнем техники и её перспективами. Тем самым произошло бы некоторое перераспределение функций просвещения и обучения, развитие первой для облегчения функций второй.
Индустриализация обратной связи – второе важное направление развития учебной технологии. Теория и программа проведения этих работ была намечена в «Методике программированного контроля по общественным наукам (на примере политэкономии)» [36], а теперь в данной книге. Необходимо завершить создание теории тестирования (тестологии) в качестве основы контроля учебных процессов. При этом необходимо преодолеть заблуждение экспериментаторов программированного обучения, которые игнорируют самостоятельное значение тестирования. Попытки перескочить к обучающим системам чаще всего дискредитируют индустриализацию обратной связи в обучении. Системное описание примерно 30 форм контрольных алгоритмов является исходным для разработки системы тестирования по всем предметам. Тестирование должно определять достигнутый уровень в обучении и тем самым быть основой для поиска путей рационализации учебных процессов, допуска к последующему обучению и т. д. Система тестирования может создать основу для обеспечения адекватных мотивов к обучению и т.д.
Развитие тестирования позволит решить многие проблемы современного образования. Использование всех возможностей тестирования предполагает создание специальных единых центров, которые будут контролёрами успешности труда педагогов и обучаемых. Централизация тестирования позволит быстро ввести этот прогрессивный метод обучения. Для этого должны быть созданы межвузовские предметные комиссии, которые будут готовить тесты и проводить посторонний контроль для всех вузов. По этому пути идет развитие образования в зарубежных странах. Эта тенденция уже проявляется в некоторой мере и в нашей стране.
Препятствием тестированию был разброд мнений ученых, педагогов, который сохраняется и в настоящее время. Невозможно применять тесты там, где "сколько педагогов, столько и версий объяснения объекта". Поэтому интеллектуальная революция является условием индустриализации обратной связи вообще, особенно в связи с современным её этапом - компьютеризацией.
Компьютеризация представляет общепризнанную тенденцию развития индустриализации обучения, прежде всего, обратной связи в обучении, тестировании. Основные проблемы компьютеризации учебного контроля можно вывести из широко распространённого принципа - триады всякого внедрения компьютеров: модель – алгоритм – программа. Применительно к компьютеризации тестирования эту триаду можно представить следующим образом:
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Объекта
Программирование – составление компьютерных программ контроля. Эти программы могут быть составлены педагогами, но рациональнее их делать специалистам по компьютерному программированию. Уже составлено много программ, которые могут быть использованы для учебного тестирования. Разработка таких программ не ставит особых трудностей для компьютеризации контроля, кроме организационных и финансовых.
Алгоритмизация контроля - составление содержательных контрольных алгоритмов по каждой дисциплине. Алгоритмизация контроля предшествует его программированию. Специалисты каждой науки должны составить контрольные алгоритмы (их называют сейчас КИМ) по своим наукам. Вместо них эту работу никто не может выполнить. Составление контрольных алгоритмов представляет более сложную задачу по сравнению с их переводом на машинные программы. Пока нет должных теорий алгоритмизации контроля (тестологии), которые системно давали бы все имеющиеся формы контрольных алгоритмов и правила их разработки. Машинному программированию уже легко обучать в виду наличия соответствующих учебных пособий, методических разработок, педагогов по этим вопросам, как и вообще практики разработки таких программ. Что же касается алгоритмизации контроля, то все необходимые для этого условия находятся еще в начальном состоянии. Еще предстоит создать должную тестологию и практику обучения ей педагогов. Пока можно научить только отдельным аспектам тестирования. Мешают этому и ошибки экспериментаторов программированного контроля.
Теоретическое моделирование объекта является исходным фактором компьютеризации контроля. Опыт программированного контроля, особенно по общественным наукам, полностью подтверждает положение о том, что исходным фактором всякой компьютеризации является теоретическое моделирование объекта. Разработка теоретической модели объекта представляет высшую форму научного его понимания. Такая модель каждого объекта может быть создана только на основе диалектического мышления (философствования). И только такой уровень понимания объекта позволяет разрабатывать контрольные алгоритмы для учебного процесса, приемлемые всеми педагогами. Поскольку же диалектика (философия вообще) не стала нормой понимания всех объектов, то сохраняется разброд их понимания педагогами, а поэтому не осуществляются на практике программированный контроль, компьютеризация тестирования.
Гуманизация и гуманитаризация обучения. В настоящее время эти термины используют скорее в качестве синонимов. В то же время имеется основание обособить называемые ими понятия как разные тенденции развития обучения.
Гуманитаризация - рост доли учебного времени, направленного на изучение общественных явлений на основе гуманитарных, общественных наук. Учитывая, что в ведущих странах мира студенты расходуют в 2-3 раза больше времени на изучение общества, то естественно увеличить это время, что и будет гуманитаризацией обучения. В то же время простое экстенсивное развитие изучения общественных наук скорее дискредитирует гуманитаризацию. Последняя должна охватывать все стороны воспитания, в том числе научение в различных формах наставничества, просвещения, а не сводится только к росту времени изучения общественных наук, особенно надуманных. Гуманитаризация не может свестись только к росту значения вербальных потоков информации при формировании индивидов и превращения их в личности. Тем более гуманитаризация не может свестись к введению новых учебных дисциплин, например «истории мировой культуры», читаемой философами. Мировой культуре должны обучать представители всех наук в рамках своих занятий (каждый в своей сфере культуры). Введение специальных, дополнительных наук в учебное расписание увеличит перегрузку студентов и тем самым даст обратный эффект.