Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1289

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Так, основой первой стадии («Нечто придает мне силы») являются отношения матери и ребенка. С позиций ори­ентации на власть в последующие годы жизни эта стадия означает отношения с людьми, которые могут поддер­жать, защитить, вдохновить, воодушевить, т.е. увеличить у индивида ощущение собственной силы.

Вторая стадия {«Я сам придаю себе силы») отвечает сред­нему периоду детства, связанному с приобретением неза­висимости от матери и возрастанием контроля над своим поведением.

Третья стадия {«Я произвожу впечатление на других») характеризует подростка, для которого перестали суще­ствовать авторитеты, который постоянно меняет друзей, чье участие в соревновании определяется возможностью одержать верх над другими людьми.

И, наконец, четвертая стадия {«Мне хочется выпол­нить свой долг») соответствует взрослому состоянию, т.е. зрелому человеку, который посвящает свою жизнь слу­жению какому-либо делу или определенной социальной группе.

Естественно, для анализа мотивации педагогической де­ятельности наибольший интерес представляет последняя стадия развития мотива власти. НА. Аминов специально под­черкивает, что в мотивационной основе выбора педагоги­ческой деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания). Это важно и для про­гноза успешности педагогической деятельности. Под оказа­нием помощи, альтруистическим (или просоциальным) поведением, по Н.А. Аминову, могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Эта позиция созвучна гуманистической трактовке мотивации обучения, хотя и на другой основе, и в других терминах.

Однако эта точка зрения Н.А. Аминова не является единственной. Авторы учебного пособия «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого вполне справедливо счита­ют, что доминирующим мотивом педагогической деятель­ности является забота о счастье ребенка, входящего в этот противоречивый мир, горячее желание содействовать счаст­ливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку. Этот мотив в наибольшей степени поддержи­вает цель воспитания, придает наибольший личностный смысл формированию личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Как подчеркивается этими авторами, такого характера мотивация помогает педагогу преодоле­вать многие препятствия профессионального и социаль­ного плана: изменение социальной обстановки и ухуд­шение материального и морального положения педагога в обществе; осложнение личных семейных отношений и повышение психологической напряженности; админист­ративные преобразования в школе и ухудшение психоло­гического климата в педагогическом коллективе; появле­ние группы детей осложненного поведения и некоторые педагогические неудачи; падение уровня духовной культу­ры и снижение нравственности окружающей ребенка со­циальной среды. Существует и много других мотивов педа­гогической деятельности (научно-педагогический интерес, необходимость зарабатывать «на жизнь», желание сохра­нить активность и молодость духа, общаясь с детьми).


Мотивационно-потребностная сфера деятельности пе­дагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А.Б. Орлову. Центрация понимается в гума­нистической психологии и педагогике как «особым обра­зом построенное простое взаимодействие учителя и учащих­ся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности, одинаковости переживаний и поведения. Центрация трактуется одновременно и как резуль­тат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом». Согласно А.Б. Орлову, личностная центрация учи­теля является «интегральной и системообразующей» ха­рактеристикой деятельности педагога. При этом полагает­ся, что именно центрации учителя определяют такие мно­гообразные формы этой деятельности, как стиль, отно­шение и т.д.

А.Б. Орлов намечает семь основных центраций, каждая из которых может доминировать как в педагогической де­ятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях:

♦ эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»);

♦ бюрократическая (центрация на интересах админист­рации, руководителей);

♦ конфликтная (центрация на интересах коллег);

♦ авторитетная (центрация на интересах, запросах роди­телей учащихся);

♦ познавательная (центрация на требованиях средств обу­чения и воспитания);

♦ альтруистическая (центрация на интересах — потреб­ностях — учащихся);

♦ гуманистическая (центрация учителя на интересах — про­явлениях своей сущности и сущности других людей — администратора, коллег, родителей, учащихся). Именно гуманистическая центрация как бы противо­стоит первым шести типам центрации, отражающим ре­альность традиционного обучения.

Таким образом, мотив заботы о счастливом будущем подрастающего поколения, входящего в стремительную и сложную, полную противоречий и борьбы различных тен­денций современную жизнь, призван обеспечить посто­янное стремление педагога к повышению профессиона­лизма, освоению новых методов и технологий с включе­нием их в свой педагогический инструментарий. Задавая тон в педагогической мотивации, этот мотив придает дея­тельности учителя гуманистическую направленность и спо­собствует продлению его профессионального долголетия. Об этом не следует забывать тем, от кого зависит обеспе­чение необходимых условий для нормальной жизни и де­ятельности педагогов.

2.1.4. Цель педагогической деятельности


Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив со­знательной деятельности, характеризуемый предвосхи­щением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения. Таким образом, взаи­мосвязь цели и результата заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на понимание такого существенного явления, как обратная связь, нали­чие которой позволяет говорить об управленческой со­ставляющей деятельности педагога.



Остановимся на процедуре выработки педагогом цели своей деятельности, называемой одними учеными целеполаганием, другими — целеобразованием.

Целеобразование входит в деятельность педагога как неотъемлемая часть его профессионального труда.

Целеобразование понимается как:

♦ система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической не­обходимости достижения некоторого уровня развития личности современного человека, способного строить свою жизнь и жить в контексте современной культуры;

♦ поиск максимально точной формулировки общего иде­ального образа такого человека — это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускаю­щих принятие цели воспитания;

♦ система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием поставленной цели воспитания».

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результа­ту, который по замыслу педагога должен совпадать с це­лью. На практике этого почти никогда не случается с пер­вой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор», и величина этого «зазора» опреде­ляет стратегию дальнейшего поведения педагога. Процесс достижения цели приобретает циклический характер и про­должается до тех пор, пока различия между целью и ре­зультатом не примут приемлемую величину.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных воз­можностей, а также основных тенденций общественного развития. В ней (в цели) содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной лич­ности, а с другой — интересы и ожидания различных со­циальных и этнических групп.

А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению про­блем целей воспитания, резко выступал против таких амор­фных определений целей воспитания, как «гармоничес­кая личность», «человек-коммунист» и т.п. Цель педаго­гической деятельности он видел в разработке и индивиду­альных коррективах программы развития личности.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П.Беспалько. Он считал, что «будучи системообразующим в ПС (педагогической сис­теме — В.М.), элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на сте­пень целостности или рыхлости всей ПС... Необходимое и достаточное требование к формулированию целей фун­кционирования ПС — их диагностичность, т.е. обеспечен­ность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания».


В этой связи будущему педагогу полезно знать, что в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО, предложены четы­ре основополагающих цели образования:

научить жить вместе (осознав растущую взаимоза­висимость людей, стран, народов, необходимо осуществ­лять совместные действия по разумному и мирному реше­нию неизбежных конфликтов);

научить приобретать знания (с учетом быстрых из­менений, связанных с научным прогрессом и новыми фор­мами экономической и социальной деятельности, совре­менному человеку необходимо сочетать достаточно ши­рокие общие культурные знания с возможностью глубо­кого постижения ограниченного числа дисциплин);

научить работать (т.е. совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле — приобретать ком­петентность, дающую возможность справляться с различ­ными жизненными ситуациями);

научить жить (т.е. лучше познать самого себя для наи­лучшего использования своего личностного потенциала).

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в ст.9, п.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» трактуется как «формирование общей культуры личности, ее адаптация к жизни в обществе, помощь в осознанном выборе профессии». Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнооб­разных вариациях обстоятельств и требует от него высо­чайшего профессионализма и тонкого педагогического ма­стерства. Достижение цели осуществляется только в дея­тельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в об­щем движении к цели, как промежуточный результат це­ленаправленной деятельности (рис. 7).



Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятель­ности воспитанников, создание воспитательного коллек­тива, развитие индивидуальности личности. Цель педаго­гической деятельности — явление не только историческое, но и динамическое. Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, фор­мы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, она складывается в разверну­тую программу поэтапного движения к высшей цели — раз­витию личности в гармонии с самим собой и социумом.

2.1.5. Содержание деятельности педагога


Ввиду многочисленности педагогических специально­стей и должностей мы ограничимся рассмотрением со­держания деятельности учителя (преподавателя) и содер­жания деятельности воспитателя.

Содержанием педагогической деятельности учителя яв­ляется процесс организации учебной деятельности обу­чающихся, направленной на освоение ими предметного социо­культурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности.

Средствами деятельности учителя являются:

♦ научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся;

♦ в качестве «носителей» знаний выступают тексты учеб­ников или воссоздаваемые учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике), организованном учителем, осваиваемые фак­ты, закономерности, свойств и предметной действи­тельности;

♦ в качестве вспомогательных средств выступают: тех­нические, компьютерные, графические и т.д. Способами передачи социального опыта в препода­вательской деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тре­нинги. Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оце­ночных составляющих. Продукт преподавательской де­ятельности оценивается на экзамене, зачетах, по крите­риям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результатом преподавательской деятельности как вы­полнением ее основной цели является развитие обу­чающегося: его личностное, интеллектуальное совер­шенствование, становление его как личности, как субъек­та учебной деятельности. Результат диагностируется со­поставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.

Основной функциональной единицей, с помощью кото­рой проявляются все свойства педагогической деятельнос­ти, является педагогическое действие, понимаемое как един­ство целей и содержания. В данном контексте, с одной сто­роны, педагогическое действие является выражением того общего, что присутствует во всех видах и формах педагоги­ческой деятельности, будь то воспитание или обучение, урок или экскурсия. С другой стороны, педагогическое действие является и тем особенным, в котором диалектически отра­жаются и единство всеобщего, и уникальность, неповтори­мость отдельного.