Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 914

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Трудоемкость: затраты труда участников педагогического процесса не увеличиваются.

Доступность: степень артистичности учителя ограничивает возможности использования другими учителями приема пере­воплощения учителя в героя произведения и т.п.

Внедрение: посредством изучения по книгам, телепередачам; введение в свою практику по мере возможности и необходимости.

Элементы опыта

1. Система организации учебной работы.

2. Урок этико-художественной мысли.

3. Уроки общения.

4. Уроки открытой этики.

5. Приемы обучения (перечень). 320

6. Этический монолог.

7. Анализ детали художественного произведения.

8. Анализ иллюстрации к тексту.

9. Активизация мысли путем задавания вопросов учителю.

10. Развитие интереса к чтению.

11. Правила при написании сочинения.

12.Творческие задания как средства активизации нравствен­ной позиции.

13. Качества личности учителя. Библиография. Наиболее известные работы

1. Урок продолжается. - М., 1973.

2. Искусство общения. - М., 1982.

3. Рождение урока. - М., 1986.

4. Шаги навстречу. - М., 1986.

Кабалевский Дмитрий Борисович

Область педагогического творчества: музыкальное вос­питание детей.

Сущность опыта: целью системы музыкального воспитания учащихся являются эмоциональная заинтересованность детей музыкой и формирование средствами музыки духовного мира школьников. Она определяет следующие приоритетные зада­чи: развитие музыкальной культуры и навыков творческой дея­тельности, а также выбор принципов построения программы (жанрово-тематические блоки, опорные сигналы, «три кита»).

Продуктивность: развитие музыкальных способностей (всех компонентов музыкального слуха, памяти, творческих способ­ностей), формирование умений проводить самостоятельный музыковедческий анализ (определение стиля, жанра, средств выразительности), интереса к музыке композиторов-классиков. Доступность: после предварительного освоения учителем следующего учебно-педагогического комплекса: «Программы по музыке для общеобразовательных школ» (под ред. Д.Б. Каба­левского), тематических и поурочных разработок к ней и соот­ветствующей литературы (см. Библиографию).

Трудоемкость: не дает результатов без планомерного и пос­ледовательного использования всех частей программы.


Элементы опыта

  1. Музыкальная культура школьника.

  2. Музыкальный кругозор школьника.

  3. Музыкальный интерес.

  4. Музыкально-творческая деятельность школьника.

  5. Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского.

6. Принцип тождества и контраста в программе Д.Б. Ка­балевского.

7. Метод «забегания и возвращения».

8. Метод спирального обобщения.

9. Метод эмоциональной драматургии.

10. Приемы активизации аудитории учителем музыки.

11. Подготовка учителя к беседе о музыке.

12.Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией.

13.Урок-обобщение в программе Д.Б. Кабалевского.

14.Урок углубления темы.

15.Урок-концерт в программе Д.Б. Кабалевского.

Библиография. Наиболее известные работы

1. Избранные статьи о музыке. - М., 1963.

2. Дорогие мои друзья. - М., 1979.

3. Про трех китов и про многое другое. - М., 1970.

4. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.

5. Музыка в начальной школе. - М., 1979.

6. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.

7. Воспитание ума и сердца. - М., 1981.

8. Музыка и музыкальное образование. - М., 1984.

9. Сила искусства. - М., 1984.

10. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.
Лысенкова Софья Николаевна

Область педагогического творчества: уроки обучения гра­моте, русского языка, математики в начальной школе.

Сущность опыта: процесс обучения строится на основе пер­спективного изучения трудных тем с использованием комменти­рованного управления, опорных схем, сигнальных карточек.

Продуктивность: программа начальной школы усваивается в более короткие сроки, исчезают пробелы в знаниях учащихся, значительно повышается качество знаний, умений.

Трудоемкость: за счет подготовки средств обучения (опор­ных схем, сигнальных карточек) увеличивается время на подго­товку к урокам, однако по мере накопления дидактических средств эти затраты уменьшаются.

Внедрение: при наличии соответствующих наглядных средств обучения система работы может быть использована в обучении детей младшего школьного возраста.

Элементы опыта

1. Основные понятия.

2. Принципы обучения.

3. Опережение программы.

4. Перспективное изучение трудных тем.

5. Предупреждение, а не исправление ошибок.

6. Постоянное повторение.

7. Комментированное управление.

8. Аргументация (вслух) всех действий ученика.

9. Опорные схемы.


10. Сигнальные карточки.

11. Карточки-опоры.

12. Карточки с буквенным обозначением величин. 13.Связывающие дуги.

14. Краткая с промежуточными действиями запись задачи.

15. Наборные полотна простых задач.

16. Этапы изучения трудных тем.

17. Этапы работы над задачей.

18. Работа над предложением в букварный период.

19. Обучение грамоте.

Библиография. Наиболее известные работы

1. Жизнь моя - школа, и право на творчество. - М., 1995.

2. Когда легко учиться. Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587. - М., 1990.
Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович

Область педагогического творчества: воспитание детей в семье.

Сущность опыта: концепция максимального развития лич­ности с рождения. Она предполагает создание оптимальных условий для разнообразной деятельности, обеспечение свобо­ды и самостоятельности детей в занятиях, максимальное на­пряжение сил в деятельности, проявление искренней заинтере­сованности и ненавязчивой помощи родителей. Концепция реа­лизуется в создании приемов, разработке пособий, средств, тре­бований, правил, условий воспитания в семье. Контроль - самочувствие ребенка и специальные измерения. Новое - идея максимального для каждого возраста развития личности, раз­работка условий ее реализации. Область применения: семья, учебно-воспитательное учреждение.

Продуктивность: позволяет перекрывать общепринятые стандарты развития личности.

Трудоемкость: требует от родителей специальных условий и времени, не вполне реальных для каждой семьи.

Внедрение: способы усвоения — по книгам, ТВ, введение в свою практику.

Условия усвоения — достаточно свободный ре­жим работы родителей, комфортные жилищные условия.

Элементы опыта

1. Режим кормления грудного ребенка.

2. Система воспитания в семье.

3. Правила закаливания грудных детей.

4. Формирование привычек грудного ребенка.

5. Физкультура с первых дней.

6. Закаливание детей раннего возраста.

7. Спортивная комната.

8. Измерение уровня физического развития ребенка.-

9. Организация питания в семье.

10.Общие правила воспитания в семье.

11. Условия умственного развития ребенка.

12. Правила организации развивающих игр.

13. Игра «сложный узор».

14.Средства, стимулирующие развитие ребенка.

15. Воспитание заботы и внимания к людям.

16.Литература и искусство в воспитании детей.

17.Трудовое воспитание в семье.


18.Фабрика «ниточка-ниточка».

Библиография. Наиболее известные работы

1. Правы ли мы?- М., 1963.

2. Мы и наши дети. - М., 1980.

3. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.

Шаталов Виктор Федорович

Область педагогического творчества: обучение математике, физике, истории в средней общеобразовательной школе.

Сущность опыта — в создании эффективной орга­низационно-методической системы обучения ряду предметов в общеобразовательной школе. Новаторство заключается в со­здании и использовании наглядных схем-опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала. Определена обоснованная структура изучения теоретического материала, решения задач, опроса и контроля знаний.

Продуктивность системы состоит в том, что у учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. В.Ф. Шаталов добил­ся высоких показателей обученности.

Трудоемкость заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов.

Внедрение требует издания опорных сигналов для учителей. В педвузах начать соответствующую подготовку студентов.

Элементы опыта

1. Организационно-методическая система.

2. Планирование учебного процесса.

3. Оборудование учебного кабинета.

4. Опорные сигналы.

5. Структура изучения теоретического материала.

6. Ежеурочный опрос по теоретическому материалу.

7. Проверка теоретических знаний по «листам взаи­моконтроля».

8. Система задач.

9. Записи задач на классной доске.

10. Методика решения одинаковых задач.

11. Организация самостоятельного решения задач в классе.

12. «Педагогический десант».

13. Метод проверки решения задач («метод цепочки»).

14. Подготовка к «релейным» (итоговым) контрольным рабо­там по решению задач.

15. Уроки-практикумы.

16. Уроки открытых мыслей. 17.Учет знаний.

18. «Щадящая педагогика».

Библиография. Наиболее известные работы

1. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.

2. Педагогическая проза. - М., 1980.

3. Точка опоры. - М., 1987.

4. Педагогический поиск. - М., 1987.

Приложение 5


МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»*

Инструкция: ниже приведены утверждения, характе­ризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Таблица

Окончание таблицы



УТВЕРЖДЕНИЕ

ОЦЕНКА

ТИП

МОТИ-

ВАЦИИ

1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.
14.
15.

16.

17.
18.

19.
20.

Требует общения с разными людьми

Нравится родителям

Предполагает высокое чувство ответственности

Требует переезда на новое место жительства

Соответствует моим способностям

Позволяет ограничиться имеющимся

оборудованием

Дает возможность приносить пользу людям

Способствует умственному и физическому развитию

Является высокооплачиваемой

Позволяет работать близко от дома

Является престижной

Дает возможности для роста профессионального мастерства

Единственно возможная в сложившихся

обстоятельствах

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

Является привлекательной

Близка к любимому школьному предмету

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

Избрана моими друзьями

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

Дает большие возможности проявить

творчество




и



с

+

и


с

и

+

+



с
__
с
и

+

с


+