Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 580
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является социальное предпринимательство. Предметом исследования выступают бизнес-модели в социальном предпринимательстве.
Соответствие диссертации области исследования специальности. Диссертационное исследование соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: Управление жизнеспособностью организации, п.10.10. Проектирование систем управления организациями. Новые формы функционирования и развития систем управления организациями. Информационные системы в управлении организациями. Качество управления организацией. Методология развития бизнес-процессов. Развитие методологии и методов управления корпоративной инновационной системой, п.10.15. Стратегический менеджмент, методы и формы его осуществления. Внешняя и внутренняя среда организации. Процесс и методы разработки и реализации
стратегии. Развитие форм стратегического партнерства. Содержание и методы стратегического контроля. Корпоративные стратегии, оптимизация размера фирмы и вертикальная интеграция, стратегии диверсификации. Формирование и управление цепочками создания ценности. Конкурентоспособность бизнеса. Создание и удержание ключевых компетенций. Стратегические ресурсы и организационные способности фирмы. Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии организации. Процесс построения сбалансированной системы показателей (ССП). Преимущества и недостатки применения ССП в российских
условиях.
Теоретические основы исследования составляют основные труды российских и зарубежных авторов в области социального предпринимательства, корпоративной социальной ответственности, стратегического менеджмента, теории общественных благ.
Эмпирическую базу исследования составляют данные качественных исследований, полученные диссертантом в результате применения кейс-метода (case study) для анализа четырех кейсов и анализа бизнес-планов 77 социально- предпринимательских фирм/проектов. Исследование базируется на сборе данных из первичных источников информации (проведение опросов и глубинных интервью) и вторичных источников информации (анализ отчетов, материалов) социально-предпринимательских фирм/проектов, которые получили грант и поддержку Благотворительного фонда «Навстречу переменам», а также вторичных источников информации (бизнес-планы, информация о компаниях) — выпускников краткосрочной дополнительной образовательной программы
«Управление проектами в области социального предпринимательства», реализуемой в 2012-2013 учебном году и 2013-2014 учебном году в Институте
«Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) при поддержке Фонда Citi.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве и определении
особенностей их формирования, что позволяет более глубоко раскрыть суть социального предпринимательства. В процессе исследования автором были получены следующие наиболее значимые результаты, обладающие научной новизной:
-
Выделены признаки, дано авторское определение социального предпринимательства, а также обозначено его место и роль в общественно- экономической системе; -
Выявлены источники и мотивы возникновения социального предпринимательства; -
Определена специфика формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве; -
Обоснованы признаки и критерии для разработки типологии бизнес- моделей в социальном предпринимательстве; -
Разработана типология бизнес-моделей в социальном предпринимательстве; -
Получены пять основных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве; -
Раскрыты институциональные особенности формирования разных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в прояснении концептуальных аспектов социального предпринимательства, углублении теоретического понимания особенностей функционирования и развития субъектов социального предпринимательства. Выявление специфики формирования различных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве поможет повысить эффективность управления социально- предпринимательскими фирмами, что в свою очередь будет способствовать повышению суммарного социального эффекта через тиражирование и распространение успешных, устойчивых бизнес-моделей. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления социально-
предпринимательскими фирмами, как на этапе запуска проекта при выборе бизнес-модели, так и в ходе развития организации. Результаты исследования могут применяться в образовательном процессе, при разработке курсов, посвященных социальному предпринимательству, бизнес-планированию в области социального предпринимательства, корпоративной социальной ответственности и предпринимательству.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждены на заседаниях кафедры стратегического и международного менеджмента СПбГУ, представлены на российских и международных научных и научно-практических конференциях, таких как: Симпозиум по исследованиям в
области социального предпринимательства (г. Вена, Австрия, апрель 2012); Четырнадцатый Всероссийский Симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий" Российской Академии Наук (г. Москва, Россия, апрель 2013 г.); Ежегодная международная научно- практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» НИУ ВШЭ (г. Москва, Россия, ноябрь 2013 г.); Ежегодная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» МГУ (г. Москва, Россия, апрель 2014 г.); Коллоквиум по социальному предпринимательству (г. Канзас, США, май 2014 г.); Седьмая ежегодная конференции Ассоциации исследователей некоммерческого сектора и социальной экономики (г. Сейнт-Катерин, Канада, май 2014 г.); Международная научная конференция «Развивающиеся рынки: перспективы развития бизнеса и государства» ВШМ СПбГУ (г. Санкт-Петербург, Россия, октябрь 2014 г.).
Сформулированные автором положения были использованы при подготовке курса «Основы социального предпринимательства» и «Разработка бизнес-плана» на программе дополнительного образования «Управление проектами в области социального предпринимательства» в ВШМ СПбГУ, а также при написании учебного пособия, ряда учебных кейсов (в том числе при написании кейса,
поддержанного индивидуальным грантом Центра кейсов (Великобритания) в 2014 году).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ объемом 5,5 п.л. (авт. – 4,1 п.л.), в том числе 4 статьи в ведущих научных рецензируемых журналах объемом 5 п.л. (авт. - 3,6 п.л.).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит
из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе «Особенности развития социального предпринимательства» в соответствии с поставленными задачами определены место и роль социального предпринимательства в общественно-экономической системе, выделены основные признаки социального предпринимательства, определены источники и мотивы возникновения социального предпринимательства. Во второй главе
«Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве» представлены результаты первого этапа эмпирического исследования бизнес-моделей социального предпринимательства на основе анализа четырех кейсов. Выделены специфичные аспекты формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. В третьей главе «Основные бизнес-модели в социальном предпринимательстве: результаты эмпирического исследования» представлен второй этап эмпирического исследования, цель которого состояла в разработке типологии бизнес-моделей, используемых в социальном предпринимательстве, выделены пять основных типов бизнес-моделей, определены институциональные особенности формирования каждого типа бизнес-моделей. Объем диссертационного исследования (включая список использованной литературы) составляет 213 страниц. В работе представлено 13 таблиц, 14 рисунков. Список литературы включает 224 наименования, в том числе 175 — на английском языке.
Автор благодарен Кафедре стратегического и международного менеджмента СПбГУ, Центру КСО им. ПрайсвотерхаусКуперс ВШМ СПбГУ за создание благоприятных условий для научной работы, профессору Катькало В.С., доценту Благову Ю.Е. за сотрудничество. Также, автор выражает признательность Благотворительному фонду «Навстречу переменам»,