Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 630

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

исследователей социального предпринимательства, но и представителей сферы социального предпринимательства. В начале XXI в. появились международные реферируемые журналы, специализирующиеся на проблематике социального предпринимательства: Stanford Social Innovation Review (2004), Social Enterprise Journal (2005), Journal of Social Entrepreneurship (2010), Journal of Social Business (2011), International Journal of Social Innovation (2011) .

Если вести речь о специфике институционализации исследований и преподавания в области социального предпринимательства, то следует выделить тесное сотрудничество ведущих университетов, школ бизнеса и их ассоциаций с фондами и организациями, оказывающими поддержку социальному предпринимательству, такими как Фонд Ашока (Ashoka Foundation) (создан в 1980 г.), Фонд Шваба (Schwab Foundation) (1998 г.), Фонд Сколла (Skoll Foundation) (1999 г.), Институт для социальных предпринимателей (The Institute for Social Entrepreneurs) (1999 г.), Международный институт устойчивого развития (The International Institute for Sustainable Development) (1990 г.). Данные фонды и организации традиционно способствуют развитию социального предпринимательства как такового, рассматривая обучение социальных предпринимателей в качестве одной из важнейших задач наряду с предоставлением финансовой и институциональной поддержки конкретным проектам. В Российской Федерации большую роль в развитии научных и образовательных проектов в области социального предпринимательства играет Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», созданный в 2007 г. по инициативе президента компании ОАО «Лукойл» В.Ю. Алекперова.

Табл.1.1 Институционализация социального
предпринимательства





Исследователь- ские центры,

ассоциации

Журналы, публикации

Конференции

Поддерживающие организации




- Проект в области

- Boschee (1998)

- Конференция по

- Фонд Ашока (1980)

Пионеры

социального

- Dees (1998)

социальному

- Международный




предпринимательс

- Thompson et al.

предприниматель-

институт

(1980-1990-е

тва, Гарвардская

(2000)

ству, Гарвардская

устойчивого развития

гг.)

школа бизнеса




школа бизнеса

(1990 г.)




(1993)




(2000)

- Авина (1994)




- Европейское







- Фонд Шваба (1998)




исследовательское







- Фонд Скола (1999)




сообщество EMES







- Институт для




(1996)







социальных




- Центр







предпринимателей




социальных







(1999)




инноваций,













Высшей школы













бизнеса













Стенфордского













университета













(1999)













- Центр

- Stanford Social

- Конференция

- Акюмен (2001)

Консолида-

содействия

Innovation Review

исследователей

- Фонд социального

торы

развитию

(2004)

социальных

предпринимательства




социального

- Social Enterprise

предприятий (2004)

UNLtd (2002)

(2000 г. +)

предпринимател-

Journal (2005)

- Международная

- Канадский фонд




ьства. Школа




исследовательская

социального




бизнеса им. Фукуа

Dees et al. (2001)

конференция по

предпринимательства




Дюкского

Bornstein (2004)

социальному

(2004)




Университета

Mair, Marti (2006)

предприниматель-

- Фонд региональных




(2002)

Nicholls (2006)

ству (2005)

социальных




- Центр Сколла,

Perrini (2006)

- Коллоквиум по

программ «Наше




Школы бизнеса

Light (2006)

социальному

будущее» (2007 г.)




им. Саида




предприниматель-







Оксфордского




ству (2007)







университета













(2003)













- Центр













социальных













инноваций школы













бизнеса ИНСЕАД













(2005 г.)











Новые игроки
(2008 г.+)

- Центр социального предпринимательс тва Левис, Бэбсон колледж (2008)

  • Journal of Social Entrepreneurship (2010)

  • Journal of Social Business (2011)

  • Специальные выпуски:

- Международная исследовательская конференция по социальным инновациям (2009) Секции:

- Фонд для ранних социальных предпринимателей (2008)











  • Journal of World Business (2006)

  • MIT Innovations (2007, 2009)

  • Entrepreneurship Theory and Practice (2010)

- Международное сообщество исследователей третьего сектора (Европа) - Академия

менеджмента





Источник:составленопо[SocialEntrepreneurshipEducation…,2011,c.7]

Несмотря на активное развитие и распространение социального предпринимательства во всем мире, истинный масштаб деятельности подсчитать практически невозможно, не только из-за многообразия организационных форм и видов деятельности, относящихся к социальному предпринимательству, но и из-за различий в понимании этого явления в разных странах. Для того чтобы понять закономерности развития социального предпринимательства, необходимо определить его место и роль в общественно-экономической системе.

Социальное предпринимательство представляет собой явление, которое, согласно мнению ряда исследователей [Leadbeater, 1997; Perrini and Vurro, 2006; Nicholls, 2006], обладает характеристиками всех секторов экономики, поэтому не может быть отнесено ни к одному из них.

В современной экономической системе принято выделять три сектора экономики: государственный сектор (public sector), частный или коммерческий сектор (private, commercial sector) и некоммерческий или третий сектор (non-profit, civil society sector). Каждый из этих секторов выполняет свою роль в социально- экономической жизни стран, однако господствовавшие политические режимы, проводимые социальные и экономические реформы, технологические изменения не одинаково сказывались на их роли и значении в разные исторические промежутки времени. Например, развитие и усиление рыночных отношений в большинстве стран мира в XIX-XX вв. усилило роль коммерческого сектора, что стало выражаться не только в увеличении обеспечения частными товарами и услугами, но и в возрастающей роли бизнеса в социально-экономической жизни стран. Так, в России
в постперестроечный период наблюдался рост частных

инициатив в социальной сфере, которая ранее была преимущественно закреплена за государством. «Отчасти это происходило вследствие потери государства способности содержать и развивать все это доставшееся от советских времен наследство, а отчасти вследствие появившейся у российского бизнеса возможности заполнять образовавшиеся лакуны» [Перегудов, Семененко, 2009, с.11].

Усиление роли некоммерческого сектора было связано с возрастающими социальными проблемами в разных регионах мира, с которыми не могло справиться ни государство, ни бизнес. Некоммерческий сектор в развитых странах характеризуется наличием крупных некоммерческих организаций, которые играют большую роль в социально-экономической жизни, реализуя проекты в сфере городского развития, занятости граждан и т.п. Осознание государством важной роли некоммерческого сектора в решении множества социальных проблем, привело к тому, что во многих развитых странах государство поддерживает некоммерческие организации, например, через субсидии и гранты, а также создает государственно-некоммерческие партнерства. В развивающихся странах работает множество международных и национальных некоммерческих организаций (НКО) разного размера и очень разнородных по сфере деятельности. Особенностью развития некоммерческого сектора в развивающихся странах является его сильная политизированность, что приводит к противоречиям между государством и некоммерческими организациями.

Некоторые