Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 951

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Романтизм как литературное направление и метод, романтическое мироощущение в литературе Западной Европы и США. Исторические, философские, политические истоки романтизма.

2. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты романтизма и романтического героя. Понятие о романтическом двоемирии. Концепция искусства Ф. Шлегеля.

3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.

4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.

5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр

6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".

7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы

8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста

9. Нравственная идея, и ее художественная реализация в романе А. Фон Шамиссо "Удивительная истории ПетераШлемиля".

10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.

11. Идея универсальности личности, роль музыки и творчества в сборнике "Фантазии в духе Калло" Э.Т. А. Гофмана.

12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.

13. Идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни в рассказе "Крошка Цахес" Э.Т. А. Гофмана.

14. Воплощение двойственности творческой личности в новеллах «Песочный человек», "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" Э.Т.А. Гофмана.

15. Двоемирие, ирония, сатира и гротеск как структурная основа романа "Житейские воззрения Кота Мурра" Э.Т.А. Гофмана.

16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.

17. Творчество У. Блейка

18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».

19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.

20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.

21. Поэтическое творчество Р. Саути.

22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.

23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.

24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).

25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».

26. Особенности поэзии Дж. Г. Байрона ("Тьма", "Прометей", "Она идет во всей красе", "В день моего 30-летия" и т.д.).

27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы

28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.

29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона

30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".

31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).

32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.

33. «Исповедальный роман» во французском романтизме («Атала», «Рене» Р.Шатобриана, «Адольф» Б. Констана).

34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.

35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..

36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.

37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"

38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.

39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.

40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.

41. Национальная специфика польского романтизма.

42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.

43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.

44. Роль романтизма в развитии литературы США

45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.

46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.

47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"

48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.

49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").

50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).

51. Новеллистическое искусство Э. По.

, представлена такими писателями, как Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848), Жермена де Сталь (1766 – 1817), Бенжамен Констан де Ребек (1767 – 1830). Главными предметами изображения и изучения во французской романтической литературе в этот период станут две темы – душа современника и проблема страсти. Вводится новая тема – история молодого человека, которая станет в дальнейшем магистральной темой французской литературы
Особенности французского романтизма:

1. Французский романтизм оформлялся дольше, труднее и противоречивее, чем в других странах, так как во Франции очень сильна была традиция классицизма и сопротивление иноземному (прежде всего – немецкому) влиянию. Романтики во Франции яростно полемизировали с классицистами. «Романтизм» для них означал «современное искусство», классицизм – прошлое.

2. Во французской романтической литературе мы наблюдаем почти полное отсутствие фантастического элемента, что объясняется влиянием событий эпохи и общества.

3. Вследствие этого же психологический тип в романтических произведениях более «обыкновенен» в отличие от героев английских и немецких романтиков.

4. Французский роман XIX века как романтический, так и реалистический испытал сильное влияние со стороны драмы.

Представители французского романтизма:

-Франсуа-Рене де Шатобриан «Рене» «Атала»

-Констан «Адольф»

-Анна-Луиза Жермена де Сталь «Дельфина»

-Альфонс де Ламартин «Путешествие на Восток»

-Альфред де Виньи «Сен-Мар»

-Виктор Гюго(молодой)

-Виктор Гюго «собор Парижской Богоматери» «девяносто третий год» «Отверженные»

-Альфред де Мюссе «Исповедь сына века»

-Александр Дюма «Дорога в Варенн» «Драма 93-го года» «Жанна д'Арк» «Карл Смелый»

-Жорж Санд «Консуэло»

33. «Исповедальный роман» во французском романтизме («Атала», «Рене» Р.Шатобриана, «Адольф» Б. Констана).


Романтический исповедальный роман – это лирический монолог-исповедь героя. Особенности романтического исповедального романа:

Возникновение нового жанра литературы – романтического исповедального романа, связано с именем Шатобриана. В таком произведении внешний мир изображается условно, а все внимание обращено на раскрытие внутренней жизни главного героя, противоречивой и сложной, на его самоанализе. В романы исповедального жанра автор вкладывает много личного, он временами даже сливается с героем. Современники за вымышленным сюжетом часто угадывали элементы автобиографии, а за героями – реальных людей. Появился даже термин «роман с ключом». Однако при всей субъективности, характерной для романтизма, в исповедальных романах содержится широкое обобщение - в них отражается состояние умов и сердец, вызванное эпохой социальных катаклизмов и потрясений, состояние, определенное романтиками как «болезнь века» - состояние индивидуализма. Шатобриан первым ввел в литературу персонажа, пораженного этой болезнью – героя, отстраненного от жизни общества, неприкаянного, одинокого, терзаемого скукой и разочарованием, враждующего со всем миром. Основные черты исповедального романа:

- Фокус повествования больше сосредоточен не на событиях, а на логике построения рассказа о них, на личном сюжете;

- Завязка сюжета связана с кризисом личности, а развитие – с его попыткой самоопределения;

- В композицию сюжета включаются фрагменты прошлого;

- В повествовании используются приемы эстетизации исповедальности.

Часто в центре исповедального повествования стоит вопрос вины и стыда. Именно в процессе исповеди вина и стыд обретают личный опыт рассказчика. Вина ложится на субъект исповеди.



Одним из ярких представителей реакционного романтизма является Ф.Р.Шатобриан. Его «Дух христианства» стал очень популярным произведением. Книга состоит из двух художественных отрывков, двух повестей, одна из которых является продолжением другой – «Атала» и «Ренэ». Действие в произведении разворачивается в Америке, среди дикарей. Герои, объединяющие обе повести – молодой француз Ренэ и старик дикарь Шактас. Шактас рассказывает французу о своей молодости, о том, как попал в плен, и как его спасла Атала, белая девушка, с которой они бежали в леса. Однако счастье влюбленных было недолгим, девушка покончила с собой из-за данного ее матерью за нее обета безбрачия.

Рассказчиком во второй повести является Ренэ, который передает старику трагическую историю любви к нему его сестры. Девушка, полюбил брата запретной любовью, уходит в монастырь. Молодой человек покидает Европу. Он, как и все романтические герои, предпочитает жизнь среди диких племен, так как в цивилизованных странах он видит только эгоизм, страдания и испорченность. В лице Ренэ Шатобриан показывает типичного героя реакционного романтизма с его «мировой скорбью» и пессимизмом. Ему кажется, что жизнь бессмысленна. Это драма человека старого мира, для которого из-за революции оказались закрыты все перспективы.

«Адольф» как пример исповедального романа. В 1816 году вышел роман Констана «Адольф». Это произведение является одним из значимых исповедальных романов французского романтизма. Главный герой романа - человек, скрупулезно анализирующий переживания и чувства, которые присущи не только ему, но и целому поколению.

Автор не оценивает поступки своего героя, но при этом и не осуждает его. Однако он и не оправдывает никого, утверждает, что обстоятельства не имеют большого значения, и вся суть - только в характере.

Точность слова, рационалистическая ясность в романе «Адольф» делает особенно наглядной противоречивость и многозначность характера героя произведения. Романтическая противоречивость главного героя исследуется автором всесторонне в русле традиций эстетики рационализма.
Именно это выделяет роман «Адольф» среди подобных произведений.

В «Адольфе» органично сочетается новый взгляд на мир человека и преемственность с романом 18 века. сюжет произведения лишен каких-либо сложных внешних авантюр. Главный герой романа, Адольф, сын высокопоставленного чиновного лица на своем пути встречает необычную женщину, которая ради любви к нему готова презреть общественные предрассудки. Женщина открыто становится возлюбленной Адольфа. Главный герой любит ее, но его любви и восхищению совершенством возлюбленной противостоит влияние высшего света, недовольства отца и собственное честолюбие юноши. Адольфу даже кажется, что он разлюбил Элеонору. Равнодушие молодого человека становится причиной преждевременной смерти девушки. В своем посмертном письме она упрекает Адольфа в малодушии. Он, разлюбив ее, не нашел в себе смелости покинуть ее, честно признавшись, и тем самым обрек Элеонору на страдания. Смерть девушки не освободила Адольфа от терзаний.

В какой-то степени произведение Констана автобиографично, и это является характерным для французской прозы того времени.

В герое произведения автор подчеркивает психологический грех романтизма - романтичный герой считает себя особенным, чувствует вседозволенность, так как вся вина ложится на общество. Однако автор романа видит проблему не только в обществе. Он считает, что дело в самом романтическом герое. Адольф не способен жить в гармонии с собой. герой Констана любуется собой, признает свое превосходство и совершенство, и, как и Рене Шатобриана, страдает от одиночества. Но при этом Адольф более холоден и беспристрастен, он аналитик, наблюдатель происходящего. И Адольф, и Рене являются воплощением героя раннего французского романтизма.

Краткое содержание «Рене»

Однажды в одну из Колоний Франции, находящуюся в Луизиане, прибыл юноша из богатой семьи по имени Рене. Никто не знает о прежней жизни молодого человека. Рене задумчив и погружён в себя, он крайне мало общается с людьми. Юноша ведёт разговоры лишь с миссионером Суэлем и своим приёмный отцом, слепым Шактасом; но о том, почему Рене уехал из дома, он не рассказывает. Юноша хранил молчание годами, однако он открывает свою тайну после получения письма.


Свою историю молодой человек рассказывает на берегу Миссисипи. Он говорит своим двум друзьям о том, что они, должно быть, сочтут надуманные страдания и беспокойства юноши глупыми и жалкими.

Мать Рене умерла во время родов. Мальчика воспитывали вдали от Родины. Духовную связь он чувствовал лишь с сестрой Амели, их вкусы и характеры во многом совпадали. Кроме того, оба были глубоко печальны внутри себя - это свойство, наверное, было даровано им свыше.

Затем у юноши погибает отец, и Рене думает о том, что бессмертно одно - душа. Молодой человек не может понять, чему же он хочет посвятить свою жизнь. Однажды он задумывается о том, чтобы начать вести монастырскую жизнь. Как и многие европейцы, чья душа зачастую неспокойна, Рене искал умиротворения в каком-нибудь тихом месте. Однако, благодаря своему противоречивому характеру, юноша решает путешествовать.

Сначала Рене приезжает в Рим и Грецию для того, чтобы изучить быт умершего народа. Но вскоре юноше становится скучно изучать могилы. Он желает узнать как можно больше о жизни ныне живущих народов, об их законах, обычаях, культурной жизни. Тем не менее, Рене не может увидеть в современном мире желаемой красоты.

Когда Рене был маленьким мальчиком, заканчивался золотой век. Тогда люди представляли собой образец нравственности, они искренне верили в Бога. Теперь же, когда юноша вернулся на Родину, он понял, что его народ стал хитрым и ищущим во всём только собственную выгоду. Поэтому в родных местах молодой человек испытывает одиночество ещё в большей мере, нежели на чужбине.

Рене также перестаёт понимать свою сестру Амели, которая уехала из Парижа, так и не увидевшись с братом. Юноша решает жить в предместье в абсолютном одиночестве.

Первое время Рене было по душе скрываться в толпе и оставаться незамеченным. Но спустя некоторое время он стал находить это ужасным. Юноша желает поселиться ближе к природе и там закончить свой жизненный путь.

Окружающие ругают молодого человека за его непостоянство и говорят, что при желании он мог бы добиться поставленных целей. Всё, что Рене делает, кажется ему бессмысленным. Он ищет некий идеал, который должен принести счастье. Юноша абсолютно одинок, и это сводит его с ума. Рене не знает, в какое русло направить свою жизненную энергию. Его непрестанно переполняют различные чувства. Рене не по душе ни одиночество, ни общение с людьми. Он ненавидит свою жизнь и хочет покончить с собой.