ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2481
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
Анализ гендера в постмодернизме, в феминистском дискурсе
Новый импульс для оптимизации гендерных исследований дали работы представителей одного из самых неоднозначных философских течений ХХ века - постмодернизма. В отличие от психоанализа, в центре исследования которого оказались непосредственно связанные с проблемой гендера феномены: сексуальность, неосознаваемые регуляторы поведения, социально- и внутренне обусловленная конфликтность самосознания, постмодернизм связывает все эти феномены с широким классом культурологических проблем.
Постмодернисты интересуются гибкой природой пола и личностью. Мы не можем утверждать, что постмодернизм специально занимался именно теоретическим анализом гендера, но он существенно повлиял на этот анализ в рамках различных наук:
- постмодернизм стремится «демонтировать» все само собой разумеющиеся «категории», «типы» и «формы», которые обобщают социальный опыт пола. Это называют процессом «фрагментации», в котором не бывает структуры, или истин, или неподвижных элементов, или «неизменности».
- социальный пол, как и все остальное, постоянно находится в процессе «становления», поэтому пока вы пытаетесь его классифицировать и приклеить ему ярлык, он успевает измениться.
- не только человек, имеющий социальный иол, способен все время переделывать и обновлять его, но все те, кто стремится определить его, будут иметь различные и изменяющиеся мнения о нем.
- некоторые постмодернисты даже заявляют, что категории «мужчина» и «женщина» нет.
Постмодернистские авторы предложили новые теоретические идеи.
М.Фуко. Большое значение имеет работа «История сексуальности» Мишеля Фуко. М.Фуко, во многом, противопоставляет свою теорию сексуальности и власти исходным положениям З.Фрейда, полагая, что отношения между сексуальностью и властью антагонистичны, тогда как классический психоанализ трактуется им как доктрина, обеспечивающая соподчинение сексуальности власти.
Ж. Делез. Другой заметный представитель постмодернизма - Жиль Делез указывал на двойственную природу сексуальности вообще и особенно женской сексуальности. Ж. Делезом в сексуальности, как и в смысле выделяется два временных плана, наделяющих ее позитивным или негативным содержанием: «Сексуальность - менее успешная сублимация, нечто промежуточное между телесной глубиной и бестелесной поверхностью».
Постструктуралистские исследования в области письма находятся в тесной связи с проблемой пола.
Ж.Деррида. Один из виднейших представителей постструктурализма – Ж. Деррида – осмысляет гендер с точки зрения языка. Бытие языка мыслится как логос, то есть собирание. Однако, противоположным логосу жестом оказывается крюптейн - скрывание, из чего явствует, что природа-женщина никогда не обнаруживает свою природу, сущность. Тайна - источник ее действенности.
В концепции гендера как социального конструкта, символически проинтерпретированной, исторически меняющейся модели явно видны следы влияния теории деконструкции Ж. Дерриды. Термин «деконструкция» обозначает процесс разгадывания метафор, разоблачения их скрытой логики, которая обычно существует как параллель, противостояние понятий (мужчина — женщина, субъект — объект, культура — природа и т. д.), обобщенно — любое разоблачение понятия как идеологически или культурно сконструированного, а не просто отражения природной реальности. Наибольшее влияние теории Ж. Дерриды прослеживается во взглядах французского постмодернистского феминизма (Л. Ирригарэй, X. Сису). В меньшей степени влияние постмодернизма проявилось в британском и американском феминизме.
Таким образом постмодерн позволил по-новому поставить проблему гендера, что отразилось на феминистском и постфеминистском дискурсах.
Современный феминизм привнес новое видение гендера. Он сконцентрировался на анализе женской субъективности в современном обществе. На примере репрезентации женской субъективности И. Жеребкина выделяет два различных методологических подхода анализа гендера. Они выражены в двух типах интерпретации проблемы женской субъективности:
Первый — так называемый эссенциалистский подход (тенденция рассматривать женский опыт и женскую субъективность как единые и анализировать их с помощью единого дискурса и единых аналитических средств);
Второй — так называемый анти-эссенциалистский подход (утверждающий, в противоположность классическому феминизму, идентичность как плюральную, а опыт как противоречивый и децентрированный).
Это общее методологическое разделение в интерпретации женской субъективности может быть представлено в различных формах
- в форме различия между англо-американской (с фиксированной женской идентичностью в классическом англо-американском феминизме) и европейской, в первую очередь французской феминистской теорией (женская идентичность не имеет стабильных характеристик),
- сегодня чаще всего оно принимает форму различия между феминистской центрированной и постфеминистской децентрированной субъективностью. Чаще всего для обозначения второго подхода используется определение постфеминизм.
Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
Концепция Д. Батлер, отразилась в следующих работах: «Гендерная тревога: Феминизм и подрыв индивидуальности» (1990), «Тела, которые значат: О дискурсивных пределах понятия «пол» (1993), «Экспрессивная речь: Политики перформатива» (1997), «Психическая жизнь власти: Теории подчинения» (1997), «Деконструированный гендер» (2004).
Этот автор характеризует переход от феминистской теории к постфеминизму. Особенность ее философской трактовки проблемы субъективности состоит в том, что она вообще отвергает бинарные оппозиции мужского и женского в ней и отрицает понятие так называемой «женской идентичности», деконструируя тем самым традиционные (эссенциалистские) феминистские политики идентичности, сексуальности и желания.
Бинаризм, исключение и иерархии также, по мнению Д. Батлер, содержатся в классической феминистском разграничении «пола» и «гендера», когда понятие «гендер» традиционно интерпретируется как социальный конструкт, а «пол» — как данность. Д. Батлер утверждает, что подобное деление на дискурсивное и додискурсивное является одной из демонстраций процесса иерархизации мышления, недопустимого для современной феминистской теории.
Критика понятия гендер. Понятие гендер подверглось критике как конструктивистское уже в 1980-е гг. Это противоречие выражено в различных методологических подходах в трактовке понятия сексуальности и сформулировано в работе Г. Рубин «Размышляя о поле: заметки о радикальной теории сексуального различия (1985), в котором она провела критику некоторых феминистских парадигм.
Вторая волна феминизма, по мнению Г. Рубин, базировалась в основном на различении между биологическим (sex) и социальным полом (gender), в контексте которого различаются гендерные идентичности как социальные конструкты власти.
Основным тезисом Г. Рубин, направленным против этих теорий, является: тезис о том, что сексуальность нельзя сводить исключительно к отношениям власти и подчинения, так как в культуре существуют многообразные и альтернативные формы сексуальности, которые не описываются конструктивистскими понятиями гендера.
Г. Рубин критикует понятие гендера за позитивизм в понимании проблем идентичности, субъективности и сексуальности, сведение гендерной проблематики к социологической. Исчезают такие характеристики сексуальности и субъективности, как желание, наслаждение, опасность, удовольствие и т.д.
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
Вопросы:
Социальное конструирование гендера
Гендерная идентичность, роли, стереотипы
Теории гендерной социализации
Социальное конструирование гендера
Всех исследователей проблем пола можно условно разделить на два больших класса, в зависимости от теоретических и методологических установок, которых они придерживаются. Несколько упрощая, можно выделить:
социоцентристскую парадигму
биологоцентристскую парадигму.
Первая утверждает, что половая идентификация индивида (а с ней и весь комплекс религиозных, философских, эстетических, психологических, политических моментов) определяется обществом. В доказательство приводятся многочисленные факты «мужского сознания» у женщин или «женского» у мужчин, а также возможности современного общества (благодаря НТР) по изменению биологического пола человека.
Вторая парадигма указывает, что сама необходимость, в конце концов, все-таки менять биологический пол в случае транссексуальной ориентации, доказывает, что биология является определяющим фактором в половой идентификации.
Расхождения же между этими подходами начинаются в вопросе о том, что определяет сами значения «мужского» и «женского»? Задаются ли модели «мужского» и «женского» поведения обществом или они определяются биологически?
Гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол - гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком. Рождаясь, люди женского и мужского пола с самого детства сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.
Гендер, который часто называют социальным полом, в отличие от биологического пола, рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную систему.
Гендер - это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения. Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного сообщества. Это означает, что тендеру как статусу соответствует тендерная культура.