ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 2489
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факультет социальной работы и клинической психологии
Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований
Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии
3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии
Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения
Тема 5. Развитие феминологии в россии
Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии
Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.
Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии
2.Сущность женского движения в современной России
Тема 9. Общественная реакция на женское движение
Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин
Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках
Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности
2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы
Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре
Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства
Тема 15. Гендерные аспекты экономики
3.Понятие феминизации бедности
Тема 16. Гендерные аспекты системы образования
1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике
2.Принципы гендерного подхода в педагогике
Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы
Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы
Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами
1. Согласно э.Гофману гендер это:
7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:
20. Биографический метод в гендерологии является примером:
21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, тематические и отредактированные.
32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю
17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:
46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:
47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):
• описание поведения, отражение проблем на состоянии клиента, его ролях, статусе, а также поведение групп; описание функциональных трудностей, отклонение от нормы (неадекватное, нежелательное, неприемлемое);
• Наличие других проблем у клиента: экономических, юридических, медицинских.
Социальная история клиента может с успехом использоваться в рамках индивидуальной консультативной помощи женщинам.
Психосоциальная помощь как одно из направлений социальной работы, осуществляемая в виде консультирования, предполагает содействие «человеку нуждающемуся» в разрешении его глубинных личностных конфликтов, лежащих в основе большинства его жизненных трудностей. Причем таким образом, чтобы клиент избавился от необходимости обращаться за помощью к консультантам, научившись решать свои проблемы самостоятельно и, возможно, начал бы помогать тем, кто к этому еще не способен.
В таком случае консультирование в социальной работе рассматривается как психосоциальная помощь населению, осуществляя которую, консультант учитывает и индивидуально психологические особенности клиента, и то, каким образом они «работают» в его социальном пространстве, и направленность личности в целом, и его жизненную стратегию, и конфликты его «детской души», и особенности психических процессов – внимания, памяти, мышления и т.д. Тогда консультирование включает в себя психологический, социологический, психокорекционный и психотерапевтический аспекты. Эффект этой интеграции очевиден в тех случаях, когда есть основания говорить о повышении уровня социального функционирования клиентов и одновременно – уровня их удовлетворенности собственной жизнью.
Консультанту действительно важно дифференцировать понятия «психологическое консультирование», «психо-коррекция», «психотерапия», «психосоциальная помощь».
В зарубежной научной литературе все большее распространение получает психосоциальная трактовка социальной работы, ориентированная в своей основе на оказание индивидуально-личностной психологической и социальной помощи «человеку нуждающемуся». (При этом отдается должное и организационно-коллективным формам работы с клиентами.)
Общий принцип психосоциальной помощи населению таков: чем больше люди узнают о себе, чем больше они осознают себя, тем проще им принимать решения, тем выше их способность использовать себе во благо собственные природные и социальные ресурсы. Самопознание расширение самосознания эффективное решение о способе удовлетворения подлинной потребности на уровне индивидуальной жизни осознанные действия социальная эффективность. Такая стратегия, пожалуй, - наиболее верный признак достижения социальной зрелости, под которой понимается умение человека преодолеть тупиковую ситуацию, полагаясь только на самого себя. Этому рассудительному подходу к разрешению противоречий собственной жизни клиент и приходит научиться у консультанта.
Задача консультанта – помочь клиенту в процессе встречи получить более сильное впечатление (потрясение – освобождение) от удивления тому способу, каким он (клиент) создает свои проблемы, и освоения нового опыта разрешения ситуации, условия для которого создает консультирующий специалист. Одной беседы, когда задействован только аудиальный канал восприятия информации, явно недостаточно. Достижение эффекта «сильного впечатления» возможно в тех случаях, когда информация по одному и тому же аспекту проблемы подается консультантом для всех трех систем восприятия клиента, у которого возникает нечто вроде объемного видения и его «трудной» ситуации, и наиболее продуктивного выхода из нее.
В таком случае процесс консультирования по отдельно взятому запросу возможно построить следующим образом:
I этап - знакомство с клиентом, выслушивание клиента.
II этап - возвращение клиенту его информации для уточнения, подтверждения, исправления (информация возвращается вербально – в основном задействован аудиальный канал восприятия клиента)
Наглядное представление ситуации клиенту с уточненным наименованием того, кто есть кто и что есть что (прояснение ситуации: что именно происходит в жизни клиента?) (В основном задействован визуальный канал восприятия клиента; используются рисуночные методы, игрушки, психоскульптурирование, бумага и прочее).
III этап - просьба, адресованная клиенту:
- Покажите действием, как эта ситуация наилучшим образом может развиваться дальше? (задействован в основном кинестетический канал + визуальный). Уточняющие вопросы консультанта + невербальные ответы клиента.
Обсуждение чувств, которые переживает клиент, и главных открытий, сделанных им по ходу взаимодействия с консультантом.
IV этап - Подведение итогов работы:
- Вспомните, пожалуйста, что Вы чувствовали в начале нашей встречи. Теперь сравните чувства, с которыми Вы сюда пришли, с теми, что Вы испытываете сейчас. Есть ли разница? В чем именно Вы улавливаете эти различия (если таковые имеются)? Чем Вы это можете объяснить? Если клиент не обнаруживает различий, причем с тенденцией к облегчению, то консультация не удалась.
Продолжительность одной консультации, согласно международной практике, составляет один час.
Стратегию взаимоотношений (цикл встреч) специалиста по психосоциальной работе с клиентом - женщиной возможно также представить по совокупности основных поводов их взаимодействия:
• знакомство с клиенткой, выслушивание жалобы и уточнение запроса;
• расспрос клиентки с целью изучения истории возникновения проблемы и выявления истинных её причин; выдвижение гипотезы о том, как клиентка делает свою проблему;
• определение влияния, которое оказывает проблема на систему социальных связей женщины;
• определение влияния проблемы на её профессиональную деятельность;
• исследование истинной цели клиентки (чего именно женщина хочет достичь своим поведением в данной ситуации);
• оценка психосоциальным работником ситуации клиентки и перспектив её разрешения;
• оказание психосоциальной помощи силами необходимых для её разрешения специалистов;
• психологическое консультирование, психотерапевтическая помощь.
Индивидуальное консультирование – это действенный метод помощи, оказываемой одним человеком другому, в основе которого лежит определенным образом построения и целенаправленная беседа. Консультирование подразумевает от 1 до 7 встреч, в процессе которых консультант удовлетворяет конструктивные (т.е. те, которые в принципе возможно удовлетворить) запросы клиента – того, кто непосредственно явился на встречу со специалистом.
Опыт индивидуальной работы с социально дезадаптированными женщинами показывает, что процесс ресоциализации и обретения душевного равновесия идет успешнее, если специалист помогает клиентке документально восстанавливать ее подлинную биографию. При этом используется принцип хронологической последовательности и наглядности, т.е. клиентка собирает фотографии, справки, письма, открытки, рисунки и оформляет историю своей жизни.
• Консультирование в социальной работе – это также метод поиска наиболее приемлемого для клиента выхода из тупиковой ситуации.
• Цели психосоциальной помощи клиенту посредством консультирования успешнее достигаются в том случае, если специалист выстраивает логику консультирования, периодически задавая ему вопрос:
• Межличностные проблемы, в обсуждении которых принимает участие консультант, работающий в системе социальной защиты населения, многообразны и многоаспектны
• Внутриличностные проблемы коренятся в системе усвоенных на психологическом уровне представлений о своей половой роли, о структуре семьи и своем месте в ней. Жизненные проблемы клиента – следствие смещения – утраты своего естественного места в семейной системе и проигрывания несвойственных ему ролей.
Работа психолога-консультанта требует значительных энергетических затрат, развитого самосознания, владения навыками утилизации транслируемого клиентами негатива плюс специальных личностных качеств. Большинство специалистов, оказывающих населению психосоциальную помощь, относят к ним
- эмпатию, эмоциональную теплоту, искренность (способность говорить правду себе)
- честность (умение поддерживать равноценные отношения: сколько отдают, столько и получают),
- конструктивное отношение к жизни среди людей (стратегия поведения в конфликтных ситуациях – идти «к людям»), - конкретность (буквально воспринимает лишь то, что сказал человек, а не фантазирует о том, что он подразумевает),
- чувство юмора и чувство трагичности бытия.
Групповая психосоциальная работа с женщинами
В основу групповой психосоциальной работы с женщинами могут быть положены психосоциальные теории. В частности, одной из таких теорий является модель К.Папелла и Б.Ротмана. Она сочетает в себе эго-психологию, когнитивные теории, теории социального научения, теории ролей и теорию коммуникации.
Психосоциальные теории позволяют обосновать основную клиническую модель групповой работы на основе данных подходов. В основе группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия. Она состоит из пяти основных элементов: группы; членов группы, имеющих особые нужды; деятельности в группе; взаимодействия специалиста и группы; регулирования и решения проблем клиентов.
Достижение сплоченности группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления общности:
- общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации одна этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются «межабонентскими связями». Они позволяют членам группы вместе проходить все стадии группового развития.
Основной задачей специалиста по групповой психосоциальной работе с женщинами является усиление их группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий. Специалист помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией – это важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития.
Специалист рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия ведущего группу. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий специалиста и членов группы, усваиваются методы помощи себе и другим людям.
Идея оказания психосоциальной помощи в условиях группового взаимодействия реализуется поэтапно. Г.Конопка выделяет следующие этапы:
1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;
2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
3) установление вербальной коммуникации между членами группы;