Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2479

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

  1. Понятие женского вопроса. Социалистическая и либеральная трактовки женского вопроса

Европейские просветители обосновали идею естественных прав человека. Однако часть просветителей не распространяли это на женщин.

В теории гендерно дифференцированного воспитания Ж.  Ж Руссо, которую он изложил в романах «Эмиль или о воспитании» и «Юлия или новая Элоиза», ярко выражена просветительская идея о том, что женское начало обладает рядом позитивных качеств, которые отсутствуют у мужчин и которые оказывают важное позитивное влияние на процесс формирования мужского субъекта (С. Жеребкин, 2001).

Ж.-Ж. Руссо являлся сторонником традиционных ролей женщины. Мыслитель обосновал свой взгляд по проблеме женщин в произведении «Эмиль, или о Воспитании». Известный своими идеями о свободном воспитании, в вопросах социальном статусе женщины он оказался на более консервативных позициях.

Ж.-Ж. Руссо обосновал принцип женской природосообразности. Он считает, что «все дело в том, чтобы быть тем, чем создала нас природа». Ж.- Ж. Руссо критиковал Платона, за то, что он хотел уравнять мужчин и женщин в вопросе военного искусства: «женщина дороже стоит как женщина, но не хороша в качестве мужчины», таким образом, Ж. Ж. Руссо был активным сторонником сохранения женской идентичности, ее природосообразности.

В XIX в. в социальной мысли начал фигурировать новый термин – «женский вопрос». В чем его суть?

Т. А. Карченкова в диссертационном исследовании дает следующее определение понятия «женский вопрос»: «совокупность проблем правового, социального, политического, экономического, ценностно-нормативного характера, от решения которых зависит общественный и семейный статус женщин».

Социализм. Идеи об освобождении женщин выразились в русле теорий о классовой борьбе (А. Бебель, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), где женщины представлялись угнетенным классом, подобным пролетариату.

Освободительные идеи Великой французской революции в XIX веке стали опорой для феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы, идеи, лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой оставались две фразы: «Мужчина и женщина - вот социальный индивид», произнесенная социалистом Анри де Сен-Симоном. Другая более развернутая: «Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса», - сформулированная Шарлем Фурье.


Идеи западной сексуальной революции предвосхитил французский социалист Ш. Фурье, который предлагал функции традиционного брака (быт, воспитание детей, забота о пожилых) передать обществу, а мужчин и женщин, освобожденных от этих обязанностей, должны связывать лишь любовь и сексуальные отношения. Люди могут сами выбирать тип этих отношений: воздержание; частая смена партнеров; групповые отношения; длительные отношения одной пары.

Ф. Энгельс напрямую увязывает неравноправие полов с классовым неравенством, считая угнетение женщины мужчиной первой фор­мой классового угнетения. Муж в семье представляет буржуазию, жена – пролетариат. Эн­гельс вывел формулу о «двойном угнетении», которому подверга­ются женщины пролетарского класса в буржуазном обществе: они угнетены как класс и как пол. По мере того как женщины будут вовлекаться в общественное производство, равноправие будет уси­ливаться. С победой социализма в положении как женщин, так и мужчин произойдут значительные перемены: необходимость в су­ществовании семьи отпадет, так как все ее хозяйственные функ­ции и воспитание детей возьмет на себя общество. Тогда женщина будет по-настоящему равноправна с мужчиной, и единственной основой для брака останется любовь.

А. Бебель в работе «Женщина и социализм» предпринял анализ статуса женщины в различные эпохи. Он считал, что женщинам необходимо организовать свое движение. Основной тезис классического марксизма состоит в том, что поскольку женщины-работницы угнетены капиталистической системой в той же степени, что и мужчины, а разделяет женщин принадлежность к разным классам, постольку не существует единых специфически женских интересов, отличных от классовых. Объединение женщин из разных социальных слоев возможно только для борьбы за преобразование капиталистического общества в социалистическое.

Анархизм. Анархисты считали, что институт брака является одной из форм закрепощения женщины. Следовательно, его необходимо разрушить и заменить другими формами упорядочивания половых отношений мужчины и женщины (свободная любовь). Подобные идеи были распространены в Европе и США (Э. Голдман).

Либеральные идеи о равноправии полов. Одним из основоположников движения за женское равноправие считается английский философ и социолог Дж. С. Милль. Работы Дж. С. Милля аккумулировали в себе идеи относительно искоренения гендерного неравенства в обществе.


Одним из первых этот либеральный философ выдвинул концепцию «полного ра­венства» полов, которая включала юридическое равенство, исключающее какие-либо внешние препятствия на пути человека к реализации собственных интересов. Женщины облагались налогами наравне с мужчинами, но их права на владение собственностью были существен­но ограничены: замужняя женщина теряла право распоряжаться своим имуществом и заключать договоры. Милль считал, что в современном обществе судьба человека должна опре­деляться только его личными способностями, а не тем, родился он мужчиной или женщиной.

Эссе Дж. С. Милля «О подчинении женщины» представляло большой ин­терес для общественности и за короткий промежуток времени было переведено на основные европейские языки. Инновационная теория Дж. С. Милля сводилась к тому, что при создании соответствующих социальных условии угнетенный пол (т.е. женщины – авт.) мог бы внести огромный вклад в дело общественно­го прогресса.

Рассматривая проблему «рабства жен­щин», Дж. С. Милль, как и Ш. Фурье, критиковал институт брака, который по­глощал права, свободу действий и собственность женщин. В труде «О подчинении женщины» он писал, что «любой шаг на пути про­гресса сопровождался соответствующим поднятием общественного уровня женщин - что есть мерило цивилизации народа или века для историков и философов». Высказанная Дж. С. Миллем идея, что у женщин могут быть свои инте­ресы, отдельные от интересов мужа или семьи, означала переход к пониманию пола как своего рода «класса» - социальной группы, осознающей наличие собственных интересов, не совпадающих с интересами других групп, а иногда и противоречащих им.


3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Второстепенная и приниженная социальная роль женщин обнаруживается в работах Ф.Ницше, З.Фрейда, А.Шопенгауэра. Идея о андрогинности человека обнаруживается в трудах Ф.Шлегеля и О.Вейнингера.

Ф.Шлегель выдвинул идею о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики мужчины и женщины. Он считал, что «мужественность» и «женственность» представ­ляют собой не характеристики отдельных полов, а два принципа, которые вместе образуют целостную человеческую личность. «Различие полов - лишь внешняя сто­рона человеческого существования... В действительности муже­ственность и женственность, как их обычно понимают и прак­тикуют, являются опаснейшими помехами человечности, ко­торая, согласно древней легенде, находится посредине и может представлять собой лишь гармоническое целое, не терпящее никакого обособления». В отличие от многих предшественников, он советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества, например, эмоциональность, а женщинам - мужские, например, рациональность.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр отмечал различия в мужском и женском способах восприятия: мужчины хорошо воспринимают отвлеченные идеи, а женщины целиком погружены в чувственную, сиюминутную реальность. женщины неспособны к бесстрастным суждениям и не могут, например, быть судьями. Этим самым он показывает, что мужская реакция – норма, а женская – отклонение от нее, что неприемлемо с позиции современной науки, и утверждает ограничение одного пола по сравнению с другим.

Этика О. Вейнингера, Ф. Ницше. На рубеже XIX и XX в. проблема пола была широко обсуждаемой в рамках предметных областей многих наук (философия, история, культурология, социология, педагогика).

О. Вейнингер. Австрийский философ О. Вейнингер в работе «Пол и характер. Немецкий философ О. Вейнингер, глубоко повлиявший на отечественных мыслителей, начал с понимания андрогинной природы человека Этот аспект рассматривается психологом К.Г. Юнгом с точки зрения учения об архетипах коллективного бессознательного. Андрогинность человека К. Г. Юнгом была сведена к учению о женс­ком архетипе Анимы у мужчин и мужском архетипе Анимуса у женщин.

Ф. Ницше. Основное значение философии Ницше в преодолении патриархатной традиции в философии состоит в том, что он разработал логические основания, во-первых, для введения феномена женского в философский и культурный дискурс и для теории женской субъективности, строящейся на неклассических принципах мышления.


В работе «Женственность» З.Фрейд изобразил женщин завидующих мужской анатомии и заключил, что «фемининными» чертами являются пассивность, зависимость и склонность к подчинению. Мужчин же он считал активными и стремящимися к власти. Любое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчин) было названо фаллическим. Влияние З.Фрейда на науку и культуру было велико, что на многие годы его взгляды сформировали стереотипное представление о женщине, которое не подвергалось сомнению.

В середине 1920-х гг. критика идей З.Фрейда прозвучала от К.Хорни, которая отметила, что идеи о женщинах выросли из маскулинного нарциссизма. Отвергнув тезис Фрейда о том, что «зависть к пенису» играет кри­тическую роль в развитии женщины, она возразила, что, напротив, мужчины страдают от того, что не могут рожать.