ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 995
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
Изменение нормы резервирования — один из старейших инструментов денежно-кредитной политики. Он выполняет две основные функции: создает условия для текущего регулирования банковской ликвидности и одновременно является ограничителем кредитной эмиссии. Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени "денежное™" различных компонентов денежной массы: на вклады до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.
Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка.
14 3ак-6661 201
I
Операции на открытом рынке — это купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством таких операций ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы и процентные ставки. Продажа векселей и облигаций уменьшает денежную массу и снижает процентные ставки, покупка дает противоположный эффект. Операции на открытом рынке — наиболее действенный инструмент денежно-кредитной политики, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику.
Перечисленными инструментами не исчерпывается арсенал денежно- кредитного регулирования экономики. Иногда ЦБ прибегает к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам КБ, портфельные ограничения и др.
Фискальная политика государства осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов. Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и государственных расходов, называются финансовыми отношениями или финансами. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы, ведущим звеном которой выступает государственный бюджет.
Государственный бюджет — это смета планируемых государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который считал, что они становятся все более высококачественным благом (эластичность спроса на них со стороны домашних хозяйств больше единицы). Эти предсказания полностью подтвердились и вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера. Доходы государственного бюджета формируются главным образом за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти. Кроме того, они поступают по линии социального страхования и доходов государственных предприятий.
Структура налогообложения в рыночной экономике состоит главным образом из следующих показателей: подоходного налога с населения; налога с прибыли акционерных предприятий; имущественного налога; налога на сделки с капиталом; налога с наследства. Все эти виды платежей получили название прямых налогов. Другую группу налоговых поступлений образуют косвенные налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их уплачивают не все граждане, а лишь те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг и понижают благосостояние потребителей.
Налоговая политика государства способствует пополнению государственного бюджета необходимыми средствами и выполняет стимулирующую роль для развития бизнеса. Вместе с тем налоги могут действовать как отрицательный стимул и уменьшать желание трудиться, в результате чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых платежей. Иллюстрацией этого явления служит кривая Лаффера.
Важным звеном налоговой политики являются критерии налогообложения: справедливость, эффективность, платежеспособность. Последний критерий является основным и означает, что налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении граждан сокращается.
13. Для определения меры неравенства используется кривая Лоренца, которая отражает доли дохода, приходящиеся на различные группы населения, сформированные на основании размера дохода, который они получают. Если каждая группа будет получать равную долю дохода, то на графике это отразится в виде прямой линии — кривой абсолютного равенства. Область, находящаяся между кривой реального распределения и кривой абсолютного равенства, будет показывать отклонение от абсолютного равенства.
Дефицит государственного бюджета возникает в том случае, если правительственные расходы превышают доходы. Обратная картина обеспечивает избыток (положительное сальдо) государственного бюджета. Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать:
а) дополнительную эмиссию;
б) кредиты ЦБ;
в) внутренние и внешние займы.
В результате займов формируется государственный долг, который подразделяется на внутренний и внешний (иностранный). Большой внешний долг ложится тяжелым экономическим бременем на страну и может приводить к политической зависимости от стран-кредиторов. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди граждан страны.
Вопросы и задания для повторения
Почему возникли КБ и какие функции они выполняют?
Зачем экономике нужен ЦБ?
Что произошло бы, если бы ЦБ получил от правительства инструкцию о прекращении контроля за денежной массой страны?
Укажите причины, по которым ЦБ контролирует банковскую ликвидность. Пострадали бы, с вашей точки зрения, интересы вкладчиков, если бы ЦБ перестал осуществлять подобный контроль?
Дайте определение денежно-кредитной политике. Перечислите ее основные инструменты.
Объясните, почему денежно-кредитная политика имеет тенденцию приобретать форму "стой — иди".
Дайте определение понятию "операции на открытом рынке" и объясните, как они влияют на денежную массу в обращении.
Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста?
Предположим, что правительство хочет сократить налоги, чтобы стимулировать экономику в период спада. Имеет ли значение то, какие налоги сократить: с населения или корпораций?
Тесты и задачи
Термин "учетная ставка" означает:
а) курс государственных облигаций, по которому ЦБ покупает их на открытом рынке;
б) процентную ставку, по которой ЦБ предоставляет ссуды КБ;
в) увеличение общего объема резервов КБ;
г) степень воздействия ЦБ на рост денежной массы и объема ВНП;
д) другое понятие, не указанное выше.
Снижение уровня безработицы и снижение темпа инфляции в качестве целей стабилизационной политики:
а) всегда находятся в отношении субституции;
б) всегда находятся в отношении взаимодополняемости;
в) могут находиться в отношениях как взаимозаменяемости, так и взаимодополняемости;
г) не могут находиться в отношении взаимодополняемости.
Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень дохода оказывается таким же, как:
а) сокращение сбережений;
б) увеличение инвестиций;
в) увеличение потребления;
г) увеличение сбережений.
Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
а) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;
б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;
в) расходы государства уменьшаются;
г) сумма налоговых поступлений сокращается;
д) обязательства государства превышают его активы.
Экономика страны характеризуется следующими данными: фактический уровень дохода Y = 4000 долл., предельная склонность к потреблению MP С = 0,8, доход при полной занятости Y* = 4200 долл.
Рассчитайте, на какую величину правительство должно изменить налоговые поступления, чтобы экономика достигла дохода при полной занятости.
Имеются следующие данные:
доход Y = 5000, потребление С = 3200, инвестиции / = 900, государственные расходы G= 1000, налоги Т= 900.
Определите, каков будет размер дефицита государственного бюджета В.
В начале года ЦБ поддерживал норму резервирования, равную 10%, и купил на открытом рынке государственные облигации на сумму 000 долл. В конце года банк продал облигации на 4000 долл. и изменил норму резервирования до 8%.
Как изменится величина денежной массы на конец года в результате предпринятых ЦБ шагов?
Имеются следующие данные:
Покажите, как должны измениться государственные расходы, если государство стремится достичь полной занятости.
Ответы:
1. б); 2. в); 3. г); 4. б); 5. 5; 6. 100; 7. Увеличится на 95 000 долл.; 8. Государственные расходы должны увеличиться на 470.
Рекомендуемаялитература
Агапова Т. Л., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Гл. 6, 8. М., 1997. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 11, 16, 17. М., 1997. Макроэкономика. Гл. СПб.,
Матлин А. М. Деньги и экономические решения. М., 2001.
Сакс Док., Ларрен Ф. Макроэкономика: Глобальный подход. Гл. 7, 10, 12. М., 1996.
Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 15-е изд. Гл, 25, 27. М., 1997.
Чепурин М. И. и др. Сборник задач по экономической теории. 3-е изд. Киров, 2000.
ГЛАВА8
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ: МОДЕЛЬ/5-ХМ
.1, УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ
.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ
ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Ключевые понятия
Грубая форма монетаризма • двойное равновесие • денежная политика в условияхликвидной ловушки • инвестиционная ловушка • модель!5-1.М (Хикса — Хансена) • фискальная политика в условиях ликвидной ловушки • эффект вытеснения
8.1. УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ
Цель данной главы — более углубленный анализ взаимодействия реального сектора экономики (товарных рынков) и денежного рынка. Под товарными рынками будут подразумеваться не только рынки потребительских товаров и услуг, но и рынок инвестиционных товаров, которые принципиально не отличаются от потребительских благ. Хотя между этими категориями товаров имеются некоторые различия, однако они обусловлены только спросом на них, поскольку спрос на потребительские и инвестиционные товары зависит от разных переменных. Спрос на потребительские товары связан главным образом с доходом, тогда как на инвестиционные— прежде всего с процентной ставкой. Различие такого рода носит поверхностный характер, так как, для того чтобы существенно разграничить рынки потребительских и инвестиционных товаров, необходимо знать их относительные цены. Поскольку в кейнсианской модели этого не сделано, экономисты объединяют рынки всех товаров в один рынок.
Денежный рынок — это механизм купли-продажи краткосрочных кредитных инструментов типа казначейских векселей и коммерческих бумаг. Этот рынок следует отличать от рынка облигаций. Относительная цена денег, выраженная в облигациях, — это процентная ставка по облигациям.
Задача этой главы состоит в том, чтобы точно определить функционирование каждого из указанных рынков и, что более важно, выявить взаимосвязи между ними. При рассмотрении модели AD-AS эта взаимосвязь предполагалась, ведь изменения цен товаров и услуг непосредственно сказываются на спросе на деньги. В свою очередь, колебания процентной ставки на денежном рынке отражаются на величине совокупных расходов, прежде всего на потреблении и инвестициях. В модели IS-LM (инвестиции — сбережения — предпочтение ликвидности — деньги) товарный и денежный рынки предстанут как сектора единой макроэкономической системы. Модель определяет равновесные значения процентной ставки i и уровня дохода Y в зависимости от условий, сложившихся в этих секторах экономики.
Модель IS-LМ впервые была предложена в 1937 г. Дж. Хиксом ("крест Хикса") в качестве интерпретации сути макроэкономической концепции Дж. Кейнса и поэтому является конкретизацией модели AD-AS. Широкое распространение она получила после выхода книги А. Хансена "Монетарная теория и фискальная политика" в 1949 г., после чего ее стали также именовать моделью Хикса — Хансена.
Как было показано ранее, кривая IS отражает соотношения процентной ставки i и уровня национального дохода У, при которых обеспечивается равновесие на товарном рынке. Условие такого равновесия — равенство объемов совокупного спроса и совокупного предложения. При этом спрос (при отсутствии государства и заграницы) выступает как сумма спроса на потребительские и инвестиционные товары. Зная, что инвестиции есть отрицательная функция процентной ставки, а потребление — положительная функция реального дохода, можно записать уравнение совокупного спроса следующим образом:
Что же касается предложения, то оно в соответствии с кейнсианской трактовкой имеет вид:
Отсюда следует, что равновесное состояние на товарном рынке может иметь место только при соблюдении следующего равенства:
I(i)= S(Y).
Данное уравнение, установленное Дж. Кейнсом, отличается от условия равновесия на товарном рынке в модели классиков: I{t) - S(i). Разница между ними заключается только в различии аргументов функции сбережений. Эта разница означает, что в классической модели равновесие между инвестициями и сбережениями имеет единственное решение, поскольку достигается само собой на рынке заемных средств в точке пересечения кривых / и S (см. рис. 1-3). В кейнсианской модели допускается множественность равновесных состояний на товарном рынке: кривая IS, представляющая собой набор множества равновесных точек, соответствующих каждой паре значений процентной ставки и национального дохода Y, выступает как кривая равновесия товарного рынка. Все точки кривой суть точки равенства сбережений и инвестиций при разных значениях процентной ставки и национального дохода.