Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 1005

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

Следующий основной фактор богатства — рост капитала. Чем боль­шим капиталом располагает нация, тем большее число работников она может вовлечь в изготовить орудий и машин, увеличить

производительность труда, развить его разделение. Одним словом, про­мышленность страны может расти лишь по мере роста ее капитала, а капитал, в свою очередь, может увеличиваться лишь по мере того, как промышленность делает сбережения из созданного ею дохода. Из послед­него положения А. Смит формулирует вывод, ставший впоследствии клас-

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов: Антология экономиче­ской классики: В 2 т. Т. 1. М.. 1991. С. 91.

сическим: промышленное развитие страны никогда не может выйти за пределы имеющегося у нее капитала.

Какое же влияние на общественный капитал оказывает протекционизм? Увеличивает ли он его размеры? Ответ А. Смита отрицательный. Наиболее веский довод — бессмысленно производить у себя те товары, которые из- за границы могут быть доставлены по более низким ценам. Следовательно, страна должна покупать все то, что иностранцы могут произвести дешевле, а продавать все то, в производстве чего страна имеет некоторые преиму­щества. Это исходное правило приводит А. Смита к выводу: ограничивать международную торговлю было бы неразумным и вредным. Аргументируя свой вывод, он приводит следующие доводы:

Если торговля не будет сдерживаться протекционистскими мерами, ка­ждая страна начнет специализироваться на производстве той продук­ции, которая обладает конкурентным преимуществом. Ресурсы каждой страны перетекут в рентабельные отрасли, так как страна не сможет конкурировать в нерентабельных отраслях.

Торговля между странами позволит каждой из них реализовать излишки конкурентоспособного производства и таким образом придать стои­мость тому, что было бы бесполезным. В торговле эта стоимость реали­зуется дополнительным национальным доходом, получаемым каждой из стран.

Благодаря внешней торговле уменьшаются издержки нации на потреб­ление, гак как страна имеет возможность покупать за границей более дешевые товары, чем могла бы производить их сама.

Таким образом, приведенные А. Смитом доводы показывают, что меж­дународное разделение труда и специализация на производстве тех това­ров, в которых страна имеет преимущества, позволяют ей более полно ис­пользовать свой потенциал для создания национального богатства. Следо­вательно, государство должно разрешить людям торговать так, как они считают нужным.


Доказательство А. Смитом сформулированных положений и выводов получило в научной литературе название теории абсолютных преиму­ществ. Для большей убедительности изложения этой теории используем модельный анализ, в частности модель кривой производственных возмож­ностей (КПВ).

А. Смит исходил из того, что торговля между странами приносит обо­юдную пользу, если обмениваемые товары производятся в каждой из стран с меньшими издержками. При этом подразумевается, что в каждой стране найдется такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем страны-партнеры.

Предположим, что в Португалии таким наиболее дешевым товаром является вин о, а в Англии — сукно. Если допустить, что имеет место полная занятость, то Португалия с помощью единицы затрат может про-

Англия

Португалия

— ►


100 Сукно, м

50

Вино, л.

Вино, л а

30

1 L

О 10 25 Сукно, м 0

70

Рис. 10-1. Кривые производства и потребления двух стран до установления торговых связей

извести 50 л вина или 25 м сукна (либо другой комбинации этих товаров в данных пределах, например 30 л вина и 10 м сукна). Англия, соответствен­но способна произвести 40 л вина или 100 м сукна (либо иной комбинации в указанных пределах, например 12 л вина и 70 м сукна).

До установления торговых связей между странами каждая из них может потреблять только те объемы товаров, которые производятся. Эти объемы показаны на КПВ, которые одновременно являются и кривыми потребления КП на рис. 10-1.

В закрытых экономиках, какими пока являются Португалия и Англия, цены на производимые товары будут различными. Они будут определяться на основе альтернативной стоимости, т. е. относительными издержками производства этих двух товаров. В Португалии цена 1 л вина будет оцени­ваться в 0,5 м сукна (1 л = 0,5 м), в Англии 1л вина будет стоить 2,5 м сук­на (1л = 2,5 м). Мы видим, во что обходится производство вина и сукна в каждой из стран. Сравнивать эти внутренние цены на вино или сукно не имеет смысла до тех пор, пока национальные границы для передвижения товаров закрыты.

Как только будет введен режим свободной торговли между странами, за что ратовали А. Смит и его сторонники, Португалия и Англия поста­раются извлечь взаимную выгоду из специализации и обмена. Первое, что будет сделано в этом направлении, — сравнивание цен. Поскольку в Португалии 1 л вина стоит 0,5 м сукна, а в Англии — 2,5 м, то очевидно, что португальские производители вина постараются экспортировать его в Англию, поскольку там за каждый литр вина они могут получить гораздо больше сукна, чем у себя дома. В свою очередь, английским сукноделам

Вино, л а

—►

50

КПВ

Ч

КТВ (КП)

ч

ч

ч

ч

25

о

50

Сукно, м

Рис. 10-2. КПВ и КП Португалии в условиях внешней торговли

будет выгодно специализироваться на сукне и обменивать его на значи­тельно большее количество вина в Португалии, чем это можно сделать на своей территории.


Какой же выигрыш может быть получен странами от внешней торгов­ли? Для этого надо определить изменение объема и структуры производст­ва и потребления под воздействием внешней торговли.

Известно, что 1 л вина покупается на мировом рынке по ценам в преде­лах от 0,5 до 2,5 м сукна. Если бы Португалии предложили бы вывозить вино в Англию за 0,5 м сукна, она не стала бы этого делать, так как внутри страны оно имеет такую же цену. Очевидно, что цена мирового рынка должна быть для производителей вина выше внутренней цены. Вместе с тем вино не может продаваться по цене, равной 2,5 м сукна за 1 л, ибо в этом случае английские потребители вина ничего не выигрывают. Следо­вательно, цена должна находиться в пределах: 0,5 м < I л < 2,5 м. Предпо­ложим, что мировая цена установилась в соотношении 1л вина = 1 м сукна. При таком соотношении Португалия сможет обменять свои 50 л вина на 50 м английского сукна, повышая тем самым свое благосостояние (рис. 10-2).

Штриховая линия на рис. 10-2 изображает кривую торговых возможно­стей (КТВ, кривую потребления), которая идет правее прежней кривой производства и потребления для закрытой экономики. Таким образом, в результате развития международного обмена происходит прирост потреб­ления, и это первый выигрыш от внешней торговли.

265

Выигрыш можно увеличить благодаря специализации и концентра­ции производства. В условиях внешней торговли странам нет смысла производить оба продукта. Португалия откажется от производства сукна и полностью сосредоточится на выпуске вина. Некоторое количество вина

18 Зак. 6661 она на более выгодных условиях будет обменивать на английское сукно. Если раньше Португалия, допустим, потребляла 30 л вина и 10 м сукна, жертвуя при этом 20 л вина (точка Е), то после установления торговых связей экспорт тех же 20 л вина позволит ей увеличить потребление сукна до 20 м, что соответствует точке F(рис. 10-3).

Аналогичным образом поступит Англия, сосредоточив свои ресурсы только на производстве сукна. В этом случае экспорт Англией 30 м сукна увеличит потребление ею вина с 12 до 30 л, что и показывает точка F на рис. 10-4.

ВЫВОД. Анализ показывает, что каждой точке на КПВ двух стран в отсутствие внешней торговли между ними соответствует точка на линии торговых возможностей, в которой благодаря специализации и международному обмену объем потребления товаров странами уве­личивается. Это говорит о производительности обмена: при тех же объемах выпуска страны могут увеличить потребление благодаря разделению труда и взаимовыгодной торговле.


Однако все эти рассуждения строятся на одной посылке — наличии у стран абсолютных преимуществ, которые в нашем примере по вину имеет Португалия (единица затрат производит там 50 л вина против 40 л в Анг­лии), а по сукну — Англия (там единица затрат производит 100 м сукна против 25 в Португалии).

Вино, л

Импорт

50

30

10 20 25

50

Рис. 10-3. Увеличение потребления английского сукна Португалией за счет выигрыша от внешней торговли

Сукно, м

о

Если руководствоваться этим принципом на практике, то можно прий­ти к парадоксальному выводу: если какая-либо страна, не имея ни в чем

Вино, л 100

40

30

12

д

Ч

\

Ч

Ч

Ч

Ч

ч

ч

ч

\ ч

\

Экспорт

F

ч

\ Е \

\ ч

b

Импорт

р-

70

100

Сукно, м

Рис. 10-4. Увеличение потребления португальского вина Англией за счет выгодного международного обмена

абсолютных преимуществ, станет закупать за границей за меньшую цену все необходимые ей блага, то каким образом она будет оплачивать свой импорт? Теория абсолютных преимуществ безмолвствует по этому поводу.

Модель сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Свою знамени­тую теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо изложил в книге "Принципы политической экономии" (1817 г.). Именно там он показал, как и почему становится возможной торговля между двумя странами, если одна из них ни в чем не имеет абсолютного преимущества. Привлекатель­ность и убедительность этой теории настолько очевидны, что ее и сегодня включают в экзаменационные вопросы по экономике во всех универси­тетах мира. Высокую оценку ей дал П. Самуэльсон, используя для этого весьма образное сравнение: если бы теории, подобно девушкам, могли побеждать на конкурсах красоты, теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо котировалась бы весьма высоко за свою удивительную строй­ность и