ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 1005
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
Следующий основной фактор богатства — рост капитала. Чем большим капиталом располагает нация, тем большее число работников она может вовлечь в изготовить орудий и машин, увеличить
производительность труда, развить его разделение. Одним словом, промышленность страны может расти лишь по мере роста ее капитала, а капитал, в свою очередь, может увеличиваться лишь по мере того, как промышленность делает сбережения из созданного ею дохода. Из последнего положения А. Смит формулирует вывод, ставший впоследствии клас-
Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов: Антология экономической классики: В 2 т. Т. 1. М.. 1991. С. 91.
сическим: промышленное развитие страны никогда не может выйти за пределы имеющегося у нее капитала.
Какое же влияние на общественный капитал оказывает протекционизм? Увеличивает ли он его размеры? Ответ А. Смита отрицательный. Наиболее веский довод — бессмысленно производить у себя те товары, которые из- за границы могут быть доставлены по более низким ценам. Следовательно, страна должна покупать все то, что иностранцы могут произвести дешевле, а продавать все то, в производстве чего страна имеет некоторые преимущества. Это исходное правило приводит А. Смита к выводу: ограничивать международную торговлю было бы неразумным и вредным. Аргументируя свой вывод, он приводит следующие доводы:
Если торговля не будет сдерживаться протекционистскими мерами, каждая страна начнет специализироваться на производстве той продукции, которая обладает конкурентным преимуществом. Ресурсы каждой страны перетекут в рентабельные отрасли, так как страна не сможет конкурировать в нерентабельных отраслях.
Торговля между странами позволит каждой из них реализовать излишки конкурентоспособного производства и таким образом придать стоимость тому, что было бы бесполезным. В торговле эта стоимость реализуется дополнительным национальным доходом, получаемым каждой из стран.
Благодаря внешней торговле уменьшаются издержки нации на потребление, гак как страна имеет возможность покупать за границей более дешевые товары, чем могла бы производить их сама.
Таким образом, приведенные А. Смитом доводы показывают, что международное разделение труда и специализация на производстве тех товаров, в которых страна имеет преимущества, позволяют ей более полно использовать свой потенциал для создания национального богатства. Следовательно, государство должно разрешить людям торговать так, как они считают нужным.
Доказательство А. Смитом сформулированных положений и выводов получило в научной литературе название теории абсолютных преимуществ. Для большей убедительности изложения этой теории используем модельный анализ, в частности модель кривой производственных возможностей (КПВ).
А. Смит исходил из того, что торговля между странами приносит обоюдную пользу, если обмениваемые товары производятся в каждой из стран с меньшими издержками. При этом подразумевается, что в каждой стране найдется такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем страны-партнеры.
Предположим, что в Португалии таким наиболее дешевым товаром является вин о, а в Англии — сукно. Если допустить, что имеет место полная занятость, то Португалия с помощью единицы затрат может про-
Англия
Португалия
— ►
100 Сукно, м
50
Вино, л.
Вино, л а
30
1 L
О 10 25 Сукно, м 0
70
Рис. 10-1. Кривые производства и потребления двух стран до установления торговых связей
извести 50 л вина или 25 м сукна (либо другой комбинации этих товаров в данных пределах, например 30 л вина и 10 м сукна). Англия, соответственно способна произвести 40 л вина или 100 м сукна (либо иной комбинации в указанных пределах, например 12 л вина и 70 м сукна).
До установления торговых связей между странами каждая из них может потреблять только те объемы товаров, которые производятся. Эти объемы показаны на КПВ, которые одновременно являются и кривыми потребления КП на рис. 10-1.
В закрытых экономиках, какими пока являются Португалия и Англия, цены на производимые товары будут различными. Они будут определяться на основе альтернативной стоимости, т. е. относительными издержками производства этих двух товаров. В Португалии цена 1 л вина будет оцениваться в 0,5 м сукна (1 л = 0,5 м), в Англии 1л вина будет стоить 2,5 м сукна (1л = 2,5 м). Мы видим, во что обходится производство вина и сукна в каждой из стран. Сравнивать эти внутренние цены на вино или сукно не имеет смысла до тех пор, пока национальные границы для передвижения товаров закрыты.
Как только будет введен режим свободной торговли между странами, за что ратовали А. Смит и его сторонники, Португалия и Англия постараются извлечь взаимную выгоду из специализации и обмена. Первое, что будет сделано в этом направлении, — сравнивание цен. Поскольку в Португалии 1 л вина стоит 0,5 м сукна, а в Англии — 2,5 м, то очевидно, что португальские производители вина постараются экспортировать его в Англию, поскольку там за каждый литр вина они могут получить гораздо больше сукна, чем у себя дома. В свою очередь, английским сукноделам
Вино, л а
—►
50
КПВ
Ч
КТВ (КП)
ч
ч
ч
ч
25
о
50
Сукно, м
Рис. 10-2. КПВ и КП Португалии в условиях внешней торговли
будет выгодно специализироваться на сукне и обменивать его на значительно большее количество вина в Португалии, чем это можно сделать на своей территории.
Какой же выигрыш может быть получен странами от внешней торговли? Для этого надо определить изменение объема и структуры производства и потребления под воздействием внешней торговли.
Известно, что 1 л вина покупается на мировом рынке по ценам в пределах от 0,5 до 2,5 м сукна. Если бы Португалии предложили бы вывозить вино в Англию за 0,5 м сукна, она не стала бы этого делать, так как внутри страны оно имеет такую же цену. Очевидно, что цена мирового рынка должна быть для производителей вина выше внутренней цены. Вместе с тем вино не может продаваться по цене, равной 2,5 м сукна за 1 л, ибо в этом случае английские потребители вина ничего не выигрывают. Следовательно, цена должна находиться в пределах: 0,5 м < I л < 2,5 м. Предположим, что мировая цена установилась в соотношении 1л вина = 1 м сукна. При таком соотношении Португалия сможет обменять свои 50 л вина на 50 м английского сукна, повышая тем самым свое благосостояние (рис. 10-2).
Штриховая линия на рис. 10-2 изображает кривую торговых возможностей (КТВ, кривую потребления), которая идет правее прежней кривой производства и потребления для закрытой экономики. Таким образом, в результате развития международного обмена происходит прирост потребления, и это первый выигрыш от внешней торговли.
265
Выигрыш можно увеличить благодаря специализации и концентрации производства. В условиях внешней торговли странам нет смысла производить оба продукта. Португалия откажется от производства сукна и полностью сосредоточится на выпуске вина. Некоторое количество вина
18 Зак. 6661 она на более выгодных условиях будет обменивать на английское сукно. Если раньше Португалия, допустим, потребляла 30 л вина и 10 м сукна, жертвуя при этом 20 л вина (точка Е), то после установления торговых связей экспорт тех же 20 л вина позволит ей увеличить потребление сукна до 20 м, что соответствует точке F(рис. 10-3).
Аналогичным образом поступит Англия, сосредоточив свои ресурсы только на производстве сукна. В этом случае экспорт Англией 30 м сукна увеличит потребление ею вина с 12 до 30 л, что и показывает точка F на рис. 10-4.
ВЫВОД. Анализ показывает, что каждой точке на КПВ двух стран в отсутствие внешней торговли между ними соответствует точка на линии торговых возможностей, в которой благодаря специализации и международному обмену объем потребления товаров странами увеличивается. Это говорит о производительности обмена: при тех же объемах выпуска страны могут увеличить потребление благодаря разделению труда и взаимовыгодной торговле.
Однако все эти рассуждения строятся на одной посылке — наличии у стран абсолютных преимуществ, которые в нашем примере по вину имеет Португалия (единица затрат производит там 50 л вина против 40 л в Англии), а по сукну — Англия (там единица затрат производит 100 м сукна против 25 в Португалии).
Вино, л
Импорт
50
30
10 20 25
50
Рис. 10-3. Увеличение потребления английского сукна Португалией за счет выигрыша от внешней торговли
Сукно, м
о
Если руководствоваться этим принципом на практике, то можно прийти к парадоксальному выводу: если какая-либо страна, не имея ни в чем
Вино, л 100
40
30
12
д |
|
|
Ч \ Ч Ч Ч Ч ч ч ч \ ч \ |
Экспорт |
|
F |
|
|
|
ч \ Е \ \ ч |
b Импорт |
|
р- |
70
100
Сукно, м
Рис. 10-4. Увеличение потребления португальского вина Англией за счет выгодного международного обмена
абсолютных преимуществ, станет закупать за границей за меньшую цену все необходимые ей блага, то каким образом она будет оплачивать свой импорт? Теория абсолютных преимуществ безмолвствует по этому поводу.
Модель сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Свою знаменитую теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо изложил в книге "Принципы политической экономии" (1817 г.). Именно там он показал, как и почему становится возможной торговля между двумя странами, если одна из них ни в чем не имеет абсолютного преимущества. Привлекательность и убедительность этой теории настолько очевидны, что ее и сегодня включают в экзаменационные вопросы по экономике во всех университетах мира. Высокую оценку ей дал П. Самуэльсон, используя для этого весьма образное сравнение: если бы теории, подобно девушкам, могли побеждать на конкурсах красоты, теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо котировалась бы весьма высоко за свою удивительную стройность и