ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 1016
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
На первый взгляд может показаться, что абсолютные преимущества страны по всем товарам делают невозможной специализацию на одном (или нескольких) из них, а значит, исключают выигрыш от торговли. В действительности это не так, и простая аналогия позволяет лучше понять логику теории Д. Рикардо. Предположим, что в каком-то городе лучший врач оказывается одновременно и лучшим администратором больницы. Имеется ли экономический смысл выполнение врачом административных обязанностей? Разумеется, нет. Врач может заработать больше денег, если все свои усилия и время отдаст лечению больных, а работу менеджера
Рис. 10-5. Выигрыш от внешней торговли на основе сравнительных преимуществ
поручит менее квалифицированному администратору. Аналогичным образом страна окажется в выигрыше, если сконцентрирует ресурсы только на наиболее эффективных производствах. Тогда она будет закупать в других странах те товары, от выпуска которых ей пришлось отказаться.
Для удобства доказательства Д. Рикардо исследовал модель очень простого мира, состоящего из двух стран и двух товаров. Несмотря на ее нереальность, полезность такой модели велика, поскольку она позволяет сформулировать принцип специализации и показать природу выигрыша от торговли.
Используем известный нам пример с Португалией и Англией, производящих вино и сукно. Предположим, что теперь Португалия не располагает абсолютным преимуществом в производстве вина: с помощью единицы затрат она получает 50 л вина или 25 м сукна, в то время как Англия — 67 л вина или 100 м сукна.
В соответствии с теорией абсолютных преимуществ при данных условиях торговля между странами невозможна. Д. Рикардо рассуждает иначе: нужно определить сравнительные издержки производства двух товаров в каждой стране и затем выбрать специализацию на выпуске того товара, издержки производства которого наименьшие.
Из условий производства, изображенных на рис. 10-5, следует, что Португалии производство 1 л вина стоит 0,5 м сукна, а Англии — 1,5 м сукна.
Это значит, что Португалия в случае установления торговых связей могла бы продавать вино в Англии по 1,5 м сукна за 1 л. Однако при такой цене Англия не имела бы выигрыша, поскольку взаимовыгодный обмен возможен лишь при цене вина, находящейся в промежутке от 0,5 до 1,5 м. Предположим, что цена установилась в соотношении 1:1. Тогда появятся новые кривые торговых возможностей (показаны штриховыми линиями), каждая точка которых свидетельствует о росте потребления товаров, поступающих из-за границы. В Португалии потребление сукна увеличится с 12,5 до 25 м (точка F), в Англипотребление вина — с 16 до 25 л (точка
Ситуацию сравнительных преимуществ можно проиллюстрировать и на другом примере, который использует сам Д, Рикардо. Для Португалии производство определенного количества вина и сукна требует соответственно 80 и 90 дней. Англия на такое же количество затрачивает 120 и 100 дней (табл. 10-1).
Таблица 10-1
Издержки производства, дни
Страна |
Закрытый рынок |
Открытый рынок |
||||
Вино |
Сукно |
Всего |
Вино |
Сукно |
Всего |
|
Португалия |
80 |
90 |
170 |
160 |
|
160 |
Англия |
120 |
100 |
220 |
|
200 |
200 |
Всего в 2 странах |
200 |
190 |
390 |
160 |
200 |
360 |
С точки зрения А. Смита, Португалии нет смысла закупать ни вино, ни сукно, так как ее собственное производство обходится дешевле, чем за границей.
Д. Рикардо показывает, что торговля возможна и выгодна обеим странам, поскольку у них разные относительные издержки производства товаров: Португалии вино обходится по цене 80/90, а сукно — 90/80; Англии — соответственно по цене 120/100 и 100/120.
Следовательно, Португалии выгодно специализироваться на выпуске вина (80/90 < 120/100), а Англии — на производстве сукна (100/120 < 90/80). В этом случае после установления торговых связей Португалия за вторые 80 дней труда, потраченные на производство экспортного вина, купит сукно, которое ей обошлось бы внутри страны в 90 дней, а Англия за свои 100 дней, потраченные на производство сукна, купит вино, которое ей стоило бы внутри страны 120 дней.
Таким образом, специализация и обмен позволяют странам сэкономить время и снизить издержки: в Португалии — с 170 до 160 дней, в Англии — с 220 до 200 дней. Кроме того, международный обмен эффективен с коллективной точки зрения: если в условиях автаркии страны затрачивали на производство 390 дней, то при открытых рынках — 360.
Рассмотренная модель характеризуется предельной абстрагированно- стью от реальности и упрощенностью. Она иллюстрирует так называемые статические выгоды от международной торговли. Тем не менее на ее основе можно через последовательные этапы приблизиться к реальности, принимая во внимание:
а) необходимость перевода оценки сравнительных издержек в денежное выражение (вместо трудозатрат);
б) расширение модели на большее число товаров и стран;
в) роль транспортных издержек;
г) сокращение издержек производства за счет экономии от масштаба выпуска;
д) использование иностранных инвестиций и международной мобильности других факторов производства;
е) колебания цен и заработной платы.
Эти дополнения, как позже показал американский экономист Г. Хабер- лер в книге "Теория международной торговли" (1936 г.), обогащают модель сравнительных преимуществ Д. Рикардо при сохранении ее существа. В этой работе он также предложил новый способ демонстрации выгод от внешней торговли — через альтернативную стоимость производства товаров, выраженную в других непроизводственных товарах. В результате ему удалось усовершенствовать теорию международной торговли, освободив ее от подхода со стороны фактических издержек, разработанного Д. Рикардо.
Теория международной стоимости Дж. Ст. Милля. Анализ Д. Рикар- до показал, что международный обмен возможен и выгоден любой стране, и определил ту ценовую зону, внутри которой он может осуществляться. Английский философ и экономист Дж. Ст. Милль в своих "Принципах политической экономии" (1848 г.) пошел дальше Д. Рикардо и дал ответ на вопрос, при какой цене осуществляется обмен. В теории Д. Рикардо (в рамках границ, фиксируемых сравнительными преимуществами) он не мог быть решен.
Согласно Дж. Ст. Миллю, цена ввозимых товаров измеряется количеством вывозимых товаров, которое следует дать в обмен. Иначе говоря, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, при котором наступает равновесие между совокупностью экспорта каждой страны и совокупностью ее импорта. Очевидно, что если в Англии спрос на вино будет больше, чем на сукно в Португалии, то
Сукно А .
для
страны 2
Рис. 10-6. График для определения равновесия в международной торговле
}
—
Вино В
О
Португалия станет получать большее количество сукна в обмен на свое вино и окажется в более выгодном положении.
Таким образом, введя в анализ международной торговли факторы спроса и предложения, Дж. Ст. Милль смог определить, какая страна выигрывает больше всех от обмена. Такой является страна, товары которой пользуются наибольшим спросом за рубежом и которая наименее нуждается в товарах из-за рубежа. Графическую интерпретацию теории международной стоимости Дж. Ст. Милля дал А. Маршалл (рис. Ю-6).
На графике лучи Сх и С2 — это линии сравнительных издержек производства двух товаров. С, — количество сукна, получаемое за определенное количество вина в Португалии; пропорции обмена сукна на вино в Англии. Угол С2 ОС, определяет зону относительных цен сукна и вина, в которых возможен международный обмен в соответствии с принципом сравнительных преимуществ. U2 и UX — это кривые безразличия А и В,
или кривые взаимного спроса для каждой из двух стран. Они устанавливают границы зон, за пределами которых международный обмен становится невыгодным для той или другой страны. Точка пересечения двух кривых Е — единственная точка устойчивого равновесия: любая другая точка будет означать увеличение выгоды для одной и уменьшение для другой страны.
Таким образом, теория международной стоимости Дж. Ст. Милля показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товарами между странами. Это рыночная цена, которая определяется спросом и предложением товаров.
К№ШИЩШ и .. .
^fUNff.it^fI
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
Теория внешней торговли английских классиков, показывающая возможности и выгодность международного обмена на основе абсолютных и сравнительных преимуществ, не объясняет происхождения этих преимуществ. Она также плохо согласуется с теорией цен на товары и факторы производства.
Эти недостатки классической теории были выявлены в начале XX в. шведскими экономистами Э. Хекшером и Б. Олином, обосновавшими международную торговлю с точки зрения изобилия или редкости факторов производства, которыми обладают различные страны. Их теория гласит, что страны специализируются на таких товарах, для выпуска которых у них имеются соответствующие факторы производства (капитал, труд, земля). В результате международная торговля товарами становится, по выражению Б. Олина, "обменом избыточных факторов на недостающие факторы ".
Когда, например, Украина экспортирует пшеницу в Россию, закупая у нее металлорежущие станки, то в результате происходит обмен украинской земли на российский капитал. Международная мобильность товаров восполняет более затрудненную мобильность факторов производства.
Что понимается под избытком факторов производства? Страна считается в избытке наделенной, например, рабочей силой, если соотношение между количеством рабочей силы и остальными факторами производства в ее экономике выше, чем в окружающем мире. В такой стране происходит удешевление трудоемких товаров, и тем самым они становятся конкурентоспособными на международном рынке. В стране с избыточным капиталом конкурентоспособными будут капиталоемкие товары.
Таким образом, обмен товарами между странами, осуществляемый в соответствии с теорией объясняет прежде всего струк
туру международной торговли. Вместе с тем эта теория позволяет выявить причины страновых различий в ценах до установления торговых связей между странами и уменьшения этих различий под влиянием международного обмена.
Вернемся к примеру с Украиной и Россией. В каждой из этих стран внешняя торговля ведет к повышению цен на те факторы производства, которые были бы значительно дешевле при ее отсутствии и, напротив, снижает цены на относительно дорогие факторы. Иначе говоря, цены на землю на Украине повысятся, потому что возрастет спрос на землю в связи с тем, что придется удовлетворить экспортные потребности. В то же время в России цена земли понизится. Соответствующее изменение цен произойдет и на капитал: его цена на Украине понизится, в России возрастет. Внешняя торговля, таким образом, уменьшает существующую между странами разницу в цене на используемые факторы производства.