Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 989

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

Какой же смысл имеет тогда введение квот, почему ими нередко заме­няют таможенные пошлины? Причина в том, что импортные квоты в ряде случаев оказываются более предпочтительной мерой регулирования внеш­ней торговли, чем таможенные тарифы. Их преимущество проявляется, во-первых, в том, что они строго фиксируют объемы ввозимой продукции, а это гарантирует внутренний рынок от возможного увеличения импорта из-за снижения цен на импортируемые товары. Тариф в этом случае оказы­вается беспомощным, поскольку сокращение цен позволит зарубежным фирмам при прежней тарифной ставке увеличить объемы продаж и полу­чить определенные выгоды.

Предпочтительность квот проявляется и в том, что они позволяют госу­дарству проводить более гибкую и оперативную политику, поскольку изменение ставок импортных тарифов регламентируется национальным законодательством и международными торговыми соглашениями, и пра­вительство, за исключением отдельных случаев, не может самостоятельно повысить тариф. Гораздо проще, оказывается, установить более строгие импортные квоты.

Квотирование в ряде случаев предпочитают отечественные а

также нуждающиеся в защите отрасли, поскольку добиться специаль­ных лицензионных привилегий значительно легче, чем введения тарифа или повышения его ставок. И для государственных органов квотирова­ние оказывается более выгодным инструментом, так как облегчает им осуществление регулирующих функций и проведение более селектив­ной внешнеторговой политики в отношении отечественных отраслей и фирм.

Вместе с тем практика квотирования импорта приводит к дополнитель­ным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую кон­куренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю на­ционального рынка, квота может способствовать монополизации эконо­мики, а следовательно, снижению ее эффективности. С другой стороны, само распределение лицензий административным путем толкает потен­циальных импортеров на лоббирование своих интересов в правительстве и даже на дачу взяток официальным лицам. А это значит, что импорт­ные квоты создают почву для произрастания коррупции в государствен­ных органах.

"ДОБРОВОЛЬНЫЕ" ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА. Этот ВИД нетарифных ограничений стал практиковаться с 50-х гг. в отношениях между США и европейскими странами, с одной стороны, и Японией — с другой, во внешней торговле текстильными изделиями. Позже в эту систему были включены и новые индустриальные страны.


"Добровольные " ограничения экспорта (ДОЭ) означают ситуацию, ко­гда не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоя­щее время заключено множество таких соглашений, ограничивающих экс­порт не только текстильных изделий, но и автомобилей, обуви, стали, труб, телевизоров и т. д., главным образом из Японии и стран Юго-Восточной Азии в США и страны ЕС.

Поскольку ДОЭ устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу портера во избежание других торговых санкций, постольку на деле такие ограничения являются не добровольными, а вынужденными. Однако тот факт, что их вводит против себя самой страна-экспортер, ДОЭ с политической и правовой точек зрения стали очень удобным, а в ряде случаев наиболее предпочтительным инструментом современной торговой политики.

С экономической точки зрения ДОЭ точно повторяют импортную кво­ту, которая дорого обходится стране-импортеру, поскольку решения об ограничении торговли принимаются иностранным правительством.

На рис. показано, почему ДОЭ обходятся стране-импортеру доро­же, чем при использовании импортной пошлины или квоты, ограничиваю­щих торговлю на ту же величину.

В результате соглашения о ДОЭ импорт в такую страну составит вели­чину q, что приведет к повышению внутренней цены на импортируемую продукцию с Рт до Pd , сокращению спроса и увеличению предложения со стороны национальных производителей. Внутренняя цена Pd превышает не только мировую цену Pw, но и внутреннюю цену с учетом тарифа Рт, поскольку введение ДОЭ не отменяет тарифа, которым облагается ино­странная продукция. Однако ДОЭ ведут к тому, что государство теряет доход, который при наличии лишь импортной пошлины или при продаже лицензий на импорт доставался бы ему в виде выигрыша от повышения цены. Величину этой потери составляет область (с + d), которую государ­ство "дарит" зарубежным экспортерам. В итоге из-за сокращения импорта доход государства от импортного тарифа составит область (/"+ g). По­требители от ведения ДОЭ понесут убытки в размере {а + Ъ + с + d + е), производители выигрывают площадь Ь, а чистые потери общества со­ставляет область {а + с + d + e).

Таким образом, с точки зрения национально-государственных интере­сов ДОЭ означают явные и однозначные потери. Имеющиеся исследова­ния эффекта от ДОЭ в трех секторах американской экономики — в об­ласти торговли текстилем, военным снаряжением и автомобилями — по­казали, что около их стоимости для потребителя представляют собой доходы иностранцев. По одним только японским автомобилям, на поставки которых в США американское правительство потребовали ДОЭ со сто­роны Японии, страна потеряла в 1984 г. 3,2 млрд. долл., причем львиную долю составила перекачка средств в Японию, а не потери в эффективности экономики США .


Почему же тогда страны-импортеры настаивают на введении ДОЭ их торговыми партнерами? Основная причина, очевидно, состоит в том, что ДОЭ дают выгоду национальным производителям страны-импортера, ко­торым неограниченный ввоз того или иного товара из-за границы создает дополнительные трудности в конкурентной борьбе. Кроме того, надо иметь в виду и то, что в настоящее время ДОЭ не запрещается ГАТТ/ВТО, хотя с 2000 г. их предполагается отменить в рамках этой организации.

ДЕМПИНГ. Ограничения в международной торговле могут быть следст­вием демпинга. Демпинг означает такую практику ведения внешней тор­говли, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости про­изводства товара. Это значит, что демпинг — одна из форм международ­ной ценовой дискриминации.

Обычно к демпингу прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар на внут­реннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам за­рубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное.

Практика международной торговли знает несколько видов демпинга: постоянный, спорадический, хищнический.

Постоянный демпинг характеризует долговременную тенденцию фирм- монополистов максимизировать прибыль, продавая товары по более высо­кой цене на внутреннем рынке по сравнению с мировым рынком, где при­ходится сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний.

демпинг представляет собой эпизодическую продажу продукции на мировом рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Чаще всего такой демпинг — следствие перепроизводства товаров и стремление не допустить снижения цен на внутреннем рынке.

Хищнический демпинг означает временную продажу товара на зарубеж­ных рынках ниже его себестоимости. Целью такого демпинга является, как правило, устранение конкурентов по бизнесу, после чего отмечается за­метный рост цен, что дает фирмам возможность реализовать свою моно­польную власть в форме монопольной сверхприбыли.

Экономический анализ демпинга — лишь частный случай применения теории дискриминирующей монополии. Если монопольная фирма не уча­ствует в международной торговле, то в соответствии с правилом максими­зации прибыли (MR = она будет производить в объеме и прода­вать по цене (рис.

S См.: КругманП., ОбстфельдМ. Указ. соч. С. 205, 207.


Экспорт

Рис. 11-6. Демпинг как форма международной ценовой дискриминации

Демпинг становится выгодным, если на зарубежном рынке спрос более эластичный, чем на внутреннем (для упрощения предположим, что он характеризуется совершенной эластичностью и, следовательно, кривая спроса и одновременно кривая предельного дохода представляют собой горизонтальную линию на уровне мировой цены Pw ). В этом случае фирма будет наращивать выпуск продукции и поставлять ее на мировой рынок до тех пор, пока ее предельные издержки не сравняются с предельным дохо­дом, получаемым от продажи по мировой цене ( МС = MRW) ,т. е. до уров­ня Qw. При таком объеме производства фирма, руководствуясь принципом рационального поведения, направит на внутренний рынок такой объем продукции Q'm , для которого выполняется неравенство Pw < МС = MRfV и который будет продаваться по цене Р^ . Это значит, что объем экспорта составит {Qw-Q'm).

Таким образом, на внешнем рынке фирма будет продавать товар по бо­лее высокой цене, чем на внутреннем, а это и есть демпинг. В этом случае она увеличит свою прибыль на сумму, соответствующую площади заштри­хованной фигуры MNE (разница между MRW и МС, умноженная на объем экспорта).

Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как фор­ма недобросовестной конкуренции вне зависимости от того, в каком виде он выступает. Поэтому он запрещен как правилами ГАТТ/ВТО, так и на­циональным законодательством ряда стран. В случае демпинга страны вправе применять ответные меры. Они обычно принимают форму введения антидемпинговой пошлины или угрозы ее введения. Антидемпинговая по­шлина представляет собой временный сбор, вводимый импортирующей страной для компенсации потерь от демпинга. Как правило, эта пошлина устанавливается в размере разницы между ценой товара на внутреннем и мировом рынках.

Каковы последствия введения антидемпинговых пошлин? На вопрос, кто выигрывает, а кто несет потери в результате антидемпинговых меро­приятий, не так легко ответить. Скорее всего, сторонники либеральных взглядов вообще будут выступать против введения такого рода санкций (за исключением, может быть, хищнического демпинга). Действительно, какой смысл противодействовать фирмам, поставляющим свой товар по заниженной цене, почему этим не пользоваться? Не исключено, что выиг­рыш потребителей окажется выше ущерба, нанесенного демпингом отече­ственным производителям. Однако конечный эффект введения антидем­пинговых пошлин весьма неопределенный. Если, например, страна отка­жется от демпинга и торговые ограничения в отношении нее будут сняты, то импортирующая страна проиграет, а мировое хозяйство окажется в вы­игрыше. Однако если страна, уличенная в демпинге, прекратит поставки товаров на рынок, защищенный антидемпинговыми пошлинами, то ущерб понесет как импортирующая страна, так и мировое хозяйство, поскольку это приведет к нерациональному использованию ресурсов.


ПРОЧИЕ ФОРМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. Кроме рассмот­ренных выше способов количественного регулирования внешней торговли в мировой практике используется множество других видов нетарифных ограничений, среди которых:

национальные стандарты качества (например, на оборудование, сельскохозяйственную технику и т. д.);

экологические требования (к автомобилям, технологиям и прочему, загрязняющему окружающую среду);

санитарные ограничения, запрещающие торговлю определенными сельскохозяйственными товарами (например, фруктами в Калифорнии) или продовольствием и напитками (например, пивом в Германии);

требования к упаковке и маркировке изделии;

внутренние налоги и сборы (например, в некоторых странах прогрес­сивные дорожные налоги особенно велики для относительно боль­ших автомобилей, что ограничивает их импорт);

требования к содержанию компонентов, используемых в производ­стве ряда товаров (например, в России запрещено использовать в производстве продуктов питания некоторые виды пищевых добавок и красителей, которые широко применяются в европейских странах).

Подобного рода ограничения оказывают заметное воздействие на на­правления и объемы международных потоков товаров и услуг. Большинст­во из них, безусловно, продиктованы заботой о жизни и здоровье граждан страны, стремлением полнее проинформировать покупателей о возможных последствиях, связанных с приобретением и использованием иностранной продукции. В то же время очевидно, что эти ограничения одновременно действуют как удобные инструменты протекционизма в пользу местных производителей.

Крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле явля­ются экономические санкции, в частности торговое эмбарго — запреще­ние государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе такого рода санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Они могут носить как индивидуальный (одна страна вводит эмбарго на торговлю с другой), так и коллективный характер (когда эмбарго вводится по реше­нию ООН). Очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб всем участникам этого процесса, поскольку ограничивает вывоз товаров и полу­чение доходов страной-экспортером и лишает возможности потреблять эти товары страной-импортером. Вместе с тем третьи страны, не присоеди­нившиеся к эмбарго, при определенных условиях могут получать дополни­тельный выигрыш, так как у них появляется возможность увеличить экс­порт своей продукции за счет участвующих в санкциях стран.