ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 1027
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические трудности. Существенные изменения спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынках могут наносить ощутимый удар по ряду отраслей. Подобный удар испытывала, например, хлопчатобумажная промышленность Англии в 1970-е гг. Ограничение импорта в этот период позволило смягчить кризис, предоставив отрасли больше времени для перестройки и безболезненного сокращения производства. Что-то подобное испытывала российская автомобильная промышленность в 1990-е гг., однако здесь повышение импортных пошлин на ввоз автомобилей мало сказалось на структурной перестройке отрасли и повышении качества производимой продукции.
Пятый аргумент касается использования протекционизма в исключительных случаях: кризис платежного баланса, введение тарифов "в отместку" за ограничительные действия другой страны, защита отечественных производителей от "нечестных" иностранных конкурентов, ограждение национальной экономики от кризисных явлений в других странах и т. п.
При всей убедительности некоторые из этих аргументов вряд ли оправданны с экономической точки зрения. Так, введение ответных тарифов способно усилить напряженность в экономических отношениях между странами и привести к торговым войнам, в которых победителей не бывает.
Таковы основные доводы сторонников протекционизма. Если их сопоставить с аргументами защитников свободы торговли, то в результате можно прийти к следующему выводу: фритредерство исходит из долгосрочных интересов и обосновывает глобальные выгоды от свободной торговли, в то время как протекционизм действует под давлением обстоятельств и руководствуется исключительно краткосрочными национальными интересами. Поэтому нельзя сказать, что для той или иной страны протекционизм всегда вреден, а свобода торговли всегда выгодна, или наоборот. В. Парето советует ставить проблему иначе: "Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода торговли или протек- ционизм"I.
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
Для реализации национальных интересов в сфере международных обменов государство может использовать разные виды экономической политики. Наиболее распространена торговая политика, которая выражается во вмешательстве государства в экспортно-импортные операции участников международного обмена товарами и услугами для воздействия на их масштабы и интенсивность.
Не менее важна политика платежного баланса, с помощью которой государство обеспечивает баланс текущих операций (торговый баланс, а также баланс услуг и переводов) и баланс движения капиталов (приток и отток капиталов).
Наконец, в своей деятельности государство использует и валютную политику, которая включает совокупность мероприятии ЦБ страны в сфере денежного обращения и валютных отношении для воздействия на покупательную силу денег, курс национальной валюты и на внешнеэкономические связи в целом.
Политика государства в области международной торговли может осуществляться с помощью как косвенных инструментов (тарифных методов), так и количественных ограничений (нетарифных методов). В данной главе будут рассмотрены экономические последствия использования тарифных методов регулирования внешней торговли. На практике эти методы сводятся к взиманию государством таможенных пошлин с портных операций, осуществляемых национальными субъектами со своими зарубежными партнерами.
Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границы в протекционистских либо фискальных целях. Совокупность установленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф.
Фискальная цель пошлины характерна прежде всего для бедных стран, где пошлина составляет важный, а иногда главный источник бюджетных доходов (не случайно здесь сохранились еще экспортные пошлины, упраздненные почти во всех индустриально развитых государствах). Эта же цель преследуется и богатыми странами, являющимися крупными экспортерами продукции. Но в большинстве случаев существование таможенных пошлин, повышающих цену на ввозимые товары, продиктовано протекционистскими интересами. Поэтому вначале рассмотрим последствия взимания таможенных пошлин с импортируемых товаров.
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА НА ИМПОРТ. Существуют два основных вида таможенных пошлин на импорт: специфические и адвалорные. Специфические пошлины взимаются в виде фиксированной суммы с единицы облагаемого товара в соответствии с его измерением (вес, площадь, объем и т. д.), например 3 долл. за 1 баррель нефти. Адвалорные (от лат. ad valorem — по стоимости) пошлины представляют собой определенный процент от стоимости импортируемого товара, например 50%-й тариф на импортируемые легковые автомобили. Стоимость товара определяется официальным путем либо путем декларации.
И в том и в другом случае таможенная пошлина порождает ряд последствий для национальной экономики, которые проявляются в на цены, количество, доход. В свою очередь, эти последствия сказываются на благосостоянии потребителей, производителей, а также на состоянии государственного бюджета.
Изменение благосостояния потребителей от введения импортного тарифа. Для определения влияния импортного тарифа на благосостояние потребителей рассмотрим абстрактную модель рынка сахара в России (рис. 11-1).
На графике линия D изображает кривую спроса на сахар, а линия S — кривую внутреннего предложения сахара. Если бы российская экономика носила закрытый характер, то внутреннее равновесие на рынке сахара сложилось бы в точке которому соответствовала бы равновесная цена .
Предположим, что сахар производится также и за границей, причем мировая его цена ниже российской равновесной цены , определяемой взаимодействием внутреннего спроса и внутреннего предложения.
Рис. 11-1. Российский рынок сахара и потери потребителей в результате введения импортной пошлины
В этом случае России было бы выгодно импортировать сахар из-за рубежа. Если российская экономика взаимодействует с остальным миром в режиме свободной торговли, то сахар на российском внутреннем рынке будет реа- лизовываться по мировой цене (предполагается, что он перевозится из страны в страну с нулевыми издержками). По этой цене национальные производители смогут обеспечить предложение сахара в объеме Qx, тогда
как величина спроса окажется значительно больше и составит Qd . Разница между спросом и предложением в этом случае будет покрываться импортом сахара, объем которого составит величину Приобретая сахар по мировой цене, российские потребители получают выигрыш, размер которого определяется площадью треугольника, расположенного между осью ординат, кривой спроса D и линией мировой цены Pw .
Предположим, что правительство России для защиты российских производителей сахара от иностранной конкуренции вводит специфический таможенный тариф размером / за 1 т импортируемого сахара. В этом случае импортеры сахара не повезут его в Россию до тех пор, пока внутренняя цена не установится на уровне, превосходящем мировую цену как минимум на величину t. Таким образом, в результате введения таможенной пошлины цена сахара в России повысится с Pw до РТ (Рт — Pw + t).
Кроме повышения цены, которое приведет к потерям части дохода потребителей сахара, результатом введения импортной пошлины будет, с одной стороны, сокращение спроса на сахар с Qd до Q'd , с другой — увеличение внутреннего предложения с Qx до Q\ . Общий объем импорта при этом сократится и составит разницу
Таким образом, в результате введения тарифа на импортный сахар отечественные потребители этого товара понесут потери, равные сумме площадей фигур (я + Ъ + с + d). Эти фигуры образуются ввиду того, что теперь потребители вынуждены платить дороже за весь покупаемый сахар (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Теперь выигрыш отечественных потребителей уменьшится и составит площадь треугольника, расположенного между кривой спроса линией новой цены и осью ординат.
Изменение благосостояния производителей от введения импортного тарифа. Подорожание импортного сахара в результате введения таможенной пошлины обернется для отечественных производителей сахара дополнительным выигрышем, поскольку они смогут, во-первых, расширить выпуск своей продукции и, во-вторых, повысить на нее цены. В нашем примере внутренняя цена сахара под влиянием импортной пошлины поднимется с до что даст возможность российским производителям сахара увеличить его выпуск с до Рост их выигрыша будет равен площади фигуры (рис.
Доход государства от таможенного тарифа. Помимо производителей и потребителей в рассматриваемой нами модели присутствует еще государство. Роль государства заключается в организации сборов таможенных пошлин и обращении их в доход государственного бюджета. Размер этого дохода равен ставке тарифа умноженной на объем импорта: На рис. он представлен площадью фигуры с. Разумеется, в реальной действительности государство вынуждено будет нести расходы, связанные с организацией и деятельностью таможенной службы, поэтому часть полученного дохода будет потрачена в самой таможенной системе, вследствие чего чистый эффект для государства уменьшится.
Чистый эффект, получаемый страной от введения таможенного тарифа на импорт. Он может быть определен на основании сопоставления выигрышей и потерь потребителей сахара, национальных его производителей и государства. Потери потребителей составляют величину {а + b + с + d), выигрыш производителей — а, доход государства — с. В результате суммарный чистый эффект для благосостояния нации будет отрицательным и составит величины:
Потери благосостояния общества b + d
Потери Выигрыш Доход
а
с
потребителей производителей государства
a+b+c + d
На рис. 11-1 величина {b + d) — это два треугольника, площадью которых измеряются потери благосостояния, которые в конечном счете понесет общество от введения таможенного тарифа на импорт. Экономический смысл данных треугольников потерь заключается в снижении эффективности, происходящем из-за искажающего влияния импортного тарифа на
поведение национальных производителей и потребителей сахара, заставляя их действовать так, как если бы импорт стал более дорогим, чем он есть на самом деле. Первый треугольник Ъ — это производственные потери, вызванные расширением производства сахара выше оптимального уровня под воздействием импортной пошлины. В результате страна производит у себя сахар, который дешевле было бы купить за границей. Второй треугольник d представляет собой потребительские потери, являющиеся результатом повышения цены и снижения потребления из-за введения импортной
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА НА ЭКСПОРТ. Взимание таможенных пошлин с определенных экспортных товаров также является инструментом торговой политики государства. Только в исключительных случаях такие пошлины устанавливаются из протекционистских (воспре
пятствование экспорту сырья, содействие его использованию национальными обрабатывающими предприятиями). Главная же цель экспортных пошлин — фискальные интересы правительства. Поэтому не случайно, что они используются в основном развивающимися странами и государствами с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено законодательно. Развитые страны на практике в отношении экспорта чаще используют политику субсидирования, чем налогообложения.
В развивающихся странах, где применяются экспортные пошлины, они почти всегда налагаются на базовые и сырьевые товары, составляющие самую большую часть экспорта данной страны (хлопок в Египте, кофе в Бразилии, минеральное сырье в Боливии, нефть, газ и некоторые другие товары в России и т. д.).
Для построения модели, показывающей влияние экспортной пошлины на благосостояние потребителей и производителей портера,
предположим, что Россия является экспортером картофеля. Будем исходить также из того, что ее торговая политика не может повлиять на уровень мировых цен на картофель, поскольку масштабы мирового рынка картофеля значительно превосходят производственные возможности России. Последствия введения экспортной пошлины на картофель показаны на рис.