ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 1009
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
Если бы российская экономика не была связана с мировым рынком, то картофель в России продавался бы по цене внутреннего равновесия . Поскольку экономика России — часть рынка, то в условиях
свободной торговли внутренняя цена на картофель совпадает с мировой ценой Pw , объем экспорта составляет велич шу Qs -Qd' Экспортная пошлина в размере t делает экспорт картофеля из России менее прибыльным, поскольку часть выручки от его продажи государство будет обращать в свой доход, поэтому производители увеличат предложение картофеля
р
s
D
Рис. 11-2. Последствия введения экспортной пошлины
Мировая цена
Внутренняя цена
О
Q
на внутреннем рынке. Это снижает уровень внутренней цены, которая соответствовала мировой, и теперь она будет ниже на величину экспортного тарифа и составит Рт. Снижение внутренней цены стимулирует расширение внутреннего потребления картофеля с Qd до Qd. В новых условиях равновесия российские производители картофеля сократят объемы его производства с до и часть высвободившихся ресурсов перебросят в какую-либо другую сферу деятельности. Одновременно сократятся и объемы экспорта до величины Q's—Q'd .
Теперь оценим последствия введения экспортной пошлины для благосостояния потребителей и производителей, а также для удовлетворения государственных интересов. Очевидно, что в результате снижения цены на внутреннем рынке производители картофеля несут потери, величина которых в общей сложности составит область (a + b + c + d + e). Однако потребители картофеля получают в результате снижения цены выигрыш в размере области (а + Ь). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от налогообложения экспорта. Размер этого выигрыша, соответствующего объему экспорта {£>'. — Q'j) равен области d. В целом чистые потери страны от введения экспортной пошлины составили область (с + е).
Таким образом, в результате налогообложения экспорта в экономике произошло перераспределение части ресурсов и ,доходов: одни субъекты экономики выиграли, другие — понесли потери. Выигрыш потребителей и государства получен за счет производителей, чье благосостояние ухудшилось. Однако суммарный выигрыш общества (в лице потребителей и государства) оказался меньше потерь производителей на величину (с + е), которая не компенсируется ничьим выигрышем. Как видим, экспортная пошлина представляет собой зеркальное отражение импортной пошлины с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Государство же и в том и в другом случае выигрывает.
ЭКСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ. В большинстве случаев многие страны на практике прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта. Оно осуществляется в разных формах: предоставление низкопроцентных займов фирмам-экспортерам или иностранным клиентам; государственные расходы на стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом (например, через рекламу и предоставление дешевой информации о конъюнктуре экспортного рынка); предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг.
Государственная поддержка может предоставляться экспортерам разных отраслей в зависимости от национальных потребностей, но наибольшими субсидиями во многие студнах. сельскохозяйственной продукции. Для этого разрабатываются и реализуются специальные государственные программы содействия фермерским хозяйствам через правительственные закупки на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за невозделывание посевных площадей. Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержки фермеров, европейские государства, США и Канада продают по заниженным ценам избыточную продукцию за границу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар в основном развивающимся странам, для которых цены мирового рынка слишком высоки.
Разумеется, предоставление субсидий экспортерам стимулирует развитие экспортных производств и создает некоторые конкурентные преимущества национальным производителям на мировых рынках. Однако оборотной стороной экспортных субсидий может быть введение компенсационных импортных пошлин теми странами, куда направлены экспортные потоки. Такая процедура допускается нормами ГАТТ/ВТО и иногда используется в мирохозяйственной практике. Экономическое содержание воздействия экспортных субсидий и противостоящих им компенсационных импортных пошлин показано на рис.
Предположим, Россия является экспортером металла и субсидирует его продажу в США. На графике представлен американский рынок импортируемого из-за рубежа металла. В условиях свободной торговли и при отсутствии субсидий равновесное состояние рынка изображает точка показывающая, что американские потребители готовы покупать, а зарубежные фирмы готовы поставлять в США металл по цене в объеме .
Р А
Экспортная Импортные
субсидия компенсационные пошлины
Импортный спрос в США
►
О
Q.
Объем импорта
Рис. 11-3. Совмещение экспортных субсидий и компенсационных пошлин
Экспортные субсидии, предоставляемые российским правительством компаниям, поставляющим металл в США, приведут к тому, что они снизят цену металла до Рх, в результате чего американские потребители увеличат импорт до Qx. Это вместе с тем означает, что другие зарубежные поставщики металла в США не смогут конкурировать при цене поскольку их предельные издержки окупались лишь при цене Р0, вследствие чего они понесут убытки в размере заштрихованного треугольника ABC. Однако снижение цены с Р0 до Рх увеличивает чистый выигрыш американских потребителей металла на величину площади
Если правительство США введет на российский металл компенсационные импортные пошлины, достаточные для нейтрализации российских экспортных субсидий, ситуация вернется в исходное состояние с ценой Р0 и объемом торговли Q0 , характерное для свободной торговли. С позиций общемировой эффективности это был бы позитивный шаг, поскольку позволил бы устранить потери, представленные треугольником ABC. Однако итоговый результат в этом случае будет иным по сравнению с ситуацией до введения экспортных субсидий. Несмотря на то что объем торговли не меняется (остается равным Q0 ) и равновесие восстанавливается в точке А, совмещение мероприятий по субсидированию экспорта и компенсационному налогообложению импорта оборачивается потерями государственного бюджета вывозящей страны, превращающимися в доход государственного бюджета принимающей страны. Иначе говоря, в случае компенсационных пошлин российские налогоплательщики уже не субсидируют отечественный экспорт, а финансируют американский бюджет.
Величина этого перераспределяемого между государствами дохода равна площади . В же время, отказывая своим потребителям металла в дешевом импорте и теряя из-за этого треугольник американское правительство идет навстречу тем производителям металла, которые не получают экспортных субсидий, что способствует более эффективному использованию ресурсов в мировой экономике.
11.3. Нетарифные методы
регулирования международной торговли
Тарифы не единственная форма торговой политики. С г. в мировом хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешательства государства в сферу международных обменов — нетарифные торговые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распространение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых, и, по некоторым оценкам, их число доходит до 50. К середине 90-х гг. примерно 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.
ИМПОРТНЫЕ квоты. Из всех видов нетарифных ограничений внешней торговли наибольшее распространение получили импортные квоты — или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, т. е. количественному или стоимостному ограничению вывозимой из страны продукции, однако они запрещены международными соглашениями. И в том и в другом случае инструментом квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными органами импортерам или экспортерам продукции. При этом число выдаваемых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается.
297
Импортные лицензии могут распределяться либо через механизм купли- продажи, либо административным путем. Более предпочтительным и эффективным способом распределения лицензий является открытый аукцион. Конкурсная продажа импортных квот не только приносит государству доход, эквивалентный тарифному, но и выбивает почву из-под ног взяточников и коррупционеров. Однако, несмотря на то что открытые аукционы — самый дешевый способ распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.
20 Зак.
Обычно на практике применяются административные методы распределения лицензий, в основе которых лежит система явных предпочтений, когда государство выдает импортные лицензии определенным фирмам без какого-либо конкурса. Чаще всего в этом случае лицензии получают те фирмы, которые закрепились на рынке данного товара и на деле доказали свою способность эффективно осуществлять внешнеторговые операции. Однако административное распределение, ничего не давая государственному бюджету, создает благоприятную почву для взяток и коррупции.
Экономические последствия введения импортной квоты показаны на рис. 11-4.
Предположим, Россия является импортером грузовых автомобилей, и на графике линия D изображает российский спрос на данную продукцию, а линия S — внутреннее ее производство. В условиях свободной торговли цена на грузовые автомобили в России будет совпадать с мировой ценой Pw . При такой цене российские производители грузовиков смогут предложить их лишь в объеме , тогда как спрос составит величину D0. Разницу между спросом и предложением придется покрывать с
помощью импорта.
S + q
f
О
Квота
Рис. 11-4. Изменение благосостояния страны в результате введения импортной квоты
s
Если российское правительство для защиты отечественных производителей грузовиков захочет ограничить объем импорта и установит квоту на ввоз размером q, то общее предложение автомобилей на внутреннем рынке возрастет и будет представлено кривой S + q. Квота сокращает размер импорта по сравнению с внутреннем платежеспособным спросом на автомобили, предъявляемым при уровне мировых цен. Невозможность удовлетворить весь спрос по цене мирового рынка приведет к повышению внутренних цен на грузовые автомобили до Р . Более высокие цены повышают
рентабельность производства автомобилей внутри страны и стимулируют расширение их выпуска с до но одновременно сокращают спрос на них с £)0 до . Теперь импорт будет равен величине квоты (£>, -£,).
Оценивая последствия введения импортных квот, мы видим, что благосостояние потребителей ухудшилось, так как они несут потери от роста цен и их потребительский излишек уменьшился на величину области {а + Ь + с + d + e). В то же время производители от введения квот выигрывают — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Наценка на разрешенный импорт (область с + d) представляет перераспределение доходов от потребителей в пользу государства (если лицензии продаются) либо в пользу импортеров (если лицензии выдаются бесплатно).
Таким образом, в результате введения импортной квоты часть ущерба потребителей (a + b + c + d+e) компенсируется получением выигрыша производителями (область а) и теми, кто выдает лицензии и получает их (область с + d). Разница составит величину области (6 + е), которая представляет собой чистые потери благосостояния страны. Этот результат эквивалентен ущербу, полученному страной от введения импортного тарифа (см. рис. 11-1), приведшего к аналогичному росту внутренней цены и сокращению импорта.