Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1282

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Каков же механизм, приводящий систему многостороннего натурального обмена в состояние равновесия? При определенных условиях оно может быть обеспечено путем длительной процедуры многочисленных двусторонних актов обмена. Иное решение было предложено еще Л. Вальрасом. Его знаменитый «аукционщик» называет произвольный вектор пропорций обмена и ожидает от всех его потенциальных участников сообщений о том, что они хотят приобрести и продать при этих условиях. Пусть хi(р) - оптимальный вектор конечного распределения потребительских благ для i-того участника обмена, а ei, как и прежде, исходный набор имевшихся в его распоряжении благ. Тогда zi = хi(р) - ei представляет собой вектор чистой торговли, которую i-тый участник желает совершить при объявленных пропорциях обмена. Он сообщает об этом «аукционщику» (отрицательные элементы вектора z освидетельствуют о желании продать соответствующее благо, а положительные — купить). «Аукционщик» суммирует векторы z, представленные всеми участниками обмена: Z=zi

Если все элементы результирующего вектора Z равны нулю (т. е. если спрос равен предложению), то налицо состояние общего равновесия. В противном случае «аукционщик» должен предложить новый вектор пропорций обмена, улучшая их для благ, спрос на которые не был удовлетворен при прежних пропорциях обмена, и ухудшая для тех, спрос на которые был меньше предложения.

После того как равновесные пропорции обмена найдены, у «аукционщика Вальраса» имеются два варианта действий. Первый вариант состоит в том, чтобы довести эти значения меновых ценностей до участников аукциона и предоставить им возможность самим осуществить операции обмена. Суть второго варианта в том, чтобы централизовать все предлагаемые к обмену блага (отрицательные элементы вектора Z) и перераспределить их в соответствии с заявленными потребностями членов рассматриваемого сообщества.

Таким образом, меновые ценности благ формируются в результате действия некоего общественного механизма, обеспечивающего достижение экономикой состояния общего равновесия. По этой причине современная экономическая наука справедливо рассматривает их как вмененные оценки.

Подведем итоги. Первый и главный из них состоит в том, что различие в системе потребительских предпочтений является достаточной предпосылкой для появления обмена. Соответственно, сферы производства и потребления дополняются сферой обращения, экономика начинает приобретать общественный характер, а потребительское благо — превращаться в товар.


Второй итог может показаться неожиданным: мы фактически ввели в анализ понятие частной собственности. В самом деле, предполагая, что обмен происходит на сугубо добровольной основе, а потому - в строгом соответствии с интересами его участников, мы тем самым де-факто постулировали, что хозяйственные субъекты признают суверенитет друг друга в отношении наборов имеющихся у них благ.

Третий итог вытекает из второго: показав, что возможности обмена, основанного на взаимной выгоде, рано или поздно исчерпываются, мы в неявном виде сформулировали понятие эффективности по Парето и пришли к выводу, что меновая экономика даже в столь примитивной форме обеспечивает Парето - эффективный результат.

Наконец, четвертый итог, заключается в том, что нам удалось развеять два весьма распространенных заблуждения. Заблуждение первое: в рамках случайного обмена происходит исключительно обмен излишками. Как мы видели, никаких излишков ни у Робинзона, ни у Пятницы, равно как и у участников многосторонней чистой торговли, не было, однако это не помешало осуществлению ими эффективных товарообменных операций. Заблуждение второе: изменение пропорций обмена ведет к перераспределению между его участниками некоего общего эффекта. На деле, никакого общего эффекта от обмена нет и быть не может в силу несводимости индивидуальных предпочтений к единой мере. Соответственно, не существует и перераспределения такого эффекта.

Меновое хозяйство, основанное на разделении труда. Сам факт наличия эффекта от «чистого, случайного обмена» не может не натолкнуть его участников на мысль о том, что результаты могли бы быть еще лучше, если бы возможность обмена учитывалась на стадии выбора каждым из них структуры выпуска. Ориентируясь на пропорции обмена, сложившиеся в условиях чистой торговли, каждый хозяйственный субъект имеет возможность сконцентрировать свои усилия на производстве того товара, который благодаря обмену принесет ему наибольшую отдачу с точки зрения удовлетворения потребностей.

Эффект специализации легко увидеть, введя понятие окольной трудоемкости. В отличие от обычной трудоемкости, характеризующей прямые затраты времени на производство единицы изделия, окольная трудоемкость показывает, какое количество времени специализированный производитель должен затратить на выпуск такого количества своего изделия, которого достаточно, чтобы получить через обмен единицу другого товара. Специализироваться нужно на производстве такого изделия, которое обеспечивает более низкий уровень окольной трудоемкости всех других товаров по сравнению с трудоемкостью их собственного производства. Теория сравнительных издержек (преимуществ) выражает этот факт следующим образом: специализироваться нужно на выпуске той продукции, в производстве которой имеется относительное преимущество.


Пусть у первого хозяйственного субъекта затраты времени на производство товара х составляют 3 часа, а товара у — 4 часа, а у второго — соответственно 1 и 3 часа; при этом на рынке пропорция обмена этих товаров составляет 2:1. Таким образом, второй производитель обладает абсолютными преимуществами в производстве обоих благ. Окольная трудоемкость товара у будет равняться у первого хозяйственного субъекта 3x2 = 6 часов, у второго - 1x2 = 2 часа, а товара х - соответственно 4/2= 2 часа и 3/2 = 1,5 часа. Оказывается, что по благу х окольная трудоемкость у первого производителя ниже прямой, а у второго - выше. Обратная картина по товару y — здесь сравнительные преимущества у второго производителя. Таким образом, первому производителю следует специализироваться на производстве товара х, а второму - товара у.

В условиях развитого общественного разделения труда долгосрочное (общее) равновесие экономической системы будет достигнуто тогда, когда у всех ее хозяйственных субъектов будут отсутствовать стимулы к изменению сложившейся на рынке ситуации, т. е. когда экономика окажется в эффективном по Парето состоянии. Это произойдет в том случае, если сформируется такое размещение ресурсов (или такая алокация ресурсов), при котором (которой) будут соблюдаться следующие два требования. Во-первых, как и в условиях чистого обмена, у всех членов общества предельные нормы субституции одних благ другими должны совпадать с соответствующими пропорциями обмена. Во-вторых, каждый участник разделения труда должен специализироваться на производстве товара, дающего наибольшую отдачу, т. е. характеризующегося минимальными затратами времени на единицу получаемой через обмен полезности.

Замечательно, что в рыночной экономике действуют силы, направляющие ее развитие в сторону общего равновесия. Имея их в виду, А. Смит и говорил о «невидимой руке рынка», чудесным образом подталкивающей экономику, основанную на эгоистическом интересе каждого ее субъекта, к общественному благу. Рассмотрим механизм действия «невидимой руки».

Пусть имеется произвольное разделение труда и соответствующее ему распределение готовых товаров между индивидуальными производителями. Обмен этими товарами, как было показано при анализе чистой торговли, обязательно приведет к ситуации, когда предельные нормы замещения одних товаров другими у всех хозяйственных субъектов сравняются с пропорциями обмена. Однако, если мы случайно не попали в точку общего равновесия, то окажется, что, по крайней мере, у некоторых производителей избранная специализация не является оптимальной (иными словами, при сложившихся пропорциях обмена они могут увеличить степень удовлетворения потребностей, переключившись на производство другого товара). Начинается процесс реалокации ресурсов, в свою очередь приводящий к изменению равновесных пропорций обмена. И продолжаться он будет до тех пор, пока не сформируется равновесие по Вальрасу.


Рыночная экономика, простейшую форму которой мы сейчас рассматриваем, содержит мощные стимулы для производителей совершенствовать свое искусство и повышать производительность труда: ведь это позволяет им выйти на более высокий уровень удовлетворения потребностей. В результате конкуренция становится движущей силой этой хозяйственной системы. Она развертывается как между производителями, специализирующимися на производстве одного товара (внутриотраслевая конкуренция), так и между производителями разных отраслей (межотраслевая конкуренция). Одновременно постоянная конкурентная борьба подрывает устойчивость состояния общего равновесия. Ведь возросший уровень выпуска у отдельных производителей меняет ситуацию на рынке, вызывая новый тур изменений в размещении рабочей силы и других факторов производства по видам деятельности.

Общее равновесие может нарушаться и в связи с изменениями во вкусах потребителей. Вместе с тем, как свидетельствует опыт, потребительские предпочтения относительно консервативны. Поэтому, когда речь идет об объяснении экономической динамики на относительно небольшом отрезке времени, нередко допускают, что они неизменны.

1.3

Денежная экономика, основанная на индивидуальном производстве. В условиях натуральной торговли реализация потенциальной способности каждого товара быть обмененным на любой другой товар сопряжена с серьезными затратами времени и сил. Потребности i-того производителя j-того товара в q единицах l-того товара при существующей пропорции обмена одного товара на другой отнюдь не обязательно соответствует потребность того или иного производителя l-того товара в предлагаемом количестве j-того товара. Поэтому оказывается, что для удовлетворения потребностей участников обмена последний по необходимости становится многоступенчатым, что сопряжено со значительными трансакционными издержками. Их резкое сокращение обеспечивает институт денег, к рассмотрению основных функций которого мы и приступаем.

Деньги и их функции. В ходе развития товарообменных операций из общего мира хозяйственных благ постепенно выделяется такое, которое как бы концентрирует в себе свойство всеобщей обмениваемости, или ликвидности. Это означает, что обладатель данного товара имеет возможность беспрепятственно обменять его на любой другой товар. Такая возможность существует, разумеется, только потому, что все члены рассматриваемого сообщества признают соответствующее свойство за данным благом. Но это означает, что его натуральные количества (например, граммы золота) становятся измерителем (мерой) меновой ценности всех других товаров. Этот особый товар принято называть всеобщим эквивалентом, или деньгами, а выраженные в его натуральных количествах меновые ценности других хозяйственных благ— ценами.


Появление денег приводит к расщеплению процесса обмена на два акта - продажи (Т-Д) и купли (Д-Т). Вырученная товаровладельцем сумма денег от продажи товара представляет собой его доход. Акт продажи для одного хозяйственного субъекта является в то же самое время актом купли для другого. Это означает, что происходит своеобразное сцепление оборотов Т-Д-Т различных товаров, причем их связующим звеном выступают деньги. Последние, переходя из рук в руки, постоянно остаются в сфере обращения, опосредуя осуществление все новых и новых сделок. Тем самым деньги выполняют важнейшую функцию средства обращения.

Появление денег ведет к структуризации рынка, поскольку оно создает предпосылки для выделения самостоятельных товарных рынков, на которых продаются и покупаются одноименные товары. Количество денег, необходимое для того, чтобы процесс обмена товаров мог осуществляться беспрепятственно, прямо зависит от суммы совершаемых за соответствующий период времени торговых сделок и обратно - от скорости оборота денег, т. е. от количества сделок, в которых за данный период участвует каждая денежная единица. Эта зависимость выражается так называемым «уравнением обмена»:

M x V ≡ Y x P, (1)

где:

М— количество платежных средств;

V- скорость обращения денег;

У — вектор продукции, поступающей в обмен;

Р - вектор цен.

В ситуации, когда полученные от продажи деньги немедленно используются для покупки товаров, скорость обращения денег является функцией времени, которое в среднем уходит на проведение одной сделки. Например, если среднее время совершения сделки составляет 3 часа, то при непрерывном заключении сделок за сутки каждая денежная единица совершит 8 оборотов.

Появление денег создает предпосылки для дальнейшего развития общественного разделения труда — выделения торговли в качестве самостоятельного вида деятельности. Основа этого - возможность снижения трансакционных издержек, связанная с эффектом специализации. При этом в выигрыше оказываются и производители (им нет больше необходимости «терять время» на непрофильную деятельность), и потребители (они экономят на поиске нужного товара по наилучшей цене), и, конечно, сами торговые посредники («купцы»). Последние, естественно, должны получать доход не ниже того, который они имели бы в случае занятия любой другой деятельностью. Источником этого дохода является разница между ценой покупки товара у производителя и ценой продажи его потребителю. Соответственно, единый товарный рынок расщепляется на оптовый рынок и розничный рынок, а единая рыночная цена - на оптовую цену розничную цену. Разница между этими ценами, представляющая собой доход купца, регулируется конкуренцией: она будет слишком высокой в случае, когда предложение посреднических услуг недостаточно, низкой — когда налицо их избыток, и «нормальной» (т. е. отвечающей состоянию общего равновесия) - при соответствии ее возможностям получения дохода в других видах деятельности.