Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Указанная программа, как правило, должна носить долгосрочный характер и гарантировать реципиенту устойчивое поступление средств, если его бюджетные показатели соответствуют определенным критериям. От реципиента не требуется ни ежегодной подачи заявки на трансферт, ни встречного финансирования. Его права должны быть гарантированы законом. Целью общего трансферта служит увеличение доходов региональных бюджетов (повышение относительно низкого налогового потенциала) и сглаживание горизонтальных бюджетных дисбалансов, обусловленных объективными причинами неодинакового положения Региональных бюджетов.

Целевые (специальные) трансферты — это трансферты, которые, также согласно теории, предназначены Для выполнения определенных задач и имеют оговоренные условия финансирования. Такими условиями служат либо требование встречного финансирования культурной деятельности, либо обязательство региональных властей придерживаться определенных бюджетных показателей (например, сохранять достигнутый до получения трансферта уровень собственных бюджетных расходов на культуру). При этом практика выделяет три вида таких трансфертов: нормативные, проектные и трансферты с открытым финансированием.

Величина нормативного трансферта рассчитывается по установленным нормативам и предполагает образование соответствующего фонда на долгосрочной основе за счет ресурсов бюджета более высокого уровня. Права на его получение обычно оговариваются в соответствующем законе, и заявки от региональных властей не требуется. Проектные трансферты предназначены непосредственно для финансирования конкретных культурных проектов, и их величина определяется исходя из планируемого объема затрат. Предоставление трансферта может производиться на конкурсной основе. Трансферт с открытым финансированием — это, как правило, нормативный трансферт, компенсирующий региональным бюджетам определенную часть их фактических расходов на культуру. Право на получение такого трансферта также должно быть гарантировано законом. Этот вид трансфертов применяется в основном для финансирования программ поддержки малоимущих и социально незащищенных групп населения.

В целом же совместные формы финансирования позволяют экономить средства центрального (федерального) бюджета за счет привлечения бюджетных ресурсов регионов и тем самым значительно увеличивать общие расходы на культурную деятельность. При этом трансфертные системы служат важным инструментом регулирования объема и структуры расходов региональных бюджетов.


Еще одним элементом многоканальной системы финансирования культуры, дополняющим механизмы прямых бюджетных ассигнований, служат методы налогового протекционизма, обеспечивающие социальную опеку прямых участников культурной деятельности. Речь идет о предоставлении налоговых льгот некоммерческим организациям, производящим продукты культуры, а также потребителям культурных благ, создателям культурных ценностей, собирателям и хранителям культурного наследия. К косвенным участникам культурной деятельности применяются, как правило, иные принципы: налоговые льготы для предприятий спонсоров и, наоборот, введение специальных налогов для юридических лиц (маркированные налоги), безвозмездно присваивающих вторичный эффект продуктов культуры.

Налоговые льготы организациям культуры дифференцируются, как правило, в зависимости от организационно-правового статуса организаций. Некоммерческие организации культуры, не преследующие цель извлекать прибыли, могут быть полностью освобождены от всех видов налогов, сборов, пошлин и иных платежей в части их основной деятельности, направленной на достижение уставных целей. Всем иным организациям культуры, целью которых является получение прибыли, могут предоставляться льготы по уплате налогов в случае инвестирования указанных средств в культурную деятельность. Практика ряда стран показывает, что установление налоговых льгот требует решения ряда технических вопросов, связанных с определением перечня направлений культурной деятельности, инвестирование которых дает право на льготы, с выработкой механизмов предоставления указанных льгот и порядка соответствующей отчетности.

Налоговые льготы потребителям культурных благ. Теоретически одним из важных элементов политики налогового протекционизма могут стать налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам - потребителям культурных благ. Указанные льготы обеспечиваются в результате сокращения подоходного налога физических лиц на всю сумму (или часть) их расходов, связанных с прямым потреблением культурных благ (покупка билетов в театры, концерты, музеи и выставки, произведений искусства и т. п.). Реализация данного предложения также требует решения ряда технических вопросов, связанных с определением перечня культурных благ, потребление которых дает право на льготы по подоходному налогу, с выработкой механизмов предоставления указанных льгот и порядка соответствующей отчетности.


Налоговые льготы собирателям и хранителям культурного наследия. Принимая во внимание специфику Деятельности коллекционеров, их «производственные расходы», связанные с поиском и приобретением художественных ценностей, для них также могут устанавливаться налоговые льготы. Соответствующие льготы предоставляются обычно в форме сокращения облагаемой налогом части их дохода на сумму расходов, связанных с приобретением культурных ценностей. Аналогичные льготы могут быть предоставлены всем собирателям и хранителям культурного наследия. Другой вид налоговых льгот для коллекционеров связан с их благотворительной деятельностью. Здесь также может быть сокращена облагаемая налогом часть дохода коллекционера на сумму (или часть суммы), равную рыночной стоимости его дара государственному музею или другому государственному учреждению. Пример США в этом отношении демонстрирует самые широкие возможности.

Налоговые льготы создателям культурных ценностей. Учитывая специфику творческого труда и нерегулярность гонораров многих создателей культурных ценностей, для них, как правило, устанавливается особый вид налоговых льгот. Указанные льготы обычно предоставляются в форме увеличения необлагаемой налогом части дохода, в том числе в результате учета «производственных расходов», сокращения действующих ставок подоходного налога по всем видам гонораров работников культуры, а также на основе распределения полученного дохода на период более одного года (от трех до пяти лет). И здесь практика европейских государств весьма обширна. Некоторые льготы подобного рода присутствуют и в российской налоговой системе.

Налоговые льготы спонсорам культуры. Принимая во внимание необходимость стимулирования спонсорской деятельности, большинство зарубежных стран вводит для них соответствующие льготы. Указанная мера реализуется обычно с использованием стандартного инструментария «налоговых сокращений» — уменьшения налогооблагаемой базы на величину спонсорских взносов на культурную деятельность. В последнее время все чаще и чаще обсуждается возможность изменения содержания налоговой льготы для спонсоров. Вместо распространенного «разрешения списать на издержки» сумму спонсорских взносов предлагается перейти к прямому финансированию культурной деятельности за счет части средств, предназначенных на уплату налогов.

Введение специальных налогов (налогообложение косвенных потребителей продуктов культуры). Маркированный налог «культурная рента» может быть установлен в виде определенного процента с доходов от:


- объема реализации товаров и услуг, продажа которых осуществляется на территории культурных центров, памятников культуры, музеев, заповедников, а также в помещениях организаций культуры;

- объема реализации туристических услуг;

- объема реализации чистых аудио- и видеокассет и аудио-, видеооборудования;

- коммерческой рекламы в средствах массовой информации;

- проведения национальных лотерей.

Плательщиком данного налога являются все юридические лица, не принадлежащие к числу некоммерческих организаций культуры.

Маркированный налог на «культурную недвижимость» может быть установлен в виде определенного процента с доходов от коммерческого использования (включая сдачу в аренду) нежилых помещений памятников культуры, а также помещений организаций культуры. Плательщиком настоящего налога являются все юридические лица, не принадлежащие к числу некоммерческих организаций культуры, а также физические лица, использующие (на правах собственника или арендатора) в коммерческих целях нежилые помещения памятников культуры и учреждений культуры.

Маркированный налог на строительство также устанавливается обычно в виде определенного процента от стоимости строительства и направляется на поддержку культурного наследия для осуществления реставрационных и других работ по восстановлению недвижимых памятников культуры. Плательщиком настоящего налога являются все юридические и физические лица.

Общую схему, отражающую движение финансовых ресурсов культуры и механизмы поддержки культурной деятельности см. на форзаце.


Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

В рамках культурной деятельности существует несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Можно выделить исполнительские искусства, конечный продукт которых не имеет вещной формы, неотделим от процесса производства и, соединяясь с условиями потребления, предстает в виде культурной услуги. Услуги нематериального характера предлагают на рынке культурных благ и такие организации культуры, как музеи, галереи, библиотеки, учреждения клубного типа и т. п. Присутствуют на рынке и продукты культуры, имеющие вещную форму, - произведения изобразительного искусства, иные художественные ценности, обладающие материальным носителем и т. п. Указанная специфика конечного продукта культуры определяет особенности факторных рынков в данной сфере.

8.1

Факторы производства и факторные рынки. Нематериальный характер многих культурных благ обуславливает наличие особенностей в отношениях собственности на продукты культуры и факторы их производства. Сама же собственность на конечный продукт, создаваемый в организациях культуры, - спектакль, концертную и цирковую программу, выставочную экспозицию, публичное мероприятие в клубе и библиотеке и т. п., представляет собой разновидность интеллектуальной собственности. Причем применительно к художественному произведению корректным следует считать использование понятия права или комплекса прав на конечный художественный продукт, близких по своей природе к авторским и смежным с ними правам.

Обратим внимание на ограниченное понимание прав собственности на конечный продукт организаций культуры, бытующее в среде российских законодателей и сведенное ими лишь к непосредственным правам авторов текстов, а также к смежным с ними правам исполнителей. Такой подход оставил вне зоны регулирования отношения собственности на конечный продукт организаций культуры в целом. И если в обстоятельствах централизованной плановой экономики это не имело особого значения, то в условиях рынка ситуация изменилась. При объективном и очевидном ослаблении государственного контроля сохранение прежних представлений о правах на конечный продукт порождает лишь нецивилизованные формы его присвоения.

Именно поэтому выделение имущественного права на художественный продукт в целом и закрепление этого права за конкретным владельцем (организацией культуры) является, по существу, одним из условий легитимизации рынка культурных благ. Одновременно с ним нужно иметь в виду соотношение уже защищаемых за коном авторских и смежных прав с правами на конечный продукт в целом. И те и другие должны подчиняться общему принципу - право на целое не может ущемлять права на часть, а право на часть не замещает права на целое.