Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

В творческой деятельности всегда есть элемент неопределенности, непредсказуемости. Ее результаты не всегда материализуются в законченный художественный продукт и получают признание потребителей. Но и такие результаты являются позитивными в той мере, в какой они могут стать элементами культуры и использоваться в настоящем или будущем. Признавая за творцом право на неудачу, общество априорно признает самоценность творческого поиска, экспериментальных работ, не получающих в большинстве случаев ни общественного признания, ни денежной оценки.

Признание творчества внутренне присущей чертой производства культурных благ не означает, что трудовая деятельность представляет здесь непрерывный творческий процесс. На разных его стадиях и в различных функциональных службах организаций культуры определенный удельный вес занимает нетворческая работа. И это касается не только работников сквозных профессий, но и специалистов. Так, например, работа библиотекаря, который выдает книги и делает записи в читательских формулярах, в большей степени носит технический характер. Наряду с этим в крупных библиотеках, выполняющих методические функции, ведутся книговедческие исследования, совершенствуются системы классификации научных знаний, осуществляется издательская деятельность, создаются сложные компьютерные системы, ведутся поиски информации в Интернете. Достаточно технической, рутинной работы и у творческих работников.

Труд в различных сферах культурной деятельности является, как правило, одновременно и индивидуальным и коллективным. Здесь услуга - результат работы тех, кто занят созданием, сохранением и пополнением материальных и нематериальных фондов, подготовкой новых продуктов, оказанием культурных услуг потребителям, результат работы индивидуумов в творческом коллективе. Труд в культуре является коллективным по своему содержанию еще и потому, что результат его, как мы уже говорили выше, достигается ценой переработки и осмысления всего накопленного опыта в различных сферах художественной и научной деятельности.

Для того чтобы трудиться в сфере культуры, человек должен обладать совокупностью физических и интеллектуальных способностей, которые он может использовать в своей профессии. Эту способность к определенному труду называют рабочей силой, и в современных условиях человек является ее собственником. Способы экономического существования создателя культурных ценностей на культурном пространстве, а их может быть только два, зависят от того, владеет ли он кроме своей рабочей силы еще и средствами производства.


Суть первого способа состоит в том, что специалист, во-первых, лишен средств производства, а значит, возможности вести свое дело, во-вторых, он не имеет юридически закрепленных имущественных прав на конечный продукт коллектива и не может получать доход от его использования. При таких социально-экономических условиях рабочая сила становится товаром, и собственник продает, а вернее сказать, отдает ее в наем владельцу средств производства на рынке труда, т. е. становится наемным работником. В этом случае заработная плата как цена рабочей силы становится источником восстановления и развития физических, интеллектуальных и других профессиональных способностей работника. Отношения, складывающиеся между наемными работниками и работодателями по поводу купли-продажи рабочей силы, отношения в области занятости, организации и оплаты труда называют трудовыми отношениями. Они регулируются трудовым законодательством.

Специалист в системе отношений второго типа является собственником не только своей способности к труду, но и результатов своего труда или труда коллектива, в котором он работает. Источником воспроизводства творческого потенциала становятся доходы от продажи культурных услуг или прав на использование созданного продукта на соответствующих рынках. В данном случае речь идет об отношениях по поводу интеллектуальной собственности на создаваемое культурное благо. Такого рода отношения, хоть и в ограниченном плане, но регулируются законодательством об авторских и смежных с ними правах.

Таким образом, теоретически воспроизводство творческого потенциала может осуществляться посредством трех рынков: рынка труда, рынка культурных услуг и рынка имущественных прав на продукты культуры. На практике все обстоит иначе. Если говорить о некоммерческом секторе рынка культурных услуг, то здесь в качестве продавцов действуют, как правило, организации культуры, а не творцы, т. к. последние не являются собственниками продуктов индивидуального или коллективного труда. Исключение составляют композиторы, авторы драматургических произведений и прочие «свободные художники». Рынок имущественных прав на продукты культуры в России существует лишь в очень ограниченных пределах. Фактически для большинства специалистов в области культуры «открыт» лишь рынок труда.

Товары на рынке труда. На рынке труда, как и на любом другом рынке, действуют продавцы и покупатели в лице работников и работодателей. Первые претендуют на работу по найму и предлагают в качестве товара рабочую силу, вторые владеют средствами производства, а значит, рабочими местами (поэтому их и называют работодателями). В некоммерческом секторе сферы культуры работодателями в большинстве случаев выступают организации культуры. Поведение продавцов и покупателей определяет спрос и предложение на рынке труда и результат его функционирования — распределение рабочей силы по организациям и коллективам, профессиям и регионам. Активную роль здесь играют профессиональные союзы, в том числе творческие, защищающие интересы работников, а также государство с его системой профессионального образования и органов управления, регламентирующих режим и оплату труда работников и формирующих правовую среду функционирования рынка труда.


Главная особенность рабочей силы — реальное существование в самом работнике — делает ее специфическим товаром. Так, неотделимость от своего носителя предполагает ее продажу лишь во временное пользование при сохранении работником собственности на самого себя. Строго говоря, здесь, как уже отмечалось, происходит не продажа (не меняется собственник), а сдача рабочей силы в наем2. Не будучи собственником средств труда и его результатов, не имея возможности отделить от себя свой товар — собственную способность к труду, работник вынужден наниматься в нашем случае в организации культуры, которые владеют рабочими местами. Это обеспечивает доступ специалиста к «капиталу» коллектива и включение его в процесс производства культурных благ.

Как уже было отмечено, непосредственными потребителями и покупателями товара «рабочая сила» являются организации культуры. Для них носители этой рабочей силы обладают текущей и перспективной полезностью. Во-первых, работники способны создавать или участвовать в создании новых продуктов и оказании культурных услуг потребителям, тем самым прямым образом влияя на доходы своих коллективов. Во-вторых, специалисты, работающие в сфере культуры, обладают способностью поддерживать и развивать творческие традиции коллективов, поднимать их профессиональный уровень на новую высоту, т. е. воспроизводить нематериальные элементы средств труда. Деятельность, обусловленная такой способностью, направлена на коллектив, а опосредованно, с лагом во времени, — и на потребителей культурных благ. Можно сказать поэтому, что труд артистов и режиссеров, научных сотрудников и экскурсоводов, специалистов культурно - досуговой деятельности, библиотечных и других работников не только прямым, но и косвенным образом влияет на доходы организаций культуры. Однако эта способность рабочей силы обеспечивает лишь перспективные успехи коллективов, требуя определенного времени для ее реальной отдачи.

Надо иметь в виду, что рабочая сила - неоднородный товар. В соответствии с рядом признаков вся совокупность реальных и потенциальных работников делится на неконкурирующие между собой группы, каждую из которых следует рассматривать как единичный товар, удовлетворяющий соответствующие потребности покупателей. Рабочая сила в культуре дифференцирована по специальностям, квалификации, узкой специализации. В исполнительском искусстве основаниями для дифференциации артистов могут быть также пол, возраст и национальный язык. Понятие неконкурирующих групп является гибким, его можно применять к различным подгруппам и даже конкретным лицам в данной группе. Это особенно актуально Для творческих работников, основными требованиями к которым являются индивидуальность мышления, уникальность психологических и физических качеств.


Оценка полезности труда, т. е. его способности удовлетворять потребности конкретных организаций культуры происходит и до и после процесса производства. При этом априори работодатель учитывает профессиональные качества носителя рабочей силы и его соответствие текущим и перспективным задачам коллектива. После процесса производства работодатель оценивает полезность каждого конкретного работника по результатам его труда, Априорная и апостериорная оценка отражаются в цене труда — заработной плате.

До сих пор речь шла о товаре «рабочая сила». Но неотделимый от своего носителя труд не мог бы существовать без своего «парного товара» — рабочих мест, который также обладает соответствующей полезностью и ценой. И дело не только в том, что работа в организациях культуры обеспечивает создателям культурных благ необходимые условия жизни. Продавая свою рабочую силу, человек получает доступ к материальным и нематериальным средствам труда. Соединяясь с ними, а также с предметом труда, он реализует свою способность развиваться в ходе трудовой деятельности, способность, обусловленную главной особенностью рабочей силы как товара, — неотделимостью от своего носителя.

Поэтому организации культуры, в рамках которых происходит это соединение, являются не только потребителями рабочей силы, но и участниками ее производства и воспроизводства. В процессе труда человек развивается и как личность, и как специалист, он имеет возможность не только использовать, но и совершенствовать свои профессиональные качества, получать дополнительные знания. Границы этого развития определяются характером и условиями труда, местом работника в процессе производства, насыщенностью его деятельности творческими элементами, возможностью постоянного образования.

Оценка полезности рабочего места со стороны работника зависит от общественно признанного профессионального уровня коллектива, его руководства и отдельных работников, психологического климата в коллективе, напряженности режима работы, оснащенности организации культуры оборудованием, ее обеспеченности специфическими материальными фондами, а также от качества бытовых условий, наличия жилья, детских дошкольных учреждений, поликлиник, домов отдыха и пр. Заметим, что оценка качества рабочего места всегда субъективна, а особенно в творческой среде, и она может не совпадать с общепризнанными представлениями об объекте выбора.


Работник как покупатель сопоставляет полезности рабочих мест. Разница в заработной плате, которой он готов пренебречь, делая свой выбор, определяет цену рабочего места. Подчеркнем при этом, что базой цены рабочей силы и цены рабочих мест является предельная полезность этих товаров. И чем она больше, тем выше уровень рыночных цен. Однако последние могут отклоняться от своей базы под воздействием реально складывающегося равновесия между спросом и предложением.

Специфика рыночного равновесия. Поскольку мы имеем дело с рынком, на котором функционируют два взаимосвязанных товара, поскольку любая сделка здесь состоит из двух актов, совершаемых одновременно: купли-продажи рабочей силы и купли-продажи рабочих мест. В этой сделке агенты на рынке труда, каждый из которых является и продавцом и покупателем, обмениваются товарами. Работник обменивает свою способность к труду на условия работы и жизни, а организации — свободные рабочие места и финансовые средства на рабочую силу. Таким образом, спрос на рабочую силу со стороны организаций культуры есть одновременно и предложение рабочих мест, а предложение рабочей силы есть одновременно и спрос на рабочие места со стороны работников.

Рассмотрим в связи с этим процесс купли-продажи рабочей силы и проанализируем чисто абстрактную ситуацию, когда рабочие места всех организаций культуры имеют для работников одинаковую полезность. Это позволит исключить влияние такого фактора, как качество рабочих мест, и обеспечит выполнение правила «при прочих равных условиях». Известно, что «спрос на ресурсы является производным спросом, т. е. производным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов». В сфере культуры данная зависимость (спроса на труд от доходов) проявляется особенно сильно, ибо возможности ресурсозамещения здесь очень ограничены, а доля издержек, приходящихся на трудовые ресурсы, составляет основную часть расходов производства культурных благ.

Кривая спроса на ресурс есть кривая «прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства (в данном случае - труда)». Каждая точка на ней показывает число работников, которое наняла бы организация при каждой возможной ставке заработной платы. В силу закона «убывающей доходности или убывающей предельной физической производительности» кривые спроса на конкретный вид труда носят нисходящий характер.