Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг. предусматривается дальнейшее расширение круга организаций и мероприятий в сфере культуры, кинематографии, радиовещания, телевидения и среда в массовой информации, финансирование которых должно осуществляться на договорной основе.

В соответствии с Бюджетным кодексом все получатели бюджетных средств, т. е. бюджетные учреждения или иные учреждения, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год, свои отношения с бюджетом осуществляют через главного распорядителя бюджетных средств. В сфере культуры на федеральном уровне в этом качестве действовали Министерство культуры Российской Федерации, другие федеральные органы, имеющие в своем ведении федеральные учреждения культуры.

В связи с осуществленной в 2004 г. административной реформой в качестве главных распорядителей бюджетных средств в сфере культуры выступают находящиеся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное архивное агентство. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. В состав главных распорядителей средств федерального бюджета включаются также отдельные наиболее значимые учреждения культуры и средств массовых коммуникаций - Государственный академический Большой театр России, Государственный Эрмитаж, Госфильмофонд, ИТАР-ТАСС.

Министерство культуры и массовых коммуникаций осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета лишь по ассигнованиям, предусмотренным на содержание самого министерства и реализацию возложенных на него функций. Министерству поручено также вносить в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных федеральной службы и федеральных агентств. В целях выполнения этой функции Концепция реформирования бюджетного сектора предусматривает введение понятия «субъект бюджетного планирования» и определение его статуса.

На региональном и муниципальном уровнях главный распорядитель бюджетных средств в сфере культуры определяется при утверждении бюджета на соответствующий год. Бюджетным кодексом предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств:


  • устанавливает задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

  • утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

  • составляет бюджетную роспись, устанавливающую распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

  • осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части целевого использования средств бюджета и своевременного их возврата, а также выполнения заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

  • представляет сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Права и обязанности получателей бюджетных средств также установлены Бюджетным кодексом. В частности, они обязаны своевременно подавать заявки и иные документы на получение бюджетных средств, эффективно их расходовать по целевому назначению, своевременно представлять отчет об итогах своей финансовой деятельности. Получатели бюджетных средств имеют право принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей и оформлять соответствующие документы в пределах утвержденной сметы доходов и расходов и доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

13.3.

Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры. В соответствии с Бюджетным кодексом деятельность учреждения культуры финансируется из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов. В этом финансовом документе должны быть отражены все доходы учреждения культуры, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности на праве оперативного управления. Утверждается смета доходов и расходов главным распорядителем средств после представления бюджетной заявки учреждения, составленной на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг, установленных финансовых нормативов на их предоставление и с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода. В бюджетную заявку, а затем и в смету могут быть включены статьи, предусмотренные экономической классификацией на текущие и капитальные расходы, включая:


  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размеры заработной платы соответствующих категорий работников;

  • перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

  • социальные трансферты, которые выплачиваются населению в соответствии с федеральными за конами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • оплату товаров, работ и услуг на сумму свыше 200 минимальных размеров оплаты труда по государственным или муниципальным контрактам; а при оплате товаров, работ и услуг на меньшую сумму - без заключения контрактов в соответствии с утвержденными сметами.

Одновременно со сметой доходов и расходов по бюджетным средствам учреждения культуры составляют смету доходов и расходов по внебюджетным источникам. В доходной части этой сметы указываются виды (источники) средств, планируемые к получению от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также целевые, добровольные взносы и иные поступления. В расходной части - расходование внебюджетных средств в структуре статей и подстатей экономической классификации расходов Российской Федерации. При этом расходы, производимые за счет внебюджетных средств, к конкретным источникам образования этих средств не привязываются. После утверждения этой сметы главным распорядителем бюджетных средств учреждения культуры включают показатели утвержденной сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам в общую смету доходов и расходов учреждения.

Полученные бюджетные средства учреждение культуры имеет право использовать только в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Но при этом оно самостоятельно в использовании внебюджетных средств. Расходование бюджетных и внебюджетных средств федеральными учреждениями культуры осуществляется исключительно через лицевые счета учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством, а учреждениями культуры субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями - в порядке, установленном соответствующими органами власти и органами местного самоуправления. Бюджетные средства, не использованные на 31 декабря, закрываются, а остатки средств, полученных из внебюджетных источников на ту же дату, зачисляются на вновь открываемый учреждению лицевой счет.


Любой законодательный акт в реальной жизни становится руководством к действию, когда провозглашенные в нем правовые нормы оснащены действенными механизмами реализации. Есть эти механизмы и в Бюджетном кодексе. Рассмотрим те из них, которые представляют особый интерес в связи с формированием отраслевого бюджета культуры и отдельных субъектов культурной деятельности. В качестве ведущих рычагов этих механизмов Бюджетным кодексом признаны: норматив минимальной бюджетной обеспеченности, задание на предоставление государственных или муниципальных услуг, норматив финансовых затрат на оказание этих услуг, смета доходов и расходов бюджетного учреждения.

Норматив минимальной бюджетной обеспеченности является базовым для формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы. Утверждение этого норматива отнесено к компетенции правительства Российской Федерации. При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право с учетом имеющихся возможностей увеличивать его размер.

Нормативы такого рода, как правило, могут устанавливаться в абсолютных суммах (например, расходы бюджета на душу населения), либо в относительном выражении (например, расходы бюджета на ту или иную сферу деятельности в процентах к расходам соответствующего бюджета), либо в доле этих расходов в валовом внутреннем продукте, как это установлено действующим законодательством в области культуры, образования, науки, обороны.

Введение стабильного норматива минимальной бюджетной обеспеченности — необходимое условие формирования долговременных и среднесрочных программ развития не только отдельных отраслей деятельности, в том числе и культуры, но и каждого учреждения. Однако в бюджетную практику этот механизм до сих пор не внедрен, поскольку федеральный и региональные бюджеты ежегодно составляются без учета нормативов, установленных отраслевыми законодательными актами, а правительство не утвердило ни методику формирования норматива, ни его размеры.

Задание по предоставлению государственных или муниципальных услуг призвано обеспечить адресность бюджетной поддержки, связать объемы деятельности учреждений с объемами их финансирования из бюджета. Внедрение этого механизма в сферу культуры серьезно осложняется многопрофильностью услуг, которые оказывают учреждения культуры различного вида, и существенными различиями между потребителями этих услуг. Это означает, что для каждого вида учреждений культуры должно быть установлено свое задание, связанное с конкретными целями его деятельности и дифференцированное по потребителям, основными среди которых являются население и государство. Указанные задания определяются с учетом норматива финансовых затрат на единицу указанных услуг.


В соответствии с Кодексом задания на представление государственных или муниципальных услуг должны устанавливаться:

  • органами государственной власти - для главных распорядителей бюджетных средств;

  • главными распорядителями бюджетных средств – для подведомственных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

Направленность услуг и система показателей их измерения представлена в таблице 13.5.

Таблица 13.5. Услуги учреждений культуры и