Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1368

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Создание эффективной системы учета. Обоснованное, грамотное планирование действий организаций культуры по поиску средств невозможно без глубокого анализа проведенной работы. Такой анализ можно осуществить лишь на основе представительной, квалифицированно подобранной информации. Помочь собирать такую информацию и проводить ее постоянное изучение, мониторинг может налаженная в организации культуры система учета. Она должна включать как минимум две картотеки: основную алфавитную картотеку и картотеку постоянной переписки. В первой хранятся и постоянно обновляются сведения обо всех донорах организации, обо всех фирмах, фондах, иных благотворительных организациях, обо всех людях, предоставивших любую самую незначительную поддержку проектам, осуществляемым организацией культуры. Во второй хранится информация о переписке с каждым партнером, сведения о телефонных переговорах, о личных встречах, информация о денежных поступлениях и т. п. Такая система учета позволяет ежедневно оперативно анализировать результаты работы менеджеров с разными группами доноров, своевременно реагировать на тревожные ситуации, быстро принимать решения об их устранении.

Таковы основы технологии фандрейзинга, знание которых, повторим это еще раз, не гарантируя успешность процесса поиска средств, который, как любой процесс в менеджменте, требует таланта, предприимчивости, любви к своему делу, все же создает базу для такой успешности. И еще об одном обстоятельстве следует напомнить. Активность организаций культуры по работе с донорами не означает возможность отказа от протекционистских мер государства по отношению к культуре, поощряющих производство социальных благ и возмещающих необходимые для их производства затраты. Средства государственного бюджета всех уровней должны остаться основным источником финансирования деятельности организаций культуры.

15.5

Коммерческий сектор культуры. Коммерческий сектор культуры представляет собой совокупность организаций, производящих культурные блага и преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Эти организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации: хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое и закрытое акционерное общество), производственных кооперативов. В этот сектор входят также коммерческие организации, созданные в форме государственных или муниципальных унитарных предприятий.


Финансируются коммерческие организации культуры в основном за счет доходов от оказания услуг на рыночной основе, но их хозяйственная самостоятельность ограничена. Унитарные предприятия не обладают правом собственности на имущество, а распоряжаются им либо на правах хозяйственного ведения, либо оперативного управления (казенные предприятия). Это ограничение свободы хозяйствования, однако, компенсируется тем, что учредитель несет «субсидиарную ответственность» за деятельность казенных предприятий. Другими словами, они лишены того коммерческого риска, который присущ всем остальным формам коммерческих организаций, действующих в сфере культуры.

Кроме перечисленных выше юридических лиц, коммерческий сектор охватывает и физических лиц, занимающихся предпринимательской, в том числе и творческой деятельностью в сфере культуры без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Их появление связано со спецификой рыночного спроса на услуги культуры: дифференцированного, зависимого от быстро меняющихся внеэкономических факторов - моды, престижа и т. п.

Номенклатура выпускаемой продукции коммерческого сектора включает культурные блага по всем видам культурной деятельности, а также товары и услуги, не связанные с основной деятельностью и не запрещенные действующим законодательством (торговля, аренда, ценные бумаги, товары культурно-бытового назначения, образовательная деятельность и т.д.). Кроме того, в коммерческий сектор входят организации, производящие промышленную продукцию, необходимую для нужд отрасли (кинопленку, театральное оборудование и т. п.), а также организации, занятые оказанием маркетинговых, рекламных, сбытовых и других видов услуг, необходимых для осуществления основных видов культурной деятельности.

Коммерческие организации, занятые культурной деятельностью, получили распространение в шоу- и арт-бизнесе, цирковом деле, кинематографии, включая производство, прокат и демонстрацию экранных произведений, телевидении, издательском деле, выставочной деятельности и других подотраслях культуры. Этим организациям свойственен классический рыночный метод хозяйствования, что в итоге не может не сказываться на нацеленности их творческих программ, т. к. такой способ финансирования предполагает ориентацию либо на массовый спрос, либо на платежеспособный сегмент публики со своими, иногда специфическими, вкусовыми предпочтениями. По объему деятельности и числу занятого персонала среди коммерческих организаций различают малые предприятия, с одной стороны, средние и крупные организации - с другой. Приведем ряд конкретных примеров.


Пример 15.3

Продюсерские компании «Бест презенс» и «Киномост». Существующая в форме общества с ограниченной ответственностью петербургская продюсерская компания «Бест презенс» работает в области шоу-бизнеса, занимается организацией культурно-зрелищных мероприятий, прокатом театральных постановок, дизайном. Среди осуществленных за последние годы проектов — чемпионат мира по бальным танцам, выступления лучших фигуристов мира, концерты групп «Пикник», «ДДТ», «Алиса», «Ночные снайперы», выступления Ю. Гальцева, А. Данилки и многих других исполнителей, проведение рок-фестиваля и т. п. Основной доход фирме приносят организованные ею мероприятия.

Цены на билеты высоки, коммерческая вместимость площадок достаточно велика, что при грамотных маркетинговых усилиях, целенаправленной рекламной кампании приносит значительные доходы. Так, в октябре 2001 г. был проведен концерт-презентация «Живой Soundtrack Брат-2», презентация нового альбома «Единство» группы «ДДТ» на сцене Дворца спорта «Юбилейный». Финансовые результаты таких мероприятий положительны. Однако для проведения других концертов, в особенности проката театральных спектаклей, продюсерская компания привлекает спонсорские средства. Спонсорами (рекламодателями) являются крупные коммерческие структуры. В штате «Бест презенс» работает восемь человек, материальная база скромна, но в компании есть свое дизайн-бюро, что позволяет оказывать дизайнерские услуги достойного качества. Так, в 2003 г. фирма осуществила дизайн рекламной кампании для ирландского танцевального супершоу «Lord of the Dance», проходившего в Ледовом дворце.

Более крупные частные коммерческие фирмы работают в области кино или масс-медиа. Часто такие организации пользуются поддержкой крупных предпринимательских структур, входя в соответствующие объединения и холдинги. Важно подчеркнуть, что такие компании пользуются возможностью «тиражирования» кино-, теле- или издательской продукции, и в связи с этим ее массового распространения, а значит, значительных доходов от потребителей и от спонсоров (рекламодателей). Примером такой организации является продюсерская компания «КиноМост»20. Она осуществляет не только производство фильмов, но и их прокат через собственную сеть кинотеатров или работает с крупными кинотеатрами. Кроме того, компания планирует в ближайшее десятилетие построить или реконструировать 200 кинотеатров в городах России и 100 — в сельской местности21.


Организация бизнеса в некоторых подотраслях культуры может осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Действующим законодательством такая необходимость предусмотрена для осуществления культурной деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов на кино- и телеэкране, организацией музеев, обследованием состояния, консервацией, реставрацией и ремонтом памятников истории и культуры федерального (общественного) значения. Получение лицензии предусмотрено также для работы в сфере телевидения, комиссионной и других видов реализации предметов антиквариата. Существует помимо этого обязательная регистрация художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации на киноустановках, в киновидеотеатрах, видеосалонах и других залах, а также для их тиражирования в целях продажи, сдачи в прокат и аренду, распространения через видеотеки и прокатные пункты, трансляции по кабельному телевидению. Регистрации подлежат все кино- и видеофильмы российского, зарубежного и совместного производства.

Современной формой организации основных видов культурной деятельности, получившей распространение в театральном деле, кинематографии, телевидении и некоторых других, является продюсерство. Истоки формирования продюсерства в современной России следует отнести к периоду ранних рыночных преобразований, поиска организационных, экономических и правовых форм развития культуры, способных повысить ее идейную, социальную и экономическую эффективность. Современный подъем продюсерского движения характерен не только для нынешней культурной ситуации в России. Частный бизнес в культуре достаточно успешно развивался в дореволюционной России. Антрепренерство успешно развивалось вплоть до революции 1917 г. - в форме артелей, товариществ, обществ, возглавляемых, как правило, ведущими актерами, драматургами, театральными режиссерами. Известными театральными российскими антрепренерами были Н.Н. Синельников, Н. И. Собольщиков-Самарин, П. П. Гайдабуров, И. Лентовский, С. П. Дягилев, Ф. А. Корш, в области цирковой антрепризы — братья Никитины.

Кинематограф в России изначально развивался как продюсерский. Первый российский производитель кинематографических лент А. А. Ханжонков начинал как предприниматель, основавший торгово-комиссионную контору по поставке на российский рынок фильмов и аппаратуры зарубежного производства. Затем он организовал крупное акционерное общество и создал киноателье, за 15 лет выпустил более 400 картин, в том числе и собственного производства («Царь Иван Васильевич», «1812 год» и др.), издавал собственный киножурнал. В начале XX в. успешно развивался музыкальный бизнес, в том числе производство грампластинок (фабрики в г. Риге, «Метрополь-Рекорд», на станции


Апрелевка под Москвой, фабрика товарищества «Сирена-Рекорд», которая за 1911 г. отпечатала 2,5 млн пластинок22.

В революционные и последующие годы частный бизнес в сфере культуры и искусства был сначала ограничен, а затем полностью запрещен. Важным аспектом развития продюсерской культуры является понимание ее социально-экономического значения и механизмов правового регулирования, которые следует рассматривать в общем контексте динамики развития предпринимательства. Советское, а вслед за ним и российское законодательство, трактует предпринимательство как рыночную категорию, способствующую широкому проявлению хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан и благодаря этому внедряемую в хозяйственную практику.

Однако уже в первых законах появились некоторые противоречия в трактовке предпринимательства. Так, в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. говорится, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли». В то же время закон СССР «Об общих началах предпринимательства» от 2 апреля 1991 г. в статье 1 трактует предпринимательство как «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или под имущественную ответственность юридического лица — предприятия». В дальнейших более поздних российских юридических документах (Гражданский кодекс РФ, ч. 1, ст. 2, 50) «систематическое получение прибыли» положено в основу мотивов предпринимательства и определения коммерческих организаций, в отличие от которых некоммерческие организации «могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы».

Если обратиться к истории развития вопроса о предпринимательстве, то нетрудно обнаружить иное понимание этой категории, включающей такие составляющие, как принятие хозяйствующим субъектом на себя риска, сопутствующего организации нового предприятия, или внедрение нового продукта и услуг. И. Шумпетер рассматривает предпринимательство (преимущественно малое) в условиях «новой информационной сервисной экономики» и ввода в экономический оборот новых факторов производства и их комбинаций, подчеркивает инновационный характер предпринимательства в сфере создания новых товаров и услуг с использованием новых источников сырья, новых технологий и формирования новых рынков сбыта продукции». Встречаются и другие трактовки цели предпринимательства: процветание фирмы, достижение самоокупаемости проекта или организации, определенного социального эффекта и т.д. При этом, по мнению одних исследователей, существование предпринимательства ограничено рамками рыночного хозяйства, а по мнению других, оно является внеисторической категорией, свойственной любой общественно-политической формации.