Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 913

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Именно в этот период выделяется социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях, а получение образования стало давать гораздо большие воз­можности участвовать в государственном управлении, ре­лигиозной деятельности, заниматься наукой, искусством. Таким образом, с возникновением письменности в рабовладельческую эпоху выделяется сословно-кастовая группа людей, владеющих письмом и умеющих ему обу­чать. Обучение становится самостоятельным видом дея­тельности, но реализуется по «совместительству» с дру­гими видами профессиональной деятельности. Возник­новение школ в странах Древнего Востока (первое упо­минание о школе для детей царских сановников встре­чается в египетских источниках, датированных 2500 лет до н.э.) обусловлено повышением статуса и роли учите­ля, профессиональной деятельностью которого стало обучение и воспитание, хотя оно и осуществлялось без специальной профессионально-педагогической подготов­ки. В качестве учителей выступали, главным образом, жрецы, составлявшие привилегированную касту. В этой социальной группе знания передавались как от родите­лей к детям, так и в жреческих школах, существовавших при храмах и в больших городах.

Первоначально условно профессиональная педагогиче­ская деятельность в Древней Греции осуществлялась дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу) в школах грам­матистов и кифаристов, а идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (по-гречески — детоводитель). В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру, где в течение двух-трех лет зани­мались гимнастикой под руководством педотриба. В Спар­те педономами называли руководителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались ста­рейшинами из числа знатных аристократов. В их обязанно­сти входило наблюдение за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями воспитанников, а также наказание их за те или иные проступки.

В первой половине II в. до н.э. Рим завоевывает и под­чиняет своему влиянию ряд государств Средиземноморья. Возникают грамматические школы, в которых педагоги давали подросткам достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготавлива­ли их к политической и судебной деятельности. Преподава­тели этих школ («грамматики», или «литераты», а затем и риторы), как правило, были широко образованными людь­ми. Вышедшие главным образом из социальных низов, они принимали активное участие в общественной жизни; мно­гие из них добивались значительной известности.


Римская империя стремилась взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское гражданство. Император Веспасиан (9—79 гг. н.э.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными слу­жащими. Император Антоний Пий (86—161 гг. н.э.) уста­новил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждо­му городу в зависимости от числа его жителей, а для учите­лей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диок­летиане (243-316 гг. н.э.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определены круг их обя­занностей и суммы гонорара.

Существовавшие в античную эпоху системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологиче­скую направленность, что и определяло в целом характер Условно профессиональной педагогической деятельности.

В средние века характер условно профессиональной пе­дагогической деятельности в Западной и Центральной Европе находился в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное насле­дие античного мира. В этот период общий уровень образо­вания значительно снизился.

В монастырских школах учителями были монахи, имев­шие склонность к педагогической деятельности. Они при­обретали педагогический опыт самостоятельно и непо­средственно в процессе практической педагогической деятельности. Уроков — коллективной работы всего клас­са с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

По инициативе объединений ремесленников в городах возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Цехи, гильдии, а также городское само­управление несли расходы по постройке школьных зданий, хозяйственным нуждам, главная же часть платы учи­телям поступала от родителей учеников. Назначение учи­телей и заведующих школами производилось цехами, гиль­диями и городским самоуправлением.

В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, в которых, как правило, преподавателями выступали изве­стные ученые.



Со временем стало недоставать людей, способных выпол­нять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и к лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это ос­ложнение. В результате эффективность образования повыси­лась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обуче­ния, повысились его доступность, охват им населения.

В XVI в. создается педагогическая система иезуитов, в которой учителя ставили себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляли ее новыми сред­ствами, т.е. посредством расширения практики физиче­ского воспитания, улучшенного оснащения школ, широ­кого применения средств наглядности, относительного смягчения дисциплины, расширения содержания образо­вания. Иезуиты впервые осуществили систематическую подготовку учителей (из числа членов ордена). По оконча­нии образования в иезуитских коллегиумах наиболее на­дежные студенты допускались к преподаванию в млад­ших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателя­ми, которые нередко присутствовали на уроках. После не­скольких лет такого пробного преподавания молодые учи­теля заканчивали свою богословскую подготовку и стано­вились преподавателями в старших классах.

Таким образом, в средние века педагогами были свя­щенники, монахи, но в городских школах и университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование. Содержанием и целью ус­ловно профессиональной педагогической деятельности было формирование человека, отвечающего требованиям совре­менной ему действительности и морали в рамках опреде­ленного сословия.

1.2.3. Собственно профессиональный этап


С развитием науки и техники, зарождением капитали­стических отношений понадобились люди, владеющие ис­кусством обучать и воспитывать, т.е. возникла потребность в специальной профессионально-педагогической подготовке для осуществления педагогической деятельности. А это по­требовало, в свою очередь, создания системы подготовки специалистов в специальных учебных заведениях, что при­вело к возникновению первых учебных заведений по под­готовке учителей. На этом этапе педагогическая профессия становится массовой, а сложность и разнохарактерность задач, решаемых педагогами, приводит к выделению педа­гогических специальностей и специализаций. Содержание и цели профессиональной деятельности в этот период обус­ловлены целями и ценностями капиталистического обще­ства и варьируются в зависимости от национальных осо­бенностей культуры, темпов общественного развития, раз­вития науки и в том числе педагогики.


В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются сознательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен всегда быть целью, а не средством общественного развития. С конца XVIII в. все более усиливается внимание к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, происходит пре­одоление влияния схоластики и сближение содержания образования с жизнью, что, безусловно, влияет на харак­тер профессионально-педагогической деятельности.

В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выс­тупления народных масс, национально-освободительные движения сделали неизбежными демократические тенден­ции в области образования. Однако прогресс в этой обла­сти утверждался противоречиво, содержание, методы и характер профессиональной педагогической деятельнос­ти несли четкую печать социально-классовой ограничен­ности.

Глобальные изменения, происходящие в современном мировом сообществе, ставят перед ним все более слож­ные задачи, требующие адекватного реагирования. В усло­виях, когда резко возрастают требования к профессио­нальному мастерству специалиста-педагога, когда важен возможно более высокий уровень развития его личност­ных качеств, в первую очередь, нравственных и интеллек­туальных, необходимо столь же ускоренно двигаться к овладению педагогической технологией, соответствующей постоянно растущим требованиям постиндустриального общества с его быстро развивающимися информацион­ными и социальными технологиями. Так, в начале XX в. немецкий философ Пауль Наторп выдвинул идею интег­рации воспитательных сил общества с целью распростра­нения культуры и просвещения в народе. Он выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, «союзов граждан», которые мог­ли бы способствовать реализации этой идеи. Появилась социальная педагогика, что, в свою очередь, обусловило появление такой профессии как социальный педагог.

В 20-30-е гг. XX в. получили распространение идеи «об­щинного воспитания» и «общинных школ», первые про­екты которых появились в Великобритании и США. Учи­теля, приверженцы этого направления, осуществляли педагогическую деятельность не в традиционных классных комнатах, а на площадках, в залах для занятий без пере­городок. Введено гибкое расписание без традиционных уро­ков и звонков, основным методом обучения становится метод «открывания», а обстановка на занятиях приближа­ется к семейным условиям. В 60-е гг. XX в. «общинное воспитание» рассматривается как средство осуществления социальных изменений в общине, а воспитатель воспри­нимается в качестве «агента социальных изменений».


Для этого периода развития профессионально-педаго­гической деятельности характерен активный поиск аль­тернативных традиционной школе форм обучения и вос­питания. Ярким примером тому может служить деятель­ность педагогов Вальдорфской школы, вся деятельность которой строилась на принципе самоуправления. При от­сутствии в штате такой школы должности директора учи­теля, не являющиеся государственными служащими, осу­ществляли свою деятельность в достаточно свободной об­становке, не испытывая давления со стороны государства. С утверждением крупного машинного производства про­исходят глубокие качественные изменения в целевых уста­новках профессиональных педагогов. Определяющее значе­ние приобретает распространение естественнонаучных зна­ний, снижается гуманистическая роль образования, на пер­вый план выходит функция профессионализации.

Вторая половина XX в. характеризуется образователь­ным взрывом, небывалым охватом подрастающих поко­лений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востре­бованной. Социальный статус педагога, которому довере­но развитие природных способностей человека, его обу­чение и воспитание, весьма возрос в этот период. Перед профессиональными педагогами ставятся все более слож­ные задачи, среди которых большую актуальность приоб­ретает задача осознания каждым человеком глобальных масштабов человеческой деятельности, формирование у него планетарного мышления, ощущение личной ответ­ственности за будущее человеческой цивилизации.

После Октября 1917 года в странах социалистической ориентации содержанием и целью педагогической деятельности стало формирование человека, преданного идеалам коммунизма, способного быть квалифицированным и ис­полнительным труженником.

В современный период при всем многообразии полити­ческих режимов, национальных культур содержание педаго­гической профессии можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее раз­ностороннем развитии, формировании общей культуры, адап­тации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогика, а вместе с ней и профес­сиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Суще­ственно расширяется спектр педагогических профессий.

1.2.4. Типология современных педагогических профессий


В рамках педагогической профессии наблюдается тен­денция к внутрипрофессиональной дифференциации, свя­занная с развитием все более совершенных и эффектив­ных обособленных видов педагогической деятельности, востребованных личностью и обществом. Это приводит к появлению новых педагогических специальностей. Педа­гогическая специальность — вид деятельности в рамках дан­ной профессиональной группы, характеризующийся со­вокупностью знаний, умений, и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педа­гогических задач в соответствии с присваиваемой квали­фикацией.