Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 520

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

-trailer train systems) грузоподъем­ностью до 70 т (рис. 4.9) предназначены для перевозки внутри контейнерных терминалов стандартных морских контейнеров: 20, 40 и 45 ДФЭ. Поезда, как правило, используются на контейнерных терминалах со значительным оборотом контейнеров и в местах, где есть значительное маневровое пространство, а также большие расстояния перемещения контейнеров.


Рис. 4.9. Мультитрейлерные поезда
Роллтрейлеры (Rolltrailers) грузоподъемностью до 140 т – низкорам­ный полуприцеп со стальными обрезиненными колесами сзади, специальным пазом и стационарной опорой в передней части (рис. 4.10). Размеры роллтрейлеров установлены равными габаритным размерам крупнотоннажных контейнеров ISO.

Рис. 4.10. Роллтрейлеры
Перемещения роллтрейлеров выполняются портовым тягачом посредством переходного узла – «гуська» (длиной более 3 м), через который передается нагрузка. Один конец «гуська» вводится в паз ролл-трейлера, а второй закрепляется и опирается на седельное устройство тягача. Низкая высота платформы роллтрейлера определяет хорошую устойчивость состава на поворотах. При маневрах на складских площадях составы с роллтрейлерами осуществляют движение без разворотов методом толкания или буксировки. Состав весьма хорошо управляется на заднем ходу. В РФ Правилами дорожного движения установлена допускаемая осевая нагрузка в 13 т/ось. Соответственно применяемые в портах, складах и терминалах роллтрейлеры при их полной загрузке не могут использоваться на автодорогах общего назначения.

4.3.4. Грузозахватные приспособления


Для переработки контейнеров на грузовых терминалах в сочетании с подъемно-транспортным оборудованием используют различные грузозахватные приспособления. Грузозахват для крупнотоннажных контейнеров называется спредером (от англ. спренд распределять, распространять), поскольку он распределяет контейнеры по площадке [8] (рис. 4.11). В настоящее время применяют универсальные спредеры для 20- и 40-футовых контейнеров с телескопической (раздвижной) рамой (рис. 4.12).


Рис. 4.11. Схемы некоторых типов спредеров: а – спредер поворотный электрический фиксированный; б – спредер неповоротный электрический фиксированный; в – спредер поворотный с нижним захватом; г – спредер навесной фиксированный

Рис. 4.12. Схема автоматического захвата для крупнотоннажных контейнеров
(спредер): 1 – направляющие лапы (4 шт.); 2 – приводы поворота грузозахватных штырей (2 шт.); 3 – нижняя раздвижная грузозахватная рама; 4 – верхняя рама; 5 – канатно-блочная подвеска; 6 – привод поворота нижней рамы; 7 – положение раздвижной рамы для захвата 40-футового контейнера; 8 – поворотные грузозахватные штыри (4 шт.)

Спредер опускается сверху на контейнер, ориентируется с помощью четырех направляющих лап 1 так, чтобы поворотные штыри 8 вошли в отверстия фитингов контейнера (об этом от датчиков поступает сигнал). Штыри 8 поворачиваются вокруг своих вертикальных осей с помощью приводов 2, и их нижние выступы захватывают контейнер за верхние фитинги. После этого разблокируется привод подъема крана и возможны подъем и перемещение контейнера. На рис. 4.12 сплошными линиями показано положение спредера при захвате 20-футового контейнера, а пунктирными – при захвате 40-футового контейнера.


4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами


Схема с портовыми шасси. Выгружаемые с морских судов контейнеры доставляются на терминал автотягачами или перегружаются на магистральные трейлеры с помощью погрузчиков или причальных кранов. Трейлеры отвозятся в зону складирования, откуда забираются магистральным тягачом для доставки в зоны погрузки. Экспортируемые контейнеры, которые грузятся на морские суда и контейнеровозы контейнерных линий, подаются на стоянку магистральными, а перемещаются между зонами технологическими тягачами.

Схема с фронтальными погрузчиками. Фронтальные большегрузные погрузчики комплектуют штабель контейнеров, предназначенных для погрузки на суда контейнерных линий, высотой в 3–4 яруса. Порожние контейнеры, предназначенные для погрузки на автотранспорт, доставляющий их на склады грузоотправителей, могут храниться в штабеле большей высоты. Для этого на контейнерном терминале используются погрузчики с меньшей грузоподъемностью и большей высотой мачты или стрелы. Фронтальные погрузчики также могут выполнять транспортировку контейнеров и доставку их в зону таможенного досмотра по заявке таможенного брокера, проводящего таможенное оформление груза.

Схема с автоконтейнеровозами. Портальные автоконтейнеровозы могут образовывать штабель высотой в 3–4 яруса и доставлять контейнеры между причальными, складскими зонами и зоной таможенного досмотра контейнеров. С их помощью производится также перегрузка контейнеров на магистральные погрузчики, доставляющие контейнеры в зону  их погрузки на автотранспорт, осуществляющий вывоз и ввоз контейнеров из порта.

Схема со складскими перегружателями. Портальные складские перегружатели перемещаются по территории контейнерного терминала на пневматическом ходу или по рельсам и производят выгрузку-погрузку контейнеров на суда контейнерных линий или погрузку контейнеров на железнодорожные контейнерные платформы на тыловом фронте терминала. Такая схема наиболее применима для контейнерных терминалов, осуществляющих большой объем экспортной отгрузки контейнеров на морские суда, поскольку непредсказуемость момента выборки импортного контейнера, выгруженного в штабель с судна контейнерной линии, не позволяет
оптимально использовать  всю высоту штабеля

4.5. Проектирование контейнерных терминалов


Специалисты считают, что проектирование терминалов – сложное дело, включающее множество факторов, таких как компоновка терминала и его будущая эксплуатация, которые должны быть учтены. Интересен опыт проектирования и строительства терминалов канадской проектной компании, который кратко освещается ниже.

Устройство и проектирование грузового терминала требуют не только эффективного использования площадей. Они касаются также рассмотрения возможных вариантов – так, чтобы терминал был эффективен в эксплуатационном и экономическом отношениях и способен принимать и перерабатывать контейнеры наиболее рациональными способами.

Каждый терминал уникален по своей планировке, имеет различное сочетание складских зданий, оборудования, схемы транспортных коммуникаций и эксплуатационных параметров. Применение стандартного подхода к проектированию терминала не всегда может оказаться самым продуктивным.

Не существует двух полностью одинаковых объектов, как нет и таких, к которым предъявлялись бы одинаковые требования. Размеры территории, ориентация суши и акватории у морских терминалов, приливы, сочетание объемов перевозок разными видами транспорта, топливное и энергетическое обеспечение, ограничения по охране окружающей среды, погодные условия – это только небольшая часть факторов, которые влияют на проект терминала. Поэтому обязательным является изучение всех условий и ограничений, для того чтобы определить будущие технические решения по терминалу.

Проект любого терминала содержит значительное количество составных частей и должен учитывать много важных факторов. Администрация порта должна иметь в виду такие проблемы, как размеры причалов, конструкция устройств освещения, уклоны и покрытия площадок, ливневая канализация. Все это относится к инфраструктуре порта и является сферой ответственности администрации порта.

Компания-оператор, со своей стороны, ответственна за проект, оборудование и использование площадей порта
, включая вопросы автоматизации управления, оснащения и достаточности помещений для размещения и работы государственных органов надзора и других обычных организаций. Поэтому при проектировании должны быть учтены как инженерные, так и эксплуатационные вопросы. При проектировании объекта разрабаты­ваются архитектурно-планировочные решения и вместе с тем оценивается, как будет работать каждая единица оборудования и какой экономический эффект это принесет [8].

Необходимо произвести сбор исходных статистических материалов по существующему и будущему прибытию судов, контейнеропотокам, сочетаниям разных контейнеров, срокам хранения грузов, видам транспорта и другим объемным и эксплуатационным показателям. Информация по переработке грузов служит для того, чтобы сделать предварительные расчеты по перерабатывающей способности терминала. Этот анализ позволяет определить занятость причалов, пропускную способность въездов на тер­минал, потребность в интермодальных устройствах для перегрузки на железнодорожный транспорт, если необходимо.

Основываясь на этих данных, выполняют предварительную планировку причала, грузового двора, автовъездов и расположения железнодорожных путей. В результате более детально формулируются требования к причалам, прикордонным кранам и контейнерной площадке с учетом вероятных закономерностей подхода судов.

Для того чтобы обеспечить оптимальную производительность и рациональные потоки транспортных средств в каждой зоне терминала, должны быть рассмотрены пункты безопасного взаимодействия внутреннего и внешнего транспорта терминала. Там, где это целесообразно, предусматриваются разделительные барьеры для отделения несовместимых транспортных потоков. При установке оборудования по переработке контейнеров предусматриваются необходимые зазоры и пространство для маневрирования и максимальная безопасность работы – так, чтобы транспортные потоки были естественными, эффективными и свободными от каких-либо опасных препятствий.

На этом этапе проектирования полезно проводить имитационное моделирование работы терминала на ЭВМ, чтобы проверить достаточность складских площадей, ширину проездов, плотность складирования грузов, виды обрабатываемого транспорта. Проверяется перерабатывающая способность терминала для различных вариантов проекта, типов оборудования, производственных условий, грузопотоков.

Зарубежные проектировщики используют современное трехмерное компьютерное