Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

изображение терминала в различных ракурсах, для того чтобы дать полное визуальное представление оператору, как выглядит терминал с разных точек обзора.

Уникальный пример морского терминала представляет проект причала в порту Лонг-Бич в Калифорнии благодаря форме участка, ограничений со стороны нефтяного терминала, магистральных автодорог, энергетического хозяйства. Исследовав все возможности, компания-проектировщик смогла составить такой генплан терминала, который минимизировалвлияние всех ограничений и позволил достичь максимальной эффективности работытерминала.

Когда общий проект терминала закончен, на следующем этапе разрабатывают планировку самой контейнерной площадки. Цель разработки проекта терминала состоит в том, чтобы оптимизировать общую эффективность и производительность. Выбор системы переработки грузов зависит от величины контейнеропотока, объема перегрузочных работ, разнообразия рынков, которые должны быть обслужены. Эти факторы, в свою очередь, влияют на характер инфраструктуры терминала и расположение контейнеров на площадке.

Этот этап проекта представляет собой динамический процесс, который учитывает суточную и недельную неравномерность транспортных потоков и потребностей в переработке грузов. Он включает в себя сортировку и штабелирование контейнеров в соответствии с последовательностью их прибытия, по назначениям и видам транспорта и в то же время должен способствовать уменьшению числа перегрузок контейнеров, чтобы обеспечить высокую производительность.

Как правило, контейнеры, которые нужно выдавать с терминала или перегружать, – это груженые контейнеры, которые должны быть погружены на судно, и они штабелируются ближе к причальной стенке, рассортированные по определенным судам, размерам и портам назначения. Если позволяет площадь контейнерной площадки, дополнительная подсортировка контейнеров может быть сделана, например, по дальнейшему пункту назначения на суше, по учетному номеру и по другим реквизитам, чтобы обеспечить наиболее простую дальнейшую передачу контейнеров по логистической цепи.


Например, в портах Западного побережья Северной Америки груженые контейнеры, предназначенные для перегрузки на сухопутные виды транспорта для доставки в конечные пункты назначения, обычно разделяются по этим видам транспорта. Для этого на терминале выделяются отдельные площадки с подходами соответствующих видов транс­порта – автомобильного, железнодорожного или внутреннего водного.

Контейнерные терминалы размещают на горизонтальных участках и оснащают подъездными и внутриплощадочными железными и автомобильными дорогами, ливневой канализацией, устройствами освещения, пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации, внешней, внутренней и диспетчерской громкоговорящей связи, автоматизированными системами учета прибытия, выдачи и хранения контейнеров и т. д. Длина выставочных и погрузочно-разгрузочных железнодорожных путей должна соответствовать размерам грузопотока и согласовываться со станцией примыкания. Рекомендуется предусматривать кольцевое одностороннее движение автотранспорта по терминалу с направлением против часовой стрелки (для безопасного движения автомобилей с левосторонним расположением руля). Желательно избегать или делать как можно меньшим число пересечений автомобильных и железнодорожных внутренних путей (переездов).

Участки погрузки и выгрузки транспортных средств на контейнерных терминалах должны иметь хорошие подъезды транспорта и нормативные проходы для работы погрузочно-разгрузочных машин. Зона хранения контейнеров делится на отдельные секторы по назначению: для груженых контейнеров, для порожних контейнеров, для неисправных контейнеров, для прибывающих и отправляемых на железнодорожном и автомобильном транспорте – отдельно, по намечаемым направлениям перевозок, а иногда и по крупным грузовладельцам. Адреса хранения контейнеров размечаются по длине и ширине контейнерной площадки для облегчения учета мест их расположения. При установке контейнеров на площадку между ними оставляют зазоры 100–200 мм, а через
каждые два ряда контейнеров делают поперечные проходы шириной
600–800 мм для передвижения стропальщиков и приемосдатчиков.

Необходимо выбрать высоту складирования контейнеров на контейнерной площадке. Теоретически считается, что высота хранения контейнеров зависит от характеристики применяемого оборудования. В действительности, однако, эта высота определяется числом пунктов назначения контейнеров. Планирование процессов отгрузки и прямой перегрузки контейнеров на суда позволяет их штабелировать и готовить к выдаче

на основе принципа складирования «последним поступил – первым выдан».

Это позволяет штабелировать их на максимальную высоту, которую обеспечивает подъемно-транспортное оборудование. Контейнеры, пред­назначенные для транспортировки сухопутными видами транспорта, обычно штабелируются на меньшую высоту, чтобы оптимизировать эффективность работы по последовательной выдаче случайным образом расположенных контейнеров. Это, в свою очередь, диктуется последовательностью, в которой контейнеры вывозятся грузополучателями, поступлением индивидуальных контейнеров от судоходных компаний, таможенными процедурами, другими обязательными процедурами государственных органов и терминальными операциями.

Это особенно характерно в случаях, когда контейнеры развозятся местным автотранспортом. В меньшей степени это относится к транспортированию контейнеров по железной дороге, потому что железнодорожным транспортом контейнеры обычно перевозятся в маршрутах в больших количествах до определенной станции назначения. Порожние контейнеры обычно штабелируются на максимальную высоту – в той мере, в какой это ограничивается сильными ветрами в данной местности.

Например, при выполнении проекта контейнерного терминала в порту Дар-эс-Салам (Восточная Африка) учитывалось, что этот порт в дополнение к транспортным потребностям Танзании служит еще транзитным перевалочным пунктом для сухопутных стран – Уганды, Руанды, Бурунди, Конго, Малавии и Замбии. Такое географическое положение терминала оказало существенное влияние на технические решения по контейнерной пло­щадке и всему грузовому терминалу, по его инфраструктуре.

Основа технологии переработки контейнеров состоит в том, чтобы знать, как найти нужный контейнер. Когда проектировщики из Канады начали работать над этим терминалом, в порту не было никакой системы учета, помогавшей найти контейнер, который нужно выдать. Первоначальный план специалистов состоял в том, чтобы складировать экс­портные грузы ближе к причальной стенке и рассортировывать их по типу судов, для которых они предназначены, и по портам назначения.

Вторая задача состояла в том, чтобы хранить контейнеры, направляемые внутрь страны
, по странам назначения, чтобы облегчить экспорт. Поэтому была предложена простая по использованию система учета хранения грузов. Имеется много факторов, препятствующих применению определенной системы учета. Возможности финансирования, способность работников использовать компьютеры и трудности с поддержанием постоянного электроснабжения. Все это влияло на выбор системы учета расположения контейнеров.

Дельта-порт – новейший канадский современный контейнерный терминал. На проектные решения по терминалу и контейнерной площадке влияли такие факторы, как длинный и узкий проезд к терминалу и расположение контейнерной площадки в конце этого проезда. Длинный окружной путь от причала к контейнерной площадке длиной 3,2 км потребовал применения новых транспортных средств для челночных передач контейнеров по 3 штуки за рейс.

Поэтому было предложено применить многоместные прицепы, перемещаемые трактором от пристани до контейнерной площадки. На прицепе помещается три 40-футовых или шесть 20-футовых контейнеров. Проектировщики контейнерного терминала должны обеспечить эффективную разгрузку судов, и эти требования были учтены при проектировании контейнерного терминала. Задача проектировщиков состояла в том, чтобы учесть все требования по обслуживанию судов и обеспечить терминал современной электронной системой информации о текущих и будущих объемах переработки контейнеров, поступающих по экспорту в порт перегрузки.

Эффективность проекта терминала зависит от того, насколько обеспечены достоверные прогнозы, инженерные решения, надежность и финансовые цели проектировщиков.

Комплексный проект контейнерного терминала состоит из следующих частей: технологической (включающей, если требуется, нестандартное оборудование), строительной, сантехнической (включающей водоснабжение и водоотведение, отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха), электротехнической (включающей силовое электроснабжение, освещение, связь и слаботочное хозяйство, автоматизированную систему управления), транспортной, сметно-экономической. Основой проекта терминала является технологическая часть, в которой обосновываются и принимаются все тех­нические решения по терминалу. В соответствии с разработками в технологической части проекта выдаются технические задания на проектирование всех остальных частей проекта контейнерного терминала.

Основными исходными данными для проектирования технологичес­кой части проекта контейнерного терминала являются следующие:


  • годовой грузопоток по прибытию контейнеров с разбивкой по типам контейнеров и видам транспорта прибытия, конт./год (иногда годовой грузопоток задается в тоннах);

  • распределение грузопотока отправления по видам транспорта;

  • размеры земельного участка, выделяемого для размещения терминала, и ситуационный план его расположения по отношению к существующей застройке, улицам, железной и автомобильной дорогам;

  • основные направления транспортировок контейнеров на терминал и с терминала;

  • возможные данные по характеристике закономерностей и неравномерности контейнеропотоков.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятия «контейнерный терминал»?

2. Перечислите основные функции контейнерных терминалов. Какие операции выполняются на контейнерных терминалах?

3. Какие бывают контейнерные терминалы по характеру выполняемых работ?

4. Каковы характерные признаки автомобильных контейнерных терминалов?

5. Перечислите функции морских контейнерных терминалов.

6. Какие технические устройства относятся к оборудованию вспомогательных служб и сооружений контейнерного терминала?

7. Перечислите основное технологическое оборудование для переработки, перегрузки и складирования контейнеров.

8. Перечислите современное оборудование для внутритерминальных перевозок контейнеров.

9. В чем особенность автопогрузчиков рич-стакеров?

10. Опишите технологию функционирования грузозахватного устройства «спредер».

11. Какие существуют схемы терминальных операций с контейнерами?

12. Какие условия необходимо соблюдать при проектировании контейнерных терминалов?
Рекомендуемая литература: [8–10].