Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 519

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Зона хранения скоропортящихся грузов на складах делится на отдельные участки – камеры для различных категорий грузов: охлажденных, мороженых, быстрозамороженных. Для эффективного применения современных средств механизации и складирования скоропортящихся грузов не рекомендуется эти камеры делать слишком маленькими. Размещение одинаковых грузов с одними и теми же условиями хранения в разных небольших камерах (кладовых) нецелесообразно.

Основные принципы и методология создания холодильных складов не отличаются от методов создания современных механизированных и автоматизированых складов других типов. Отличие этих складов состоит в создании и поддержании требующихся температурных режимов, что приводит к усложнению и удорожанию складских зданий, оснащению складов специальным холодильным оборудованием, применению складс­кого и подъемно-транспортного оборудования, не боящегося низких отрицательных температур.

Пол, стены и кровля холодильных складов делают многослойными, со слоями теплоизоляционных материалов, так чтобы защитить внутренние помещения складов от всех возможных теплопритоков и сократить расходы на создание внутри хранилищ требующихся низких температур.

Холодильные склады могут отличаться по способам создания и поддержания низкой температуры (с помощью холодильного механического оборудования, льдосоляных смесей, неохлаждаемых холодильников-термосов). В ряде случаев при хранении плодов и овощей применяют специальную технологию заполнения холодильных камер регулируемой газовой средой, которая представляет собой смесь углекислого газа (5 %), азота (82 %) и кислорода (13 %). Это позволяет поддерживать стабильный температурно-влажностный режим в зоне хранения и определенный состав воздуха, окружающего хранящиеся продукты, и таким образом способствует лучшему сохранению грузов в течение более длительного времени.


2.3. Системный подход к формированию сети
терминально-логистических центров
на территории Российской Федерации


Системный подход к формированию сети ТЛЦ на территории РФ предусматривает применение следующих основных решений [1].

  1. Многоуровневая функциональная структура объектов (железнодорожный порт, ТЛЦ, сателлит).

Сетевой принцип формирования современного терминально-логис­тического комплекса предполагает наличие определенной иерархии и специфики функционального назначения для каждого из типов объектов сети.

2. Организация регулярного контейнерного и контрейлерного сообщения по пассажирскому принципу (линейный сервис) предусматривает:

  • формирование полигона курсирования регулярных поездов;

  • создание расписания движения (включая терминальную обработку) по выделенным «ниткам» графика вне зависимости от наличия заявок на перевозку;

  • замещение сортировочной работы терминальной переработкой грузов;

  • обработку грузового поезда на терминале без разрыва состава за фиксированный интервал времени;

  • свободный доступ клиентов к продаже услуг посредством использования открытых информационных систем.

3. Интегрированная таможенная инфраструктура предполагает наличие центров таможенного оформления грузов (таможенный пост, СВХ и проч.) в составе функциональных объектов ТЛЦ. Это позволит централизовать экспортно-импортные грузопотоки в транспортных узлах и сконцентрировать все виды таможенной деятельности в месте, удобном для клиента.

4. Осуществление единой технической, технологической, тарифной и инвестиционной политики при реализации проекта является важным условием формирования эффективной логистической системы и позволяет стандартизировать технологические процессы и номенклатуру услуг, унифицировать оборудование, обеспечить «прозрачность» ценообразования, включая расчет «сквозных» тарифов,

применять современные инвестиционные механизмы, в том числе государственно-частное партнерство (ГЧП) и т. п.

5. Единое информационное поле – наличие интегрированной системы информационного обеспечения – является важным условием деятельности сети ТЛЦ не только как единого технологического комплекса, но и каждого из его звеньев с точки зрения оперативно-диспетчерского управления, взаимодействия процессов, определения оптимальных цепей поставок, оказания клиентам максимально возможного объема информационно-консультационных услуг и проч.

6. Наличие дистрибуционных мощностей в составе объектов ТЛЦ позволит создать условия для существенного расширения спектра предоставляемых услуг, в том числе с добавленной стоимостью, в сегменте хранения и распределения грузов с учетом ощутимого недостатка (особенно в регионах РФ) качественной коммерческой недвижимости, обеспеченной соответствующей автодорожной и железнодорожной инфраструктурой.

7. Размещение индустриальных мощностей, формирование индустриально-логистических парков и др. на базе инфраструктуры ТЛЦ создает взаимную заинтересованность в эффективной деятельности производителей промышленной продукции и операторов логистического рынка. Для производителей – снижение издержек на основе оптимизации транспортных технологий, цепей поставок, товарных запасов, структуры производственных фондов и проч., для логистических операторов – использование эффекта масштаба при концентрации транспортных потоков в местах их массовой генерации и погашения, широкие возможности по оказанию услуг с добавленной стоимостью.

Совокупность и взаимодействие указанных решений, сконцентрированных в пределах сети ТЛЦ, создающих благоприятную среду для организации большого числа логистических бизнес-процессов, определяют синергетический эффект.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что понимается под современным терминально-логистическим центром?

  2. Дайте определение понятия «железнодорожный порт».

  3. Какова роль железнодорожного порта среди различных транспортных систем? Перечислите основные функции железнодорожных портов.

  4. Какие преимущества получают транспортные системы от использования железнодорожных портов? Назовите обязательное условие эффективности технологии железнодорожных портов.

  5. Перечислите основные функциональные характеристики железнодорожных портов.

  6. Дайте определение понятия «терминально-логистический центр». Каковы основные задачи терминально-логистических центров?

  7. Назовите основные функциональные характеристики терминально-логистических центров.

  8. Что означает термин «сателлит»? Перечислите основные задачи и функциональные характеристики сателлитов.

  9. Опишите технологию взаимодействия терминально-логистического центра и сателлита в мультимодальных перевозках.

  10. Дайте определение понятия «сухой порт». Какие основные задачи решает применение «сухого порта»?

  11. Что понимается под технологией «терминал–припортовая станция– порт»?

  12. Что означает понятие «магистрально-фидерная система движения поездов»? Какие преимущества дает магистрально-фидерная система для железной дороги?

  13. Что такое распределительный терминал?

  14. Для чего предназначены холодильные склады? Назовите типы холодильных складов.

  15. Что означает сетевой принцип формирования современного терминально-логистического комплекса?

  16. Перечислите факторы системного подхода к формированию сети ТЛЦ на территории РФ.



Рекомендуемая литература: [1, 8].



3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах


Весьма распространенно мнение, что склады нужны для хранения грузов. Но на складах не создаются новые материальные ценности, дополнительная потребительская стоимость, поэтому хранение как самоцель не приносит никакой пользы. И все же склады имеются и широко распространены во всех отраслях экономики, на транспорте, в оптовой и розничной торговле.

В процессе развития общественного производства под складом первоначально подразумевалось просто свободное место, где грузы можно было каким-либо образом «складывать» по произвольной технологии. Такое представление о складах как просто о свободных площадях в значительной степени оставалось и до самого последнего времени. На сегодняшний день большая часть старых складских помещений, не приспособленных для применения современных средств механизации, сохранилась.

Современный склад – это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.

Склад всегда взаимодействует, по меньшей мере, с двумя видами транспорта:

  • с транспортом прибытия, который доставляет грузы на склад;

  • транспортом отправления, который забирает грузы со склада и доставляет их потребителям.

В результате переработки грузов на складе, в зависимости от его типа и назначения, могут меняться следующие параметры грузопотоков:

    • размеры транспортных партий грузов;

    • число наименований грузов в транспортных партиях;

    • характер и параметры грузовых транспортных единиц;

    • характер и параметры транспортной тары и упаковки грузов;

    • время отправления транспортной партии и время ее прибытия на склад (разница этих моментов времени представляет собой срок хранения грузов на складе), т. е. изменяется временной параметр грузопотока в результате хранения и переработки его на складе.

Указанные изменения параметров грузопотоков осуществляются на складах для того, чтобы грузы в последующем наиболее отвечали требованиям рынка потребления этих товаров или для наиболее эффективного их дальнейшего транспортирования (при перегрузках грузов с одного вида транспорта на другой в мультимодальных перевозках). Потребителям наиболее удобно получать грузы мелкими партиями. Вместе с тем для магистрального транспорта выгодно укрупнять грузовые транспортные единицы и транспортные партии, поскольку это удешевляет перевозки.