Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 964

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Романтизм как литературное направление и метод, романтическое мироощущение в литературе Западной Европы и США. Исторические, философские, политические истоки романтизма.

2. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты романтизма и романтического героя. Понятие о романтическом двоемирии. Концепция искусства Ф. Шлегеля.

3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.

4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.

5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр

6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".

7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы

8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста

9. Нравственная идея, и ее художественная реализация в романе А. Фон Шамиссо "Удивительная истории ПетераШлемиля".

10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.

11. Идея универсальности личности, роль музыки и творчества в сборнике "Фантазии в духе Калло" Э.Т. А. Гофмана.

12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.

13. Идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни в рассказе "Крошка Цахес" Э.Т. А. Гофмана.

14. Воплощение двойственности творческой личности в новеллах «Песочный человек», "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" Э.Т.А. Гофмана.

15. Двоемирие, ирония, сатира и гротеск как структурная основа романа "Житейские воззрения Кота Мурра" Э.Т.А. Гофмана.

16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.

17. Творчество У. Блейка

18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».

19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.

20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.

21. Поэтическое творчество Р. Саути.

22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.

23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.

24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).

25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».

26. Особенности поэзии Дж. Г. Байрона ("Тьма", "Прометей", "Она идет во всей красе", "В день моего 30-летия" и т.д.).

27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы

28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.

29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона

30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".

31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).

32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.

33. «Исповедальный роман» во французском романтизме («Атала», «Рене» Р.Шатобриана, «Адольф» Б. Констана).

34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.

35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..

36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.

37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"

38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.

39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.

40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.

41. Национальная специфика польского романтизма.

42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.

43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.

44. Роль романтизма в развитии литературы США

45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.

46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.

47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"

48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.

49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").

50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).

51. Новеллистическое искусство Э. По.

и это во многом отражено в его творчестве. Всю непреклонность своей натуры, психическую неустойчивость, непримиримость со своим временем, явную враждебность к нему вкладывал писатель в своих героев. Нелепые недоразумения и житейские конфликты своей частной жизни он считает проявлением фатальной роковой бессмыслицы, господствующей в мире. Отсюда доминирующей идеей некоторых его драм становится идея рока.

Клейст начал свой творческий путь как драматург. Его драматургия отличается острой конфликтностью. Герой в ней ставится в напряженные, трагические ситуации, в которых проверяются все основные черты его характера. Мировосприятие Клейста связано с обостренным чувством непрочности мира, уязвимости, хрупкости человека. Трагизм бытия клейстовских героев обусловлен их стремлением к утверждению абсолюта.

Тему рока и судьбы, бессмысленности и непредсказуемости Клейст поднимает в новелле «Землетрясение в Чили» 1807 г., влюбленные, не совершившие церковного обряда, вызывают гнев и проклятье религиозных фанатиков. Их ждет неминуемая смерть. Но начавшееся землетрясение подает им надежду на спасение и уравнивает их со всеми, грешники и праведники одинаково беззащитны в момент катастрофы - в этом проявляется непредсказуемость судьбы человеческой: люди, чья судьба, казалось бы, уже решена, в один момент чудесно спасаются.

Во время землетрясения Хозефа и ее сын Филипп не погибают, а даже воссоединяются с Херонимо - непредсказуемость+рок, ведь они могли умереть и не найти друг друга.

Но землетрясение прекратилось, и все возвращается на круги своя: Казалось бы, вновь восстановленная гармония одержала победу над роком. Но судьба приготовила последний удар: в конце новеллы Херонимо и Хосефа, чудом спасшиеся, становятся жертвами религиозных фанатиков. Едва люди пришли, как возобновились старые счёты и героев убивают в церви.- опять же непредсказуемость+рок.

!!! Клейст не морализирует, в новеллах его нет итогового авторского резюме, он заставляет читателя осознать, сколь относительны людские установления в сопоставлении с законами природы. Испытание воспитывает героев новеллы, после рокового бедствия происходит переоценка всех жизненных представлений.

Однако в первый период творчества (1800—1806 гг.) Клейст еще был способен создавать жизнерадостные произведения
, искрящиеся неподдельным юмором. Его перу принадлежит лучшая в немецкой литературе XIX в. комедия «Разбитый кувшин», 1804 г.

«Разбитый кувшин» (1804) – единственное произведение Клейста, написанное в комическом ключе. Деревенский старик судья Адам ведет следствие по поводу разбитого им же самим кувшина. Комический эффект составляет то, что обвинитель и обвиняемый – это одно лицо. Все осложняется тем, что Адам ведет разбирательство в присутствии ревизора – судебного инспектора Вальтера, который выводит судью на чистую воду.

«Разбитый кувшин» - комедия положений и характеров, обрисованных ярко, в истинно народной манере. !Это произведение отлично от других произведений, пропитанных трагизмом, но и в нем можно отыскать отголоски излюбленных автором тем! Очевидна и социальная направленность комедии (герои явно разделены на судейских и крестьян), в которой зло высмеяно феодальное судопроизводство и произвол властей. Судья Адам -символ безвозвратно разрушенной правдивости и честности мира, что говорит о его бессмысленности.

! Тема рока также проявляется в конечном разоблачении и причастности судьи Адама к разбитому кувшину и ночному посещении девушки, вопреки тому, что он пытался сбросить с себя обвинения, повесив их на Рупрехта. Обвинив Рупрехта и подвергнув сомнению невинность Евы, он «очистил» свою репутацию, но ему все вернулось, его увольняют: рок его настиг. Здесь же можно связать и с непредсказуемостью судьбы, ведь никто даже подумать не могу о причастности к этому делу судьи- хранителя справедливости и честности: никогда не знаешь, какой человек на самом деле и как он пользуется своими полномочиями в личных целях (обвинил невиновного, чтобы выгородить себя; пригрозил Евы, сказал, что если она выдаст его, то он отправит ее возлюбленного Рупрехта в Ост-Индию на погибель; пользуясь положением, пытался склонить Еву к любви)

В драме «Семейство Шроффенгитейн» (1802) также поднимается тема рока и непредсказуемости бытия.

В основе сюжета (сходство с «Ромео и Джульеттой») — история вражды двух титулованных семейств. Во главе одного — граф Руперт из рода Россиц, другое возглавляет граф Сильвий, принадлежащий к роду Варванд. Несмотря на родственные связи, отношения их складываются непростым образом из-за борьбы за наследство: в этом проявляется «душевная проказа». Подозрительность отцов отравляет любовь детей: Агнессы из Варвандов и Оттокара, сына Руперта. Отношения семейств перерастают в ненависть,

и в результате серии роковых недоразумений Агнесса и Оттокар гибнут.

У Клейста убийство, с которого начинается развитие действия, в действительности не является результатом борьбы двух ветвей семейства Шроффенштейн, а только представляется им таковым. Кровавая месть, возникающая на основе этого недоразумения, влечет за собой ряд таких же недоразумений, разъясняющихся только в самом конце. Только в конце драмы главы двух семей, оставшиеся в живых, видят, что не из-за чего им было бороться друг с другом, что они погубили своих детей без всякой необходимости.- тема бессмысленности.

Герои пьесы поражены бездушием, а оно порождает нравственную слепоту. Правда, парадоксальным образом, в духе норм романтизма, пьеса заканчивается счастливым образом, но это уже не может восприниматься как нравственная победа героев. рок в мире героев Клейста взрывает божественный порядок. !!Автор стремится убедить, что в жизни все решает случай, нередко нелепый, невероятное событие, в котором проявляется алогичность бытия. Клейст художественно реализует тезис многосложности реальных обстоятельств и неотвратимости рока.!

Краткое содержание: Клейст. Семейство Шроффенштейн Две ветви семейства Шроффенштейн связаны условиями старинного завещания: если/когда вымрет один из домов, всё его имущество достанется второму дому. Это рождает постоянные взаимные подозрения в кознях и предполагаемых попытках отравить одного из молодых членов той или иной ветви. Это предыстория. Действие пьесы начинается с похорон младшего сына Руперта, графа фон Шроффенштайна, главы дома Росситц. Мальчика нашли мертвым в лесу, рядом с ним застали двух людей из дома соперников - Варванда, где правит другой граф фон Шроффенштайн, Сильвестр. Пойманных простолюдинов пытали, они то ли признались, то ли нет - никто не может сказать с уверенностью. Но имя Сильвестр прозвучало, и Руперт призывает всех своих домочадцев мстить убийце и всей его семье. Далее недопонимание, ошибки восприятия и интерпретаций событий только накапливаются, одна следует за другой. И уже никто не может быть назван совершенно невинными или абсолютно виноватым. Каждый дом в чём-то прав и в чём-то жестоко ошибается. Дело усложняется тем, что наследник Руперта и единственная дочь Сильвестра встречаются и влюбляются друг в друга, ещё не зная, кто их родители. Эта сюжетная линия развивается почти как у Шекспира с той лишь разницей
, что влюблённые гибнут от рук своих собственный отцов, каждый из которых уверен, что убивает дитя своего врага (молодые люди обменялись одеждой). Финал пьесы почти трагикомичен. Единственный оставшийся в живых молодой отпрыск - свихнувшийся от переживаний внебрачный сын Руперта Йохан. А смерть мальчика, с которой всё началось, оказалась случайной.


9. Нравственная идея, и ее художественная реализация в романе А. Фон Шамиссо "Удивительная истории ПетераШлемиля".


В своей повести-сказке Шамиссо рассказывает историю человека, продавшего дьяволу за кошелек, в котором никогда не иссякают деньги, свою тень. Используя сказочный мотив утраты тени, Шамиссо рисует сатирическое изображение современного общества, где тень оказывается важнее самого человека. Отсутствие тени, которое сразу же замечают все окружающие, исключает Петера Шлемиля из общества других людей; все его отчаянные попытки добиться положения в этом обществе и личного счастья терпят крушение. В этой повести, таким образом, - обычная романтическая ситуация: человек, не находящий себе места в обществе, непохожий на окружающих, т. е. ситуация байроновского Чайльд Гарольда и Рене Шатобриана, Гофмана. Но вместе с тем ситуация повести Шамиссо отличается от всех других вариантов своей иронией над романтическим одиночеством героя, над романтической асоциальностью. Шлемиль, лишившись тени, находится в трагикомическом положении: ведь он лишился чего-то, казалось бы, не имеющего никакого значения. «Ценность» тени заключается лишь в том, что она делает ее обладателя похожим на всех остальных людей, причем возникает вопрос, такая ли уж большая честь - походить на мошенника Раскаля и самодовольного богача Джона. Шлемиль страдает от загадочной нелепости своей потери, страдает от людей, которые не могут представить себе человека без тени и относятся с ужасом или презрением, не лишенным изрядной доли комизма, к бедному Шлемилю. Иронизируя над романтической «исключительностью» своего героя, Шамиссо вместе с тем полон грустного сочувствия к нему. Оставаясь еще в пределах романтических представлений, т. е. не зная ни выхода для своего героя из романтического одиночества, ни социально-исторического объяснения этому одиночеству,