Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 02. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, принципы и функции управления
1.4 Организационные структуры управления
2.1 Планирование - важнейший метод хозяйственного управления
2.2 Основы стратегического планирования
2.3 Бизнес-планирование. Структура и основные разделы бизнес-плана
2.4 Формирование портфеля заказов
3 Маркетинг в системе управления
3.1 Процесс управления маркетингом
3.2 Маркетинговая среда фирмы. Сегментирование рынка, позиционирование товара
3.3 Разработка товаров. Жизненный цикл товара
3.5 Методы продвижения товаров. Каналы распределения
4.1 Понятия, задачи и функции логистики. Концепция логистических цепей
4.2 Управление запасами. Планирование производственных потребностей
4.3 Закупочная и производственная логистика. Складирование
4.4 Распределительная логистика
4.5 Транспортирование. Информационное обеспечение
5.1 Производственный процесс и его организация
5.2 Характеристика организационных типов производства
6 Научно-техническое развитие фирмы. Инвестиции и управление проектами
6.1 Научно-технический прогресс
6.2 Понятие и сущность инвестиций
6.3 Инвестиционная деятельность и инвестиционный цикл
6.4 Оценка эффективности реализации инвестиционных проектов
7 Управление качеством продукции
7.1 Качество продукции. Управление качеством продукции
7.3 Влияние качества и цены продукции на ее конкурентоспособность
8 Внешнеэкономическая деятельность фирмы
8.1 Международное разделение, специализация и кооперация производства
8.2 Формы осуществления внешнеэкономической деятельности
8.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности фирм
9 Внутрифирменные экономические отношения
9.1 Организационные и финансовые взаимоотношения структур и подразделений фирмы
9.3 Организация внутрифирменного учета
10 Анализ и оценка эффективности деятельности фирмы
10.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
10.2 Понятие эффективности деятельности фирмы. Критерии и система показателей эффективности
10.3 Несостоятельность (банкротство) фирмы
Приложение 1 Бухгалтерский баланс (таблица 1)
Приложение 2 Бухгалтерский баланс (таблица 2)
Приложение 3 Бухгалтерский баланс (таблица 3)
7 Управление качеством продукции
7.1 Качество продукции. Управление качеством продукции
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Качество– это совокупность потреби-тельских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В определении качества продукции используются два подхода: технический и экономический. Технический аспект рассматривает качество как совокупность свойств продукции. Экономический аспект – совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей. Качество продукции в значительной степени влияет на уровень таких показателей деятельности фирмы, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и фирмы и т.д.
Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. В свою очередь показатели качества позволяют определять уровень качества продукции. Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовые показатели для оценки уровня качества устанавливаются на основе значений перспективных образцов продукции, аналогов и стандартов. Они динамичны и раскрывают непрерывное совер-шенствование производства. Под перспективным понимается образец продукции, совокупность показателей которого соответствует прогнозируемому экономически оптимальному качеству продукции данного вида. Экономически оптимальное или экономически рациональное качество – это соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, рассчитываемое по следующей формуле:
(15)
где Копт – экономически оптимальное качество; Кпрогн – прогнозируемое качество изделия;
Зп.и – затраты на потребление изделия.
Под аналогом
понимается образец продукции отечественного или зарубежного изготовления того же вида, конструктивного устройства, принципа действия, функционального назначения, что и сравниваемая продукция. Мировой уровень качества определяется качеством продукции, преобладающей на мировом рынке.
Определение показателя качестваподразумевает нахождение его численного значения. Для этого в зависимости от специфики выпускаемой продукции на практике применяются следующие методы:
-
измерительный, предусматривающий использование специальных инструментов, приборов; -
регистрационный, который основан на регистрации числа наступления определенных событий (например, отказов при испытаниях), подсчете предметов (например, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами) и др.; -
вычислительный, базирующийся на применении специальных математических моделей для вычисления показателя качества; -
органолептический, предусматривающий анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность получаемых значений субъективна и зависит от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих; -
социологический, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или потенциальных потребителей; -
экспертный, который реализуется группой специалистов (например, дизайнеров, дегуста-торов и т.д.).
Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные, комплексные и обобщающие показатели.
По общепризнанной классификации, основанной на свойствах, которые могут быть присущи продукции, единичные показателиобъединены в 10 групп.
-
Показатели назначения, определяющие область применения продукции, а также эффект от использования продукции по назначению. Для продукции производственно-технического назна-чения к таким показателям, например, относится производительность. -
Показатели надежности, включающие такие единичные показатели, как безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия. -
Показатели технологичности, отражающие эффективность конструкторско-технологичес-ких решений с точки зрения обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. -
Показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщен-ность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями,
а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. -
Эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (например, освещенность, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.). -
Эстетические показатели, объединяющие информационную выразительность, рациональ-ность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия. -
Показатели транспортабельности, выражающие приспособленность продукции для транспортирования. -
Патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке (при наличии в изделии решений, защищенных патентами в стране, а также регистрации промышленного образца и товарного знака). -
Экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции). -
Показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.
Комплексные показателиотражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надежности, долговечности и т.д. Для расчета комплекс-ного показателя качества могут применяться два метода:
-
аналитический, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного; -
коэффициентный - используется в том случае, если отсутствует функциональная зависи-мость комплексного показателя от единичного. Расчет комплексного показателя осуществляется по формуле
(16)
где Пкомп - комплексный показатель качества; Пед - единичный показатель качества; Кедi - коэффи-циент весомости i-го показателя.
Коэффициент весомости отражает значимость i-го показателя в общем составе всех свойств выпускаемого изделия, то есть это количественная характеристика значимости данного показателя среди других. Коэффициент весомости изменяется в пределах от 0 до 1. Сумма всех показателей весомости, отражающих значимость свойств конкретного изделия, равна 1.
Обобщающие показатели,в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конк-ретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:
-
объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции; -
объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества; -
объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт; -
объем и удельный вес сертифицированной продукции.
Система показателей качества позволяет всесторонне определить качественные характерис-тики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. Ее главная цель – обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции.
Управление качеством- действия, которые осуществляются при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Универсальная схема управления качеством продукции, предложенная проф. А.В. Гличевым, представлена на рисунке 14.
Рисунок 14. Схема управления качеством продукции:
–––––– – прямая связь – – – – – – обратная связь
Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:
-
станки, машины, другое производственное оборудование; -
профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:
-
характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность; -
климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений; -
интерьер и производственный дизайн; -
характер материальных и моральных стимулов; -
морально-психологический климат в производственном коллективе; -
формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест; -
состояние социально-материальной среды работающих.
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последую-щей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управ-ления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизвод-ственной стадиях жизненного цикла продукции.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000. В этом случае она базируется на следующих принципах:
-
ориентация на потребителя – понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя; -
продуктовый подход - система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции; -
охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества») – инновацион-ный портфель фирмы должен содержать инновации, обеспечивающие возможность реализации каждой составляющей стадии жизненного цикла продукции.