ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1725
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
2. Условный образ, где автор стремится передать свое отношение к изображаемому.
3. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в произведение литературы.
Задание 19.
Мотивы лирики А. С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные стихотворения поэта и мотивы (темы) его лирики:
1. «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник».
2. «Три ключа», «Дар напрасный, дар случайный…», «Кавказ», «Бесы».
3. «Я вас любил…», «Не пой, красавица, при мне…», «К***», «В последний раз твой образ милый…».
4. «Зимняя дорога», «Воспоминания», «Предчувствия», «Дорожные жалобы».
5. «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня».
тема поэта и поэзии
вольнолюбивая лирика
любовная лирика
тема одиночества
философская лирика
Ответы к тесту
№ задания |
Ответ |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
1 – Онегин 2 – Татьяна 3 – Ольга 4 – Ленский 5 – Д. Ларин |
6 |
2 |
7 |
1 – Герцен 2 – Белинский 3 – Пушкин |
8 |
1 – Ленский 2 – онегин 3 – мать Ольги и Татьяны 4 – Д. Ларин 5 – татьяна |
9 |
3 |
10 |
3 |
11 |
1 – Онегин 2 – Татьяна 3 – Ленский |
№ задания |
Ответ |
12 |
последние 4 строки |
13 |
«…весны моей златые дни?..» |
14 |
строки: 1, 6–8 |
15 |
1 |
16 |
4 |
17 |
1 |
18 |
3 |
19 |
1 – тема поэта и поэзия 2 – философская лирика 3 – любовная лирика 4 – тема одиночества 5 – вольнолюбивая лирика |
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
– Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?
– Как сложилась его судьба?
С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5–8 классах, поэтому вспоминают биографию.
– Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?
2. Чтение и анализ стихотворений.
1) «И скучно и грустно, и некому руку подать…».
– Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.
Да, это элегия, но – лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец – к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?
2) «Душа моя мрачна…».
Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова – Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническое» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна…».
Почему в лирике Байрона – а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, – русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона – Лермонтова «Душа моя мрачна…»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «…Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?
И вновь – возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская «мировая скорбь» в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ «тюрьмы» в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова – символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)
3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира» (с. 253–254).
4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.
Пушкин |
Лермонтов |
– преображение человека в пророка; – ясный гармоничный миф; – богатство, разнообразие мира; – торжество будущей и настоящей жизни |
– мир отвергает пророка для службы человечеству; – «мир страданий и слез»; – контраст света и тени, добра и зла; – отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей |
Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» – эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение – арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.
– Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.
5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове (с. 250–252) с элементами конспектирования по вопросам.
– Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?
– Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?
– Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?
– Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными (вопрос 3 учебника-хрестоматии, с. 252). (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);
2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;
3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть поэта».
Урок 38
лирический герой поэзии лермонтова. темы лермонтовской лирики
Цели: охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
– Вы познакомились дома с различными стихотворениями Лермонтова. Какую же характеристику можно дать его лирическому герою?
1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».
Тезис |
Комментарии |
Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью |
Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар») |
Он одинок |
От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу |
Свобода для него – абсолютная ценность |
Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри») |
Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе |
«И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности. В стихах – темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.) |
Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие |
Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу |
В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти |
Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими |