Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1695

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

Беседа по вопросам:

1. Как менялось ваше настроение во время чтения баллады?

2. Что составляет ее сюжет?

3. Как в балладе отразился интерес Жуковского к обычаям русского народа, его фольклору?

4. Какую роль в балладе играет пейзаж?

5. Какие характерные признаки романтического мироощущения нашли свое отражение в «Светлане» Жуковского?

6. Особенность переводов В. А. Жуковского («У меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое»).

V. Выразительное чтение учащимися стихотворений Жуковского («Невыразимое», «Эолова арфа», «Ночной смотр», «Лесной царь», «Перчатка»).

VI. Итог урока.

Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «К портрету Жуковского».

Домашнее задание: написать сочинение-отзыв на тему «“Светлана” В. А. Жуковского – баллада о русской старине» по схеме:

I. Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать в работе).

II. Доказательства:

1. Аргументы:

а) …

б) …

в) …

2. …

3. …

III. Вывод.

Урок 20

а. с. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ и судьба

Цели: изучить биографию А. С. Грибоедова; проследить творческую историю комедии «Горе от ума».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Чтение вступительной статьи «Шедевры русской литературы XIX века».

– Кто из русских писателей и поэтов назван в статье Машинского?

– Какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества?

2. Литературно-музыкальная композиция.

Учитель. Именем Александра Сергеевича Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое, бессмертное произведение – комедию «Горе от ума». Значение и влияние таких произведений «выходит далеко за пределы их исторической эпохи».

Демонстрируется портрет А. С. Грибоедова работы И. Крамского, 1873 г.

Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.


Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна.

Кто он был? Драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе?

Родился Александр Сергеевич в 1795 г. в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. В 1806–1812 гг. он учится в Московском университете и заканчивает юридический и философский (отделение словесности) факультеты. Закончить третий факультет – математики и естественных наук, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук помешала Отечественная война 1812 года. Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. Но поскольку оба полка, в которых служил будущий автор комедии, находились в резерве, участвовать в военных действиях ему не пришлось.

В 1816 г. Александр Сергеевич оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки, много читал, занимался музыкой, причем был не только тонким знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли два вальса Грибоедова, послушайте один из них.

Звучит вальс А. С. Грибоедова.

После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?

Вывешиваются остальные портреты А. С. Грибоедова работы Машкова, Уткина, Каратыгина.

Если внимательно всмотреться в эти портреты, невольно приходит мысль: а не разные ли это люди? Повторяется только одно – очки. Так, на знаменитой гравюре Н. Уткина 1829 г. – задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

На более раннем портрете работы П. Каратыгина (1828 г.) – надменный профиль с длинным носом, с застывшей усмешкой – «холодный», уверенный в себе чиновник.

На акварели В. Машкова 1827 г. – тонкогубый, задумчивый человек, с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот портрет, написанный много лет спустя после смерти поэта, в 1873 г., художником И. Крамским. Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке… Холодный лик…


Так каким же он был на самом деле?

Каким его видели современники?

1-й ученик. «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией». (Б. Андреев.)

2-й ученик. «И в лице его видно было столько же искреннего участия, как и в его приемах – умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности… Кровь сердца всегда играла у него на лице». (А. Бестужев.)

3-й ученик.

Одеян не был ты туманом,

Не искажен и не уныл,

Но бледен… нет, ты ясен был…

…

…свой покров нередко дума

Бросала на чело твое,

Где ты прикрыть желал ее

Улыбкой, шуткой, разговором…

(В. Кюхельбекер. Памяти Грибоедова)

Учитель. Значит, не было у Грибоедова «холодного лика»? Принято считать, что домом Грибоедовых управляла мать, которая была жестока со своими крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали совершенно иные настроения, чувства, мысли, интересы. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявляла себя противницей насилия и жадно мечтала о новой, «свободной» жизни:

По духу времени и вкусу

Он ненавидел слово «раб»…

Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими активными участниками декабристского движения.

Он писал:

…Не наслажденье жизни цель,

Не утешенье наша жизнь.

О, не обманывайся, сердце!

(Отрывок из стих. «Прости, отечество!»)

В 1817 г. Грибоедов участвует в дуэли в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого им события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и «праздной рассеянностью». Ему предложили отправиться на дипломатическую службу либо в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию.

Он выбрал Персию.

Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. «Секретарь бродячей миссии» – так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горя от ума».

1-й ученик. Лучший друг Грибоедова, С. Н. Бегичев, писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге, в 1816 г., и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторых действующих лиц…»


2-й ученик. В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 г.

Учитель. Да, такая точка зрения существует. Учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что этот 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3-й ученик. Существует легенда, что сюжет комедии «Горе от ума» Грибоедову приснился…

Учитель. Да, существует такая версия. Причем сам автор в письме из Тавриза от 17 ноября 1820 г. подтверждает: «…– Когда же должно быть готово? – Через год непременно. – Обязываюсь. – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом <…> Я пробудился <…> ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Комедия дошла до читателей России в виде «списков» (отрывки с цензурными правками). Успех был потрясающий. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» (из письма Грибоедова С. Н. Бегичеву, июнь 1824 г.).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 г.; первоначально называлось оно «Горе уму».

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт: столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной дворянской средой. В итоге «горе» от собственного ума полной мерой испил сам автор. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

Грибоедов постоянно вращался в среде будущих декабристов. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь, в крепости «Грозная», он был арестован 22 января 1826 г. «высочайшим повелением – по подозрению в принадлежности к тайному обществу». В течение четырех месяцев заключения его несколько раз допрашивали; он отрицал свое участие в декабрьском восстании, и его друзья-декабристы подтвердили его показания.

Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы, в Тифлис, участвует в походе. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов, благодаря которому и был подписан мирный договор.


Грибоедов с почетом был принят императором Николаем I, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

Выдающийся дипломат, Грибоедов мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие предложения и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в «политическую ссылку».

Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил». Нину Александровну Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии.

Инсценировка.

Ученик. Его будущая жена –16-летняя княжна Нина Чавчавадзе; она очень любезна, очень красива и прекрасно образованна.

Ученица. В одном из писем Грибоедова есть воспоминание о том, как он сделал своей будущей жене предложение. (Садится за журнальный столик, на котором портрет «Нина Чавчавадзе» работы Нателы Ианкошвили .)

Ученик. «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзевой… все на нее глядел, задумался, сердце забилось, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, не знаю, но, выходя из-за стола (молодой человек встает, подходит к девушке, берет ее за руку), я взял ее за руку и сказал ей: «Vener avec moi, jai guelgue chose a vous dire»* (см. Примечание). Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я ее усажу за фортепиано. вышло не то, дом ее матери возле, мы туда уклонились, взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыхание занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее… нас благословили…» (Снова звучит вальс Грибоедова. Молодые люди танцуют.)

Учитель. Но счастье было очень недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего его письма к жене.

Ученица (вернувшись за столик, читает). «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить… Чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после этого никогда не разлучаться».