ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1676
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?
4. Слово учителя.
Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.
Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.
Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.
Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.
– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
1. Слово учителя.
Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.
Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.
– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)
2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».
«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».
Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.
Домашнее задание:
1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);
2) сбор материала к сочинению:
«Век нынешний и век минувший»;
«А судьи кто?»;
Чацкий и Молчалин;
Образ Софьи Фамусовой.
Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)
Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение формулировать основные, концептуальные идеи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» – произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.
«…комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и… – больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…»
«…как картина, она, без сомнения, громадна <…> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».
II. Контрольная работа (тест).
1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?
а) Пушкину; в) Гончарову;
б) Грибоедову; г) Катенину.
2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?
а) скука; в) несчастная любовь;
б) ссылка; г) болезнь.
3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?
а) 3 месяца; в) 5 лет;
б) 3 года; г) полгода.
4. Кто воспитывал Софью?
а) мадам Розье; б) мосье Бопре; в) старуха Хлестова.
5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?
а) год; в) 5 лет;
б) 3 года; г) 10 лет.
6. Из какого города приехал Молчалин в Москву?
а) из Петербурга; б) из Саратова; в) из Твери.
7. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежит:
а) Фамусову; г) Чацкому;
б) Лизе; д) Репетилову;
в) Софье; е) Молчалину.
8. Кого в комедии «ученостью не обморочишь»?
а) Молчалина; в) Фамусова;
б) Скалозуба; г) Тугоуховского.
9. В каком учебном заведении, по мнению княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье»?
а) Петербургский пединститут;
б) Смольный институт благородных девиц;
в) Царскосельский лицей;
г) кадетский корпус.
10. В каком ведомстве служил Молчалин?
а) палата мер и весов;
б) архивы;
в) департамент финансов;
г) управление богоугодных заведений.
11. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?
а) коллежского асессора;
б) коллежского регистратора;
в) статского советника.
12. Кто из героев комедии является членом «аглицкого клуба»?
13. Каково воинское звание Скалозуба?
14. Закончите следующие строки; определите, каким героям они принадлежат и о ком сказаны:
а) «…и золотой мешок…»;
б) «…ешь 3 часа…»;
в) «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…»;
г) «А впрочем, он дойдет до степеней известных…».
15. Какими словами начинается комедия?
16. Каким восклицанием заканчивается пьеса?
а) «Карету мне, карету!»
б) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»
в) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
г) «В деревню, в тетке, в глушь, в Саратов!»
д) «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»
17. В комедии два героя-резонера: первый – Чацкий, второй…
а) Фамусов; г) Лиза;
б) Молчалин; д) Скалозуб;
в) Софья; е) Репетилов.
18. Комедия написана:
а) четырехстопным ямбом;
б) разностопным хореем;
в) трехстопным дактилем;
г) вольным ямбом;
д) александрийским стихом.
(Вопросы к тесту взяты из сб. Л. Б. Алиевой, Т. В. Торкуновой. Литература: Тесты. 9 класс. – М., 1998.)
Домашнее задание: ознакомиться с критическим этюдом И. А. Гончарова и сделать записи по следующим пунктам:
1. Что такое вообще «Горе от ума»?
2. «Соль эпиграмм, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрет».
3. «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»
4. «Чацкого роль – роль страдательная <…> хотя она в то же время и всегда победительная».
5. Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью <…> путаница понятий, умственная и нравственная слепота…»