ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1703
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Крупнейший политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье
безумно и мудро,
Будешь проклято во век, ввек удивлением всех…
Мудрости смертных столпы разрушив,
ты их паки создало;
Царства погибли тобой, как раздробленный корабль.
Царства ты зиждешь; они расцветут
и низринутся паки.
Домашнее задание:
1) Ответить устно на вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»?
2) Анализ стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?».
3) Прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
Цели: рассмотреть понятие «сентиментализм»; начать работу над повестью «Бедная Лиза».
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Беседа по содержанию повести.
– Каков жанр произведения?
– От какого лица идет повествование?
– Какой мы видим героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью?
– Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
– Как Карамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми?
– Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
– В каких словах автора звучит оценка поступку героя? осуждает ли он Эраста? (Осуждая героя, автор оправдывает его несовершенством человеческой природы, мечтает о примирении Эраста и Лизы за гробом.)
– Как влияет пейзаж на эмоциональное состояние героев? приведите пример.
В основе сюжета – трогательная и трагическая судьба соблазненной молодым дворянином девушки из крестьянской семьи. Она трудолюбива, скромна, бескорыстна, бесхитростна, доверчива и самоотверженна. Эраст – не злой и коварный соблазнитель; он человек умный и добрый, но ветреный и малодушный. «Он читал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Душевная красота Лизы и ее чистая любовь оказали на Эраста, привыкшего к «презрительному сладострастию», облагораживающее воздействие. Но хватило этого воздействия ненадолго, так как по самой своей природе Эраст не способен к сильному и глубокому чувству. Рассказывая о последнем свидании Лизы и Эраста и о его трусливой попытке откупиться от Лизы ста рублями, которые он кладет ей в карман, автор пишет: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его, – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». Эраст «был до конца жизни своей несчастлив», узнав о гибели Лизы, бросившейся в пруд, и считал себя ее убийцей.
3. Сопоставление двух направлений в литературе. Введение понятия «сентиментализм».
– Отличается ли прочитанное произведение от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? Попытаемся найти эти отличия.
Произведения классицизма |
Произведения сентиментализма (на примере повести Н. М. Карамзина) |
Культ разума, долга |
Культ чувств |
Сфера интересов: общественная жизнь человека |
Частная жизнь, эмоциональная сфера |
Строгое соблюдение определенных литературных норм, правил |
Нарушение литературных норм и правил в изображении героев, речи персонажей. Велика роль пейзажа. Элементы психологизма |
Вывод. Карамзин – теоретик нового литературного направления, практически развивший его принципы в своих произведениях.
Сам термин «сентиментализм» (от англ. sentimental – чувствительный, фр. sentiment – чувство) указывает на то, что именно чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов.
Основной идеал – мирная, идиллическая жизнь на лоне природе. Деревня (нравственная чистота) противопоставляется городу (символ зла, суеты). Появляются новые герои – «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Пейзаж (речка, лужок) созвучен переживаниям героев.
Автор сочувствует героям, его задача – заставить и читателя переживать, сочувствовать, сострадать, вызвать у него слезы умиления.
Основная тематика: любовь.
Основные жанры: сентиментальная повесть, дневник путешественника; в лирике – идиллия, или пастораль; очень любили сентименталисты жанр письма (эпистолярный).
Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества.
В основе эстетики: «подражание природе», идеализация патриархального быта.
Представители сентиментализма:
Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие», Ричардсон «Кларисса Гарлоу» (любимый роман Татьяны Лариной);
Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».
4. Рассказ учителя.
Проникновение в русскую литературу элементов сентиментализма начинается уже в 60–70-е гг. XVIII в. Особенно заметно оно в творчестве М. М. Хераскова и поэтов его круга. В 70-х гг. Михаил Никитич Муравьев, провозглашая идеал внутренней свободы человека, признает, что в нем самом заключен источник и его бед, и его счастья. Богатой питательной почвой для сентиментализма явилось увлечение масонством. Мистические идеи масонства, с деятелями которого общался Карамзин в это время, остались ему чужды. Но он разделял интерес своих друзей из круга масонов к проблемам этическим, их стремление к внутреннему самопознанию и нравственному самосовершенствованию.
Первым из признанных и авторитетных русских писателей XVIII в. Карамзин избирает главной областью своей творческой деятельности прозу, желая поднять ее в России на уровень достижений прозы европейской, сделать ее предельно гибкой, высокодуховной и поэтической, способной не только изображать все богатство явлений внешнего мира, но и передавать «музыку души», сложные оттенки человеческих чувств и настроений.
Основной эстетический пафос Карамзина выражает его статья «Что нужно автору?» (1793 г.). Объявляя здесь чувство главным двигателем творческого процесса, Карамзин заявляет, что только «доброе, нежное сердце», воодушевленное «желанием всеобщего блага», сочувствием «всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся», дает писателю право браться за перо. И, памятуя, что в любом произведении писатель пишет, вольно или невольно, «портрет души и сердца своего», он должен, прежде всего, спросить себя «наедине, без свидетелей, искренно: каков я?». «Дурной человек не может быть хорошим автором».
Личность автора – благородного и чувствительного человека, писателя-сентименталиста – неизменно присутствует в произведениях Карамзина.
II. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить сообщение о биографии Н. М. Карамзина; выбрать для выразительного чтения одно из стихотворений.
Урок 14
Н. м. карамзин – писатель и историк
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.
К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
В. Г. Белинский
Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. затем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура просвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».
«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».