Файл: Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 2486

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факультет социальной работы и клинической психологии

Волгоград 2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Тема 1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

Тема 2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

Тема 3. Философские и социальные истоки феминологии

3.Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Тема 4. Влияние религий на феминологию и гендерные отношения

Тема 5. Развитие феминологии в россии

Тема 6. Возникновение и развитие женского движения за рубежом и в россии

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Тема 8. Положение женщин и женское движение в ссср и современной россии

2.Сущность женского движения в современной России

Тема 9. Общественная реакция на женское движение

Тема 10. Медико-биологические и психические особенности мужчин и женщин

Тема 11. Теоретический анализ гендера в различных гуманитарных науках

Тема 12. Теории гендерной социализации и гендерной идентичности

2. Гендерная идентичность, роли, стереотипы и мифы

Тема 13. Многообразие гендер-типов в современой культуре

Тема 14. Гендерные аспекты политики и социального законодательства

Тема 15. Гендерные аспекты экономики

3.Понятие феминизации бедности

Тема 16. Гендерные аспекты системы образования

1. Научные основы, сущность и основные понятия гендерного подхода в педагогике

2.Принципы гендерного подхода в педагогике

Тема 17. Гендерные аспекты демографии. Репродуктивное поведение мужчин и женщин

Раздел 6. Гендерный аспект теории и практики социальной работы

Тема 18. Сущность гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 19. Технологии и методы гендерно-ориентированной социальной работы

Тема 20. Теория и практика психосоциальной работы с женщинами

Литература

Дополнительная литература

1. Согласно э.Гофману гендер это:

7. Феминология исходит из того, что культуре присущи:

19. В этой методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

20. Биографический метод в гендерологии является примером:

21. Принято различать три основных типа этого метода: полные, те­матические и отредактированные.

28. По мнению е.Р.Ярской, одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является:

30. Согласно к. Левину…

32. Согласно Сократу, Платону, Аристотелю

17. Согласно данной парадигме, модели «мужского» и «женского» поведения задаются обществом:

46. Холизм, или принцип целостного подхода в «феминистской социальной работе:

47. Возраст бывает (выделите 3 верных варианта):

48. Цель психосоциальной работы:

1 Вариант

Вариант 2

Вариант 3

Тема 7. Феминизм «второй волны» за рубежом.

Вопросы к семинару:

  1. Понятие «второй волны» феминизма.

  2. Политические и социальные требования либерального феминизма

  3. Политические и социальные требования радикального феминизма

  1. Понятие «второй волны» феминизма.

В 1960-70-е гг. в США, Франции и других европейских странах возникает так называемая «вторая волна» феминизма. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женское освободительное движение» (Women’s liberation).

На западе феминистское движение оформилось в русле двух основных течений:

- либеральное (реформистское, умеренное, массовое, правое, «движение за права женщин»)

- радикальное (революционное, левое, «движение малых групп», «женское освободительное движение»).

Первая ветвь придерживалась либеральной идеологии, вторая — социалистической, марксистской в различных сочетаниях.

Основные работы зарубежного феминизма

Влиятельной работой для всех направлений феминизма стала книга С. де Бовуар «Второй пол» (1949). Дебаты о сходстве и различии полов оказались значимыми для развития женского движения.

В 1963 г. в Северной Америке появляется книга, оказавшая влияние на умы миллионов американских женщин – «Загадка женственности» журналистки Бетти Фридан, ставшая классической работой либерального феминизма.

На формирование феминизма «второй волны» оказали влияние марксизм и психоанализ. В 1960-е гг. некоторые феминистские теоретики левого направления обратились к психоанализу, обнаружив, что классовые аналогии недостаточны для объяснения иерархии соотношения полов в обществе, и что необходимо включить в анализ более глубинные структуры человеческой психики. Работы Дж. Митчелл «Женщина: самая долгая революция» (1966), «Женское сословие» (1971) считаются классическими в этом направлении феминизма. Для единого анализа материальных, биосоциальных и идеологических условий угнетения женщины автор использует марксизм и психоанализ.


  1. Политические и социальные требования либерального феминизма

Либеральный феминизм провозглашает равенство полов, которого можно достигнуть посредством реформ и которое должно лежать в основании гендерно нейтрального законодательства и политики.

Либерализм изменялся по мере развития капиталистического мира, изменялся и статус либерального феминизма. На смену классическому либерализму, подразумевающему защиту государством гражданских свобод и создание равных возможностей действовать на рынке, пришел эгалитарный либерализм социальной поддержки (welfare) с идеями и политикой защиты государством экономической справедливости

Либеральная концепция «естественных прав» определяла программные требования феминистских организаций 1960-х гг. Эти требования сводились к предоставлению женщинам в полном объеме индивидуальных прав, которыми располагают граждане мужского пола.

В 1980-е гг. эволюция зарубежного женского движения заключалась в переходе от «эгалитарного феминизма» к социальному феминизму (welfare feminism) и обозначало требование новых «гендерно-чувствительных» норм законодательства. Деятельность активистов этого движения была нацелена на преобразования в социальной сфере:

- борьба за принятие социальных законов, гарантирующих пособия для матерей-одиночек;

- создание государственной системы детских садов;

- защита трудовых прав женщин в связи с беременностью и родами

- право на аборт;

- защита женщин и детей от домашнего насилия и т.д.

Новые идеи феминизма предложила Б. Фридан в книге «Вторая стадия», когда обнаружились новые трудности совмещения женских ролей. Если в 1960-е гг. было обнаружено, что женщины-домохозяйки не удовлетворены своей жизнью, то в 1980-е гг. возникло разочарование у женщин, успешно делающих карьеру. Из рабыни мужчины женщина превратилась в рабыню работы, а зависимость переместилась из частной в публичную сферу. Выход из положения предлагается в реинтеграции мужчины в семью. Такие выводы получили названия «феминизма, ориентирующегося на семью» (pro-family feminism).

Феминистки предложили новое понимание истории – «вернуть женщину в историю». Слово history – “история” - рассматривается феминистками в рамках данного подхода как his – story (его история). Тем самым подчеркивается, что общепринятые «человеческие» нормы и каноны отнюдь не нейтральны, но андроцентричны. В противовес этому предлагается категория herstory – «ее история».


Примером данных подходов может служить книга Дж. Келли «Был ли у женщин Ренессанс?» (1977).


  1. Политические и социальные требования радикального феминизма

В 1960-е гг. начинает оформляться вторая, радикальная ветвь американского феминизма — «освободительное движение». Оно выросло на волне студенческого движения этого периода. Одним из главных направлений их деятельности стали создаваемые неформальные небольшие дискуссионные группы «роста самосознания» (англ. «conscious-raising»).

По инициативе женских групп формируются альтернативные женские «контркультурные» социальные институты. По своему размаху «освободительное» женское движение к середине 1970-х гг. начинает превосходить масштабы антивоенных и молодежных выступлений.

Либеральный феминизм в дилемме «сходство — различие полов» решает проблему через сходство, равенство, одинаковость; радикальный феминизм строит свою теорию и практику, исходя из различия полов. Радикальная идеология отрицала идею равенства с мужчинами, провозглашала освобождение;

Радикальный феминизм постулирует следующие положения:

- женщины исторически были первой угнетенной группой;

- угнетение женщин — наиболее широко распространенная и наиболее сильная форма угнетения;

- необходимо покончить не только с капитализмом, но и изменить семью, по крайней мере как экономический институт и институт воспитания детей.

В книге К. Миллетт «Сексуальная политика» (1970 г.) одной из активисток «освободительных» групп было дано расширительное применение термина «политика» по отношению к сексуальности, телу, эмоциям и многим другим социокультурным сферам, известным до этого как индивидуальная, «личная жизнь».

Как и в «ново-левых» концепциях сексуальной революции, основным объектом критики К. Миллетт выступает семья, как орудие подавления личности и «подразделение правительства патриархатного государства, которое управляет своими гражданами через глав семей».

По мнению С. Гриффин, издавшей в 1970 г. книгу «По­литика изнасилования», современное общество проводит в отно­шении женщины сексистскую дискриминационную политику во всех сферах жизни, в том числе и частной сфере (семья, брак).

В 1970 году в книге С. Файерстоун «Диалектика пола: доводы для феминистской революции» предлагала новое объяснение причин тотального угнетения женщин: она определяла патриархат через контроль мужчин над репродуктивными функциями женщин. Новые биотехнологии искусственной репродуктивности были призваны освободить женщин от мужского контроля и доминирования.


В 1970-е гг. центральное место заняла кампания за предоставление американкам права на аборт. Легализация аборта, отстаиваемая феминистками под лозунгом «право на выбор», обеспечивала, по их мнению независимость и свободу в сексуальных отношениях. «Праву на выбор» (pro-choice) противники абортов и оппоненты феминисток противопоставила защиту «права на жизнь» (pro-life).

Важной тенденцией женского движения на Западе становится сдвиг в сторону многокультурного феминизма, множественности феминизмов или феминизмов различий.

С середины 1970-х годов вслед за так называемым «лесбийским» в рамках женского движения США начинает оформляться течение «черного феминизма». Писательницы Э. Уокер, Т. Моррисон, А. Дэвис в своих работах поставили проблему двойной идентичности и двойного угнетения чернокожих американок. По их мнению, либеральная и радикальная парадигмы феминизма, выстроенные исключительно на опыте белых, образованных женщин среднего класса, воспроизводили, по мнению цветных феминисток, властную иерархию среди самих женщин.

Постфеминизм. В книге М. Барретт и Э. Филлипс «Дестабилизировать теорию: Современные феминистские дискуссии» (1992), авторы называют три основные причины, в зависимости от действия которых современный феминизм, по их мнению, проходит к концу XX в. стадию «радикального самокритицизма»:

  1. политическое влияние цветных женщин внутри феминизма;

  2. переосмысление роли полового/сексуального различия, и других типов различий (классовых, расовых и национальных) внутри структуры женской субъективности, которые не были в достаточной степени осмыслены теоретиками второй волны;

  3. влияние постструктурализма и постмодернизма на феминизм.

На основе выделенных причин авторы признают в современном феминизме переход от «феминизма равенства» к «феминизму различия», а также от феминизма к постфеминизму.

Э. Брукс в книге «Постфеминизмы: Феминизм, культурная теория и культурные формы» (1997) определяет постфеминизм как модель негегемонического феминизма, способного дать голос различным, в том числе локальным и т.н. постколониальным феноменам современной женской культуры. В этом смысле постфеминизм знаменует концептуальный поворот от «проблематики равенства» к «проблематике различия».

«Культурное» течение в радикальном феминизме, с его поис­ком специфически женских способов восприятия и оценки окру­жающей действительности, стало основой для нового течения в феминизме — экологического феминизма. Он связывает кризисные явления совре­менности (экологический кризис, опасность войны, моральную деградацию общества, кризис демократии) с господством маску­линной цивилизации. Экофеминизм, в отличие от радикального феми­низма, не считает мужчин врагами и не признает насилия в соци­альной борьбе. Его сторонницы полагают, что мужчины не меньше женщин страдают от отрицательных сторон патриархатной цивили­зации. Таким образом, экофеминизм предлагает синтез двух идей, поочередно господствовавших в понимании «природы женщины»: идеи равенства и идеи различия.