Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 796
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Майские указы Президента РФ, определяющие стратегию развития всей страны в целом и системы образования, в частности, определили в качестве основного ориентира системы дополнительного образования охват качественными программами дополнительного образования 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Таким образом, дополнительное образование детей закрепило за собой позицию одного из ведущих направлений государственной политики в сфере образования. Для достижения вышеназванной стратегической цели в 2016 году был утвержден и в настоящее время реализуется приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» [206], который направлен на создание региональных систем дополнительного образования детей, основными характеристиками которых выступают: наличие региональных модельных центров, применение механизмов сетевого взаимодействия, создание условий доступности дополнительного образования
для детей сельской местности, повышение уровня профессионального мастерства педагогов системы дополнительного образования, применение современных механизмов управления, создание и функционирование информационного портала по вопросам организации дополнительного образования. Стоит отдельно отметить, что создание единого информационного портала позволит реализовать принцип вариативности при выборе программ дополнительного образования, что обеспечивает дополнительные возможности для проектирования индивидуальных
образовательных траекторий детей.
В настоящее время в рамках реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей» разработан и активно используется педагогами организаций дополнительного образования специальный инструментарий, содержащий основные нормативные материалы и методические рекомендации по реализации вышеназванного проекта. Особенно ценным содержимым данного инструментария являются подробные описания типовых моделей развития региональных систем дополнительного образования детей, направленных на просвещение родителей; реализацию модульных программ дополнительного образования детей (ДОД) для сельской местности, программ дополнительного образования для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, программ дополнительного образования детей (ДОД) в формате онлайн-обучения, программ для организации летнего отдыха и заочных школ, разноуровневых программ дополнительного образования детей (ДОД); создание банка эффективных практик реализации дополнительных образовательных программ [104].
Ориентируясь на особенности детского оздоровительного лагеря как части системы дополнительного образования, в ходе исследования нами были раскрыты основные содержательные характеристики элементов составляющих структуру дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере. В контексте возможного многообразия контингента воспитанников, которые могут одновременно находиться в пространстве детского
оздоровительного лагеря, системное становление дополнительного образования детей в пространстве детском оздоровительном лагере
отвечает актуальным потребностям как самих детей, так и в целом образования.
Раскроем поэтапно шаги, которые привели нас к комплексному описанию элементов составляющих структуру дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере. С момента начала нашей исследовательской работы (с 2015 года) решалась задача по оценке реального состояния системы дополнительного образования в рамках конкретного региона, в качестве которого мы выбрали Ростовскую область. На протяжении двух лет (в 2015 и в 2016 гг.) нами собирались и анализировались данные, определившие в дальнейшем вектор нашего научного исследования.
В качестве критериев для определения реального состояния системы дополнительного образования детей в Ростовской области были выделены: характеристика контингента, охваченность школьников дополнительными образовательными услугами и содержательные аспекты, отражающие направленность дополнительных образовательных программ. Мониторинг проводился в 2015 и 2016 годах в сотрудничестве с Региональным информационно-аналитическим центром развития образования Ростовской области. В исследовании приняли участие 186 учреждений дополнительного образования, представляющие 55 муниципалитетов региона. Данные аналогичного мониторингового исследования 2014 года показали наличие 198 учреждений дополнительного образования детей. Стоит отметить, что сокращение данного вида образовательных учреждений связано с процессом оптимизации, характерным для всей системы российского образования. При этом организации дополнительного образования
в одних случаях укрупняются и объединяются между собой, в других оптимизируются и включаются в структуру учреждений общего образования.
На 1 октября 2015 года в Ростовской области география учреждений дополнительного образования была представлена 42% организаций,
относящимися к ведению городских округов, и 58% организаций, подведомственных сельским районам области (рисунок 1).
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Согласно диаграмме, в составе учреждений дополнительного образования были представлены центры развития, дома творчества, спортивные школы и станции различной направленности. При этом в силу объективных причин в сельских районах отсутствуют некоторые виды учреждений дополнительного образования, имеющие место в городских округах, что обусловлено недостаточной финансовой обеспеченностью и материально-технической оснащенностью муниципальных сельских образований. К таким учреждениям относятся специальные школы спортивной направленности, а также дворцы творчества. Подобные учреждения могут себе позволить только городские территории, обладающие достаточным материально-техническим обеспечением.
В таблице 1 приведены результаты исследования, направленного на определение основных направлений, по которым реализуются дополнительные образовательные программы в учреждениях Ростовской области.
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
учреждениях дополнительного образования
Направленность реализуемых программ | Муниципальные сельские районы, % | Город, % | Всего по области, % |
военно-патриотическая | 14,8 | 11,5 | 13,4 |
естественнонаучная | 7,4 | 28,2 | 16,1 |
комплексное раннее развитие | 5,6 | 6,4 | 5,9 |
культурологическая | 25,9 | 20,5 | 23,7 |
социально-педагогическая | 34,3 | 39,7 | 36,6 |
социально-экономическая | 4,6 | 1,3 | 3,2 |
техническая | 38,9 | 48,7 | 43,0 |
туристско-краеведческая | 38,0 | 26,9 | 33,3 |
физкультурно-спортивная | 71,3 | 65,4 | 68,8 |
художественная | 48,1 | 47,4 | 47,8 |
эколого-биологическая | 24,1 | 20,5 | 22,6 |
другое | 0,9 | 0,0 | 0,5 |