Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 778
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Педагогом-психологом было проведено исследование психологического состояния педагогического состава, принимающего непосредственное участие в реализации дополнительного образования. Также педагогом-психологом была проведена диагностическая работа с детьми. Эффективность организационно- методического сопровождения дополнительного образования определялась нами через качественные изменения, происходящие в кратковременных детских коллективах (отрядах по интересам). Поясним свой выбор в пользу диагностируемых результатов деятельности детей. Достижение результата, как личностного, так и предметного, на наш взгляд, в условиях кратковременного детского коллектива возможно только в том случае, если ребенок ощущает себя в данном коллективе
комфортно и свободно, что позволяет ему раскрепоститься, раскрыть свои возможности, открыто продемонстрировать свои личные качества и способности. Следовательно, позитивные изменения будут свидетельствовать не только о качестве организации процесса
дополнительного образования, но и об эффективности методической составляющей деятельности лиц его организующих.
Таким образом, сформированность навыков избранного вида деятельности в процессе освоения дополнительных мини-программ определяется через прямые и косвенные показатели, среди которых тревожность и адаптированность детей в группе, уровень стабильности временного детского коллектива, продуктивность совместной деятельности, удовлетворенность условиями пребывания в лагере, качество взаимодействия с педагогическим составом ДОЛ.
Для определения уровня стабильности коллектива нами проводилась диагностика с помощью методик-опросников и использовался метод наблюдения. Уровень тревожности детей диагностировался нами посредством использования методик «Рисунок человека» и «Выбери нужное лицо», методики диагностики тревожных состояний у детей (CMAS), шкал ситуативной и личной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, личностной шкалы проявления тревоги Д. Тейлора, а также личностных методик, где тревожность выступает как диагностируемый компонент (графическая методика «Кактус», тест «Рука», детский апперцептивный тест (ДАТ), тест «Рисунок семьи, тест «Дом. Дерево. Человек», тест Айзенка
«Самооценка психических состояний» и др.). Уровень адаптированности детей в группе определялся посредством использования опросников, наблюдения и в процессе индивидуальных и групповых бесед. Для определения степени продуктивности совместной деятельности, удовлетворенности условиями пребывания в лагере, качества взаимодействия с педагогами и сформированности навыков избранного вида деятельности нами были использованы методы включенного и невключенного наблюдения, анкетирования, опроса, индивидуальной и групповой беседы.
В период входной диагностики нами использовались анкеты «Давайте познакомимся!», «Цветок», «Я выбираю», а также методика «Дерево», которую
рекомендовано использовать как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и на всех контрольных периодах диагностики с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка в детском оздоровительном лагере и состояния его самооценки. Также нами была «запущена» типовая анкета воспитанника детского оздоровительного лагеря, представленная в приложении.
Отметим, что на этапе констатирующего эксперимента уровень стабильности временных детских коллективов в контрольных и экспериментальных отрядах был примерно на одном уровне, показывая одинаковую степень нестабильности. Это было связано с тем, что в течение трех-пяти дней первой недели лагерной смены (в период общей адаптации к условиям жизни и деятельности) дети имели возможность перемещаться в отрядах по интересам и менять их по своему желанию. К началу второй недели
временные детские коллективы были относительно стабильны, воспитанники определились с интересами и углубились в изучение избранных направлений. Стабильность коллектива отслеживалась нами по дням, что позволило нам выявить наиболее объективную картину (рисунок 7).
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
На основании анализа представленной диаграммы можно заключить, что коллективы экспериментальных и контрольных отрядов по интересам были стабильны уже на третий или четвертый день лагерной смены.
Картина определения уровня тревожности в экспериментальных и контрольных отрядах по интересам также была примерно идентична и определялась в следующем процентном диапазоне: от 43% до 47% детей показали высокий уровень тревожности, для 32-36% был характерен средний уровень и 21% от общей численности детей, занимающихся в отрядах по интересам показали низкий уровень тревожности (рисунок 8). Согласно анализу коэффициента Пирсона, была выявлена прямая зависимость уровня тревожности от возраста воспитанника. Чем младше ребенок, тем выше демонстрируемый им уровень тревожности. Данное обстоятельство обусловлено, на наш взгляд, сменой привычной обстановки, отсутствием постоянной помощи и тотального контроля со стороны взрослых.
Рисунок 8. Уровень тревожности детей на этапе констатирующего наблюдения
Адаптированность детей в группах на этапе констатирующего наблюдения в