Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 780
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Основоположник теории фасилитации К. Роджерс [231], определял ее как специально организованный механизм, задачей которого является облегчение, содействие и создание благоприятных условий для личностно- профессионального развития. А.Л. Пикина считает, что «фасилитация – это стимулирование развития сознания людей, их независимости, свободы выбора» [210, с 219]. Происходит это в процессе разрешения многочисленных ситуаций, возникающих при взаимодействии людей и решающихся посредством использования четырех способов взаимовлияния: убеждения, подражания, внушения и заражения. Личностно-ориентированная направленность дополнительного образования обусловливает его фасилитационный характер. Признание приоритета развивающейся личности ребенка и необходимость обеспечения его социально-педагогического сопровождения актуализирует фасилитационную позицию педагога, которая «включает в себя помощь и поддержку, а также направлена на стимулирование самостоятельности ребенка в решении возникающих у него проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникациями и жизненным самоопределением» [210, с. 219]. В
отношении коллег не только методист и педагог-психолог могут оказать необходимую методическую помощь и поддержку при организации дополнительного образования детей, но и сами педагоги (вожатые, воспитатели и др.) могут стать источниками помощи и поддержки для своих менее опытных товарищей.
Стоит отметить, что традиционно понятие «фасилитация» больше соотносится со сферой высшего профессионального и постпрофессионального образования. Тем не менее, мы придерживаемся мнения, что ее рассмотрение в контексте задач организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря не только правомерно, но и объективно обусловлено. Аргументируя свою позицию, мы опираемся на мнения исследователей, рассматривающих фасилитацию в разных контекстах, в том числе как: условие развития полиэтнической толерантности (Р.С.
Дисмухаметов, О.Т. Хамитова), методический фактор организации групповых занятий (Г.А. Кондрашова), механизм социализации (Р.С. Дисмухаметов, Е.Ю. Парунова) эффективную педагогическую технологию личностного развития в летние каникулы (Н.Б. Мельник), механизм развития субъектно-ориентированного образовательного пространства (Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко) и др. [71; 72; 126; 165; 178 и др.]. Все вышеперечисленные контексты рассмотрения, по нашему мнению, органично сочетаются с особенностями организации дополнительного образования воспитанников детского
оздоровительного лагеря и могут быть использованы в процессе организационно- методического сопровождения.
Фасилитационная позиция педагога в условиях дополнительного образования необходима как по отношению к воспитанникам, так и по отношению к менее опытным коллегам, что позволяет стимулировать самостоятельность, формировать лидерские качества и развивать коммуникативные способности. Р.С. Дисмухаметов и Е.Ю. Парунова полагают, что фасилитация стимулирует формирование субъектного опыта ребенка и выполняет социализирующую функцию, формирует у ребенка способность противостоять ситуациям, мешающим
«его самоизменению, самоопределению, самореализации и самоутверждению» [71, с. 183]. По мнению Ф.Г. Мухаметзяновой и О.Л. Панченко, в современных условиях метод фасилитации является одним из главных механизмов развития образовательной среды. «Фасилитация предполагает развитие индивидуальности, творческости, субъектности…; стимулирование разнообразных форм индивидуальной активности на всех этапах педагогического процесса, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого … субъекта
… деятельности» [178, с. 596]. Н.Б. Мельник рассматривает фасилитацию в качестве эффективной педагогической технологии личностного развития в летние каникулы.
Автор подчеркивает, что проникновение идей в образовательный процесс обусловило появление новой педагогической технологии, которая позволяет «создать пространство личностного развития, вызвать синергетический
педагогический эффект за счет особого характера взаимодействия участников образовательного процесса» [165, с. 191]. Систематизируя вышеприведенные авторские мнения, мы полагаем, что фасилитаторская позиция методиста и педагога-психолога в процессе организационно-методического сопровождения наиболее оптимальна для достижения результатов дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря.
Таким образом, обобщая все, сказанное ранее, мы полагаем, что организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря будет эффективным при наличии совокупности образовательных, кадровых, материально-технических и фасилитационных условий. Образовательные условия связаны с использованием методического контента, необходимого для разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ и дополнительных мини-программ, соответствующих особым образовательным потребностям и индивидуальным интересам воспитанников. Кадровыеусловияопределяются наличием компетентных специалистов, способных в сжатые сроки сформировать у педагогического состава детского оздоровительного лагеря навыки, необходимые для разработки и реализации программ дополнительного образования детей в пространстве
детского оздоровительного лагеря. Материально-техническиеусловия представляются через рассмотрение совокупности базовых материально- технических возможностей детского оздоровительного лагеря и специальных средств, необходимых для организации дополнительного образования детей с учетом их особых образовательных потребностей. Фасилитационные условиязаключаются в организованной поддержке саморазвития, творчества и инициативы сотрудников детского оздоровительного лагеря, непосредственно участвующих в разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы и дополнительных мини-программ.
В следующем параграфе нашего исследования будут представлены результаты апробации модели организационно-методического сопровождения
дополнительного образования детей и условий ее реализации в пространстве детского оздоровительного лагеря.
- 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 38