Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 780

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

развития членов педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря. Дополнительное образование, сочетающее в условиях детского оздоровительного лагеря признаки информальности и неформальности, ставит перед педагогом задачу стимулирования развития сознания детей, их независимости и свободы выбора, актуализируя тем самым реализацию принципа фасилитации.

Основоположник теории фасилитации К. Роджерс [231], определял ее как специально организованный механизм, задачей которого является облегчение, содействие и создание благоприятных условий для личностно- профессионального развития. А.Л. Пикина считает, что «фасилитация это стимулирование развития сознания людей, их независимости, свободы выбора» [210, с 219]. Происходит это в процессе разрешения многочисленных ситуаций, возникающих при взаимодействии людей и решающихся посредством использования четырех способов взаимовлияния: убеждения, подражания, внушения и заражения. Личностно-ориентированная направленность дополнительного образования обусловливает его фасилитационный характер. Признание приоритета развивающейся личности ребенка и необходимость обеспечения его социально-педагогического сопровождения актуализирует фасилитационную позицию педагога, которая «включает в себя помощь и поддержку, а также направлена на стимулирование самостоятельности ребенка в решении возникающих у него проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникациями и жизненным самоопределением» [210, с. 219]. В
отношении коллег не только методист и педагог-психолог могут оказать необходимую методическую помощь и поддержку при организации дополнительного образования детей, но и сами педагоги (вожатые, воспитатели и др.) могут стать источниками помощи и поддержки для своих менее опытных товарищей.

Стоит отметить, что традиционно понятие «фасилитация» больше соотносится со сферой высшего профессионального и постпрофессионального образования. Тем не менее, мы придерживаемся мнения, что ее рассмотрение в контексте задач организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря не только правомерно, но и объективно обусловлено. Аргументируя свою позицию, мы опираемся на мнения исследователей, рассматривающих фасилитацию в разных контекстах, в том числе как: условие развития полиэтнической толерантности (Р.С.

Дисмухаметов, О.Т. Хамитова), методический фактор организации групповых занятий (Г.А. Кондрашова), механизм социализации (Р.С. Дисмухаметов, Е.Ю. Парунова) эффективную педагогическую технологию личностного развития в летние каникулы (Н.Б. Мельник), механизм развития субъектно-ориентированного образовательного пространства (Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко) и др. [71; 72; 126; 165; 178 и др.]. Все вышеперечисленные контексты рассмотрения, по нашему мнению, органично сочетаются с особенностями организации дополнительного образования воспитанников детского

оздоровительного лагеря и могут быть использованы в процессе организационно- методического сопровождения.

Фасилитационная позиция педагога в условиях дополнительного образования необходима как по отношению к воспитанникам, так и по отношению к менее опытным коллегам, что позволяет стимулировать самостоятельность, формировать лидерские качества и развивать коммуникативные способности. Р.С. Дисмухаметов и Е.Ю. Парунова полагают, что фасилитация стимулирует формирование субъектного опыта ребенка и выполняет социализирующую функцию, формирует у ребенка способность противостоять ситуациям, мешающим

«его самоизменению, самоопределению, самореализации и самоутверждению» [71, с. 183]. По мнению Ф.Г. Мухаметзяновой и О.Л. Панченко, в современных условиях метод фасилитации является одним из главных механизмов развития образовательной среды. «Фасилитация предполагает развитие индивидуальности, творческости, субъектности…; стимулирование разнообразных форм индивидуальной активности на всех этапах педагогического процесса, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого субъекта

… деятельности» [178, с. 596]. Н.Б. Мельник рассматривает фасилитацию в качестве эффективной педагогической технологии личностного развития в летние каникулы.
Автор подчеркивает, что проникновение идей в образовательный процесс обусловило появление новой педагогической технологии, которая позволяет «создать пространство личностного развития, вызвать синергетический

педагогический эффект за счет особого характера взаимодействия участников образовательного процесса» [165, с. 191]. Систематизируя вышеприведенные авторские мнения, мы полагаем, что фасилитаторская позиция методиста и педагога-психолога в процессе организационно-методического сопровождения наиболее оптимальна для достижения результатов дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря.

Таким образом, обобщая все, сказанное ранее, мы полагаем, что организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря будет эффективным при наличии совокупности образовательных, кадровых, материально-технических и фасилитационных условий. Образовательные условия связаны с использованием методического контента, необходимого для разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ и дополнительных мини-программ, соответствующих особым образовательным потребностям и индивидуальным интересам воспитанников. Кадровыеусловияопределяются наличием компетентных специалистов, способных в сжатые сроки сформировать у педагогического состава детского оздоровительного лагеря навыки, необходимые для разработки и реализации программ дополнительного образования детей в пространстве
детского оздоровительного лагеря. Материально-техническиеусловия представляются через рассмотрение совокупности базовых материально- технических возможностей детского оздоровительного лагеря и специальных средств, необходимых для организации дополнительного образования детей с учетом их особых образовательных потребностей. Фасилитационные условиязаключаются в организованной поддержке саморазвития, творчества и инициативы сотрудников детского оздоровительного лагеря, непосредственно участвующих в разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы и дополнительных мини-программ.

В следующем параграфе нашего исследования будут представлены результаты апробации модели организационно-методического сопровождения

дополнительного образования детей и условий ее реализации в пространстве детского оздоровительного лагеря.

    1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38