Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1283
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Коммуникативная функция предполагает установление правильных взаимоотношений с учащимися, с другими педагогами, с администрацией образовательного учреждения.
Сущность аналитико-оценочной функции деятельности педагога заключается в том, что педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает ему поддерживать так называемую обратную связь в своей работе. Это значит - непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся, и то, что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие педагоги осуществляют слабо, не стремятся видеть недостатки в своей работе и своевременно их преодолевать. Например, ученик получил «двойку» за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но с такой помощью учитель медлит или совсем не думает о ней, и на следующих уроках ученик снова получает плохую оценку. А если бы учитель проанализировал причины обнаруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на дальнейших занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к улучшению успеваемости.
Наконец, исследовательско-творческая функция педагогической деятельности. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого педагога. Две ее стороны имеют особенно важное значение.
Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от педагога известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущей главе, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерности воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем - подчеркнуть положительные поступки, в четвертом — сделать личное замечание или внушение и т.д. Твори, выдумывай, пробуй, как
целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.
Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Но вот учитель В.Ф. Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые «плашки» с разграфленными клеточками, куда учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают самостоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидактических и методических основ организации учебной работы.
Исследовательская функция педагогической деятельности предусматривает изучение:
а) содержания и способов воздействия на других людей;
б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. Исследовательская функция основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценки себя (самооценки). Объекты исследовательской функции — это сам учитель (что может проявляться, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности), отношения с коллективом, учениками. Рефлексивность человека, уровень развития его рефлективного мышления в значительной мере определяет успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педагогического процесса, среди которых ученик занимает основное место. Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью в самообразовании и совершенствовании своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Естественно, исследовательская функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения. Все гностические действия человека, например, перцептивные, мнемические, мыслительные, оценивание и другие включаются в реализацию исследовательской функции педагога. Более того, осуществление этой функции в динамичных условиях урока требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии — наблюдением, беседой, экспериментом, анкетированием, социо- и референтометрией и др.
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4.1. Понятие о стиле деятельности
Деятельность педагога, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Стиль обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов и др.).
По Е.А.Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле — «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности... индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в Целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности. Подчеркивается, что это «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности» (B.C. Мерлин). Стиль деятельности включает ее операциональный состав, умения и навыки (В.Э. Чудновский), выявляя способности самого субъекта и обусловливаясь его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.
Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции. Оба рассматриваются как две взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активности, деятельности человека. В последнее десятилетие в это образование включается понятие когнитивного стиля, определяющего особенности познавательной деятельности и характеризующегося поленезависимостью, дифференциацией, аналитичностью. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д.
Как подчеркивает Г.М. Андреева, определенные К.Левиным в 40-е годы стили руководства относились прежде всего к типу принятия решения руководителями. Были обозначены три стиля: авторитарный, демократический и попустительский. В последующих исследованиях были введены такие их определения
, как директивный, коллегиальный и разрешительный. Однако применительно к деятельности (поведению), взаимодействию, общению чаще всего используются предложенные К. Левиным обозначения стилей. В стиле выделяются две стороны: содержательная и техническая, т. е. формальная (приемы, способы).
Ниже приводится полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей (по Г.М. Андреевой) (рис. 11).
Формальная сторона | Содержательная сторона |
1 | 2 |
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ | |
Деловые, краткие распоряжения | Дела в группе планируются заранее во всем их объеме |
Запреты без снисхождения, с угрозой | Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны |
Эмоции не принимаются в расчет | |
Позиция лидера - вне группы | |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | |
Инструкция в форме предложений | Мероприятия планируются не заранее, а в группе |
Не сухая речь, а товарищеский тон | За реализацию предложений отвечают все |
Похвала и порицание - с советами | Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Распоряжения и запреты - с дискуссиями | |
Позиция лидера - внутри группы | |
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ | |
Тон - конвенциональный | Дела в группе идут сами собой |
Отсутствие похвалы, порицаний | Лидер не дает указаний |
Никакого сотрудничества | Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера |
Позиция лидера — незаметно в стороне от группы | |
Исследователи выделяют различные функции стилевых проявлений: инструментальную, компенсаторную, системообразующую и интегративную (Е.А.Климов, В.С.Мерлин и др.). Также выделяется структурная организация стиля. Индивидуальный стиль деятельности, по Е.А.Климову, имеет определенную структуру, в ядро которой входят индивидуально-психологические особенности, которые либо содействуют, либо противодействуют успешности деятельности.