Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1304

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Первый уровень — общее высшее образование — дости­гается путем освоения образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образова­ния по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изме­нить образовательно-профессиональную ориентацию.

На базе общего высшего образования в педагогических колледжах может быть реализована программа профессиональ­но-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая сред­нее специальное образование. Кроме этого, для желающих в течение непродолжительного периода обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подго­товка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладев­шие такими профессиональными программами, могут за­нимать в образовательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учите­ля, воспитателя). Когнитивный блок, формируемый в педколледжах, включает знания о современной естественно­научной картине мира и ее генезисе, знание современных гуманитарных представлений об обществе и человеке, об искусстве, а также философских и психологических осно­ваний выдающихся достижений мировой и отечественной практики педагогической деятельности (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, Д. Дьюи, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Деятельностные характеристики включают способнос­ти к анализу, проектированию и планированию деятельно­сти в рамках определенного педагогического подхода.

Второй уровень базового высшего педагогического обра­зования рассчитан на два года обучения и предусматрива­ет реализацию образовательно-профессиональной про­граммы по одному из предметных направлений. Студен­там, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направле­нию.

По отдельным направлениям в силу особенностей реа­лизации образовательно-профессиональных программ вто­рого уровня возможно совмещение с программой профес­сиональной подготовки (срок обучения три года). Следует отметить, что для выпускников педучилищ, желающих получить высшее образование (первый уровень), целесо­образно создавать особые образовательные программы, ориентированные прежде всего на расширение педагоги­ческого сознания — на рефлексию педагогического опыта и получение гуманитарного образования.


Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования предостав­ляется возможность в течение года освоить профессиональ­ные программы в соответствии с будущей специальнос­тью, сдать государственные экзамены и защитить выпуск­ную работу. После этого выпускник получает квалифика­ционный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

П олное высшее педагогическое образование основывает­ся на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и обра­зовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной образовательно-профессиональной про­граммы обеспечивается подготовка специалиста преиму­щественно «по заказу». Основная цель данной ступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность. Продолжитель­ность обучения на ступени полного высшего педагогичес­кого образования — не менее двух лет на основе четырех­летнего базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое об­разование, выдается диплом магистра образования по конк­ретному направлению науки и квалификационный серти­фикат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых ти­пах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимна­зиях, колледжах, вузах). Образовательные программы на этом уровне в основном индивидуальны и в значительной степе­ни ориентированы на проведение педагогических исследо­ваний с целью научить будущего специалиста правильно оформлять ход и результаты научного поиска. Эта ступень реализуется в учебных заведениях университетского типа.

Вершиной системы педагогического образования Рос­сийской Федерации является повышение научной квали­фикации, аспирантура. Схематически вся структура сис­темы представлена на рис. 18.

В целях реализации концепции модернизации россий­ского образования на период до 2010 г. Минобразование России разработало и утвердило в 2003 г. Программу мо­дернизации педагогического образования. Цель модерни­зации — создание механизма эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в ус­ловиях осуществления модернизации всей системы россий­ского образования.

Результатом модернизации педагогического образо­вания должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.


Концепция модернизации российского образования предус­матривает следующие основные направления и задачи.

1.Оптимизация структуры и совершенствование орга­низации профессиональной подготовки педагогов.

1.1. Создание системы прогнозирования изменения по­требности в педагогических кадрах с учетом имею­щегося кадрового потенциала и перспектив разви­тия системы образования.

1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразователь­ных учреждениях.

1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения пе­дагогических образовательных учреждений от уров­ня современных требований.

1.4.Поддержка учебных и учебно-научных педагогичес­ких комплексов, обеспечивающих непрерывность пе­дагогического образования.

1.5. Разработка системы взаимодействия государствен­ных органов управления образованием и педагоги­ческих образовательных учреждений разного уров­ня внутри субъектов федерации и федеральных ок­ругов в целях обеспечения доступности и повыше­ния качества педагогического образования.

1.6. Создание и внедрение современных средств контро­ля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.

1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.

1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогическо­го образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов.

2.1. Приведение квалификационных требований к педа­гогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.

2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий обще­го образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.

2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учи­телей начальных классов с учетом вариативных про­грамм и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных тех­нологий.

2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.


2.5. Обучение педагогов использованию информацион­ных и коммуникационных технологий в образова­тельном процессе.

2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагоги­ческой деятельности в полиэтнической и поликуль­турной среде.

2.7. Разработка и апробация в образовательных учреж­дениях современных моделей практической подго­товки студентов.

2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

2.9. Разработка подходов к теоретической и практичес­кой подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обнов­ления структуры и содержания общего образования.

2.10. Разработка содержания дополнительного професси­онального образования (стажировка, профессиональ­ная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педаго­гических кадров в решение задач модернизации об­щего образования.

2.11. Разработка и реализация эффективных форм допол­нительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных тех­нологий.

2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работни­ков педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к реше­нию задач модернизации образования.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обнов­ления педагогического образования.

3.1. Обновление государственных образовательных стан­дартов высшего и среднего профессионального педаго­гического образования с целью обеспечения преемствен­ности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специ­альностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессио­нального образования в части педагогического образо­вания с учетом перспективных потребностей систе­мы образования, общества и государства.

3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей под­готовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ пе­дагогического профиля, направленных на подготов­ку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.

3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступе­ней педагогического образования.


3.5. Проведение исследований для определения приори­тетных научных направлений в педагогике, психо­логии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффек­тивности использования научного потенциала сис­темы педагогического образования.

3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных на­учных исследований, развитию сложившихся науч­ных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.

3.7. Разработка и апробация новых методик практиче­ской подготовки педагогов по вопросам профилак­тики беспризорности, безнадзорности, социально­го сиротства, а также психолого-педагогической под­держки личности и семьи.

3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предмет­ной сфере.

3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.

3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.

3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методи­ческой литературы, в том числе на электронных но­сителях, для педагогических направлений и специ­альностей.

3.12. Создание комплекта программ и учебно-методиче­ских пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.

3.13. Разработка учебно-методических комплектов для си­стемы дополнительного профессионального образо­вания, направленных на решение задач модерниза­ции общего образования.

Перспективные задачи модернизации педагогического образования на период до 2010 г.

1. Отработка различных моделей организации повыше­ния квалификации учителей, преподавателей началь­ного, среднего и высшего профессионального образо­вания.

2. Апробация моделей организации (включая дистантные) и вариативных программ, учитывающих специфику потребности регионов, повышения квалификации учи­телей, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования.

3. Организация и проведение повышения квалификации и переподготовки педагогов основной школы.

4. Организация и проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образователь­ных учреждений.

5. Создание программ дополнительного профессиональ­ного педагогического образования.