Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 931

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

представ­ляет собой:

♦ совокупность преемственных профессиональных обра­зовательных программ среднего, высшего и послеву­зовского педагогического образования;

♦ сеть взаимодействующих между собой учебных заведе­ний и организаций среднего, высшего и послевузовс­кого педагогического образования;

♦ федерально-региональную систему управления педаго­гическим образованием.

Эти особенности позволяют считать ее системой непре­рывного педагогического образования.

Система непрерывного педагогического образования (НПО) объединяет 675 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 професси­онально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 180 государственных высших учеб­ных заведений (81 педагогический институт и университет, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российс­кой Федерации, 3 лингвистических университета, 61 госу­дарственный («классический») университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения ква­лификации и профессиональной переподготовки работни­ков образования: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образова­ния, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Министерства образования России, 90 институтов повышения квалифи­кации.

Внутри системы НПО происходят интеграционные про­цессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педа­гогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные уч­реждения начального, среднего, высшего и послевузов­ского профессионального образования.

Система НПО ориентирована на один из самых об­ширных рынков образовательных потребностей и услуг: она готовит педагогические кадры для более чем 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в кото­рых обучаются 37,27 млн. человек.

Востребованность выпускников системы НПО не ог­раничивается лишь образовательными учреждениями. Пе­дагоги профессионального обучения запрашиваются учеб­но-курсовой сетью предприятий и организаций различ­ных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники си­стемы НПО приглашаются на работу центрами по подго­товке, переподготовке и повышению квалификации неза­нятого населения.


Управление системой НПО осуществляется федераль­ным органом управления образованием, органами управ­ления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями. Координацию деятель­ности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по пе­дагогическому образованию при Министерстве образова­ния Российской Федерации.

Система непрерывного педагогического образования — ди­намично развивающаяся система, которую отличает от­крытость, многоступенчатость, многоуровневость, мно­гофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и струк­туры педагогического образования на всех ступенях и уров­нях.

Впервые созданы и внедрены государственные образо­вательные стандарты среднего профессионального педа­гогического образования, что стало существенным вкла­дом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы НПО.

В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреж­дениях системы НПО, повышению информационной гра­мотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности «Информатика», включения в федеральный блок общих математических и естественнонаучных дисциплин курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработки на­учно-методического сопровождения этих предметов, по­полнения компьютерного парка и расширения программ­ного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях.

Возрастание роли образования в современной социаль­но-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспи­тание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализиру­ются такие профессиональные функции, как прогнози­рование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях становятся востребован­ными коммуникативные функции (умение вести соци­альный диалог, обеспечивать социальное партнерство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической деятельностью и др. При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объе­мов знаний, все более важным для педагога становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение его профессиональной моти­вации.



Приобщение педагога к ведению самостоятельной на­учно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках прове­дения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. В системе педагогического образования сосредоточено до 17% кандидатов и 12% докторов наук всей системы выс­шего образования, на ее базе функционирует 150 диссер­тационных советов. По численности научных работников педагогические вузы занимают третье место в системе выс­шего профессионального образования.

Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и услови­ем развития системы НПО, стимулом обновления содер­жания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, ва­риативности, преемственности и практической направлен­ности.

Высокое качество предметной, психолого-педагогичес­кой, социогуманитарной и общекультурной подготовки педагога невозможно без усиления при формировании содержания педагогического образования роли фундамен­тальной составляющей, обеспечивающей интеграцию на­учных достижений из разных областей знаний в образова­ние.

Под универсальностью педагогического образования под­разумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и об­щекультурного компонентов.

Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирова­ние целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.

Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для систе­мы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-региональной (вузовской) составляющей, курсов по выбору и дисциплин специализаций.

Следование принципу преемственности при формиро­вании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспече­ния непрерывности педагогического образования. Прин­цип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели — каче­ственной подготовки кадров на основе согласования кон­цептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической под­готовки специалистов для сферы образования.


Соблюдение всех вышеперечисленных принципов бу­дет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесе­ны с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования.

Внедрение системы непрерывного педагогического образо­вания предопределило постановку следующих ее целей:

♦ расширение возможностей учебных заведений в удов­летворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества;

♦ повышение гибкости общекультурной, научной и про­фессиональной подготовки специалистов в сфере об­разования с учетом меняющихся потребностей эконо­мики и рынка труда.

Достижение указанных целей может быть осуществле­но посредством многоуровневого педагогического обра­зования, реализующегося различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профес­сиональными программами и обеспечивающего решение следующих задач:

♦ личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих ин­теллектуальным, социальным и экономическим потреб­ностям;

♦ обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

♦ преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) — с большей полнотой реа­лизовать научные и профессионально-педагогические потенции.

Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональ­ной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами.

Под непрерывным педагогическим образованием пони­мается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкрет­ной педагогической деятельности, но и реализация индиви­дуальных образовательных траекторий конкретной лично­стью с целью удовлетворения ее образовательных потреб­ностей.

Описание системы учреждений педобразования целе­сообразно, на наш взгляд, начинать с педагогических клас­сов (лицеев), которые фактически являются педагогичес­ки или, точнее, гуманитарно-ориентированной старшей школой, решающей задачи допрофессиональной педагоги­ческой подготовки.

Допрофессиональная педагогическая подготовка реа­лизует следующие цели:


♦ помочь вхождению учащихся в педагогическую культуру;

♦ сориентировать их на человека как основную ценность;

♦ сформировать положительную установку на педагоги­ческую деятельность;

♦ раскрыть возможности этой деятельности для творчес­кой самореализации личности;

♦ развить интерес к педагогическим профессиям;

♦ помочь в осознанном выборе жизненных и профессио­нальных путей.

В современной практике сложились следующие разно­образные формы допрофессионалъной подготовки учителя:

♦ педагогические классы в школах, работающие по спе­циально разработанным программам;

♦ педагогический профиль 10—11-х классов в гимназиях (как правило, при педвузах);

♦ специализированные довузовские образовательные уч­реждения педагогического профиля;

♦ педагогические лицеи или классы лицеистов;

♦ факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов;

♦ летние лагеря «Юный педагог».

Допрофессиональная подготовка — это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное об­разование к основному школьному. Для достижения этих целей используются тренинги, различные виды практик, рефлексивные обсуждения своих практик и собственного процесса, лабораторные занятия по психологической са­модиагностике и др.

Следующий, послешкольный уровень непрерывного педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, в которых ведется подготовка профессиона­лов, владеющих педагогическим мастерством.

В педагогических училищах происходит формирование когнитивных (знаниевых) и личностных характеристик, а также освоение навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности в рамках современного об­разовательного процесса. Из когнитивного блока на пер­вое место выходят методики, характеристики работы, со­ответствующей определенному возрасту; из личностного блока — способность к эмпатии и толерантности; из деятельностного — способность к реализации наиболее рас­пространенных технологий обучения и воспитания. Основ­ная задача, выполняемая такими учреждениями, — под­готовка кадров для детских дошкольных учреждений и на­чальной общеобразовательной школы.

Основу педагогического образования составляет базо­вое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиоиальными программами первого и второго уровней. Они предоставляют обучающемуся возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и куль­туре, получить базовую фундаментальную научную под­готовку и основы профессиональных педагогических зна­ний по избранному направлению образования.