Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1291

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной практики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы валеологии и социальной гигиены; социаль­но-педагогические и диагностические методики; правила и нор­мы охраны труда, техники безопасности и противопожарной за­щиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12 разряд- II квалификационная категория или высшее про­фессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

13 разряд - I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

7-14 разряды.

Должностные обязанности. Осуществляет профессиональ­ную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (вос­питанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенци­ей о правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Оп­ределяет факторы, препятствующие развитию личности обучаю­щихся (воспитанников), и принимает меры по оказанию различ­ного вида психологической помощи (психокоррёкционной, реа­билитационной и консультативной). Оказывает помощь обучаю­щимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заклю­чения по материалам исследовательских работ с целью ориен­тации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального раз­вития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участву­ет в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуаль­ных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ори­ентации в различных ситуациях жизненного и профессиональ­ного самоопределения. Осуществляет психологическую поддерж­ку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содей­ствует их развитию. Определяет степень отклонений (умствен­ных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социаль­ного развития и проводит их психолого-педагогическую коррек­цию. Формирует психологическую культуру обучающихся (вос­питанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического приме­нения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).


Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регули­рующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориента­ции, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и об­щую педагогику, психологию личности и дифференциальную пси­хологию, детскую и возрастную психологию, социальную психо­логию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, па­топсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотера­пии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологичес­кого консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; совре­менные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8 разряд - высшее психологическое или высшее педагогиче­ское образование с дополнительной специальностью «Психо­логия» без предъявления требований к стажу работы;

9 разряд - высшее психологическое или высшее педагоги­ческое образование с дополнительной специальностью «Пси­хология» и стаж работы в должности педагога-психолога (пси­холога) от 2 до 5 лет;

10 разряд - высшее психологическое или высшее педагогиче­ское образование с дополнительной специальностью «Психо­логия» и стаж работы в должности педагога-психолога (психо­лога) от 5 до 10 лет;

11 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж работы в должности педагога-психолога (психолога) свыше 10 лет;

12 разряд - II квалификационная категория;

13 разряд- I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР

7-14 разряды.

Должностные обязанности. Содействует развитию лично­сти, талантов и способностей, формированию общей культу­ры обучающихся (воспитанников, детей), педагогизации соци­альной сферы. Изучает возрастные и психологические особен­ности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей) в учреждениях по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельнос­ти. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную ин­дивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых. Руководит работой по од­ному из направлений деятельности учреждений: техническо­му, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. Способствует реализации прав ребенка на создание дет-. ских ассоциаций, объединений. Организует вечера, праздни­ки, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые ини­циативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их сво­бодного времени, досуга и развлечений. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреж­дений культуры и спорта, родителей, общественность. Оказы­вает поддержку детским кооперативам, иным формам органи­зации труда обучающихся (воспитанников, детей). Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), не­сет ответственность за их жизнь и здоровье в период образо­вательного процесса.



Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и спе­циальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену; спе­цифику развития интересов и потребностей обучающихся (вос­питанников), основы их творческой деятельности; методику по­иска и поддержки молодых талантов; содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности: науч­но-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздо­ровительно-спортивной, досуговой, отдыха и развлечений; про­граммы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессио­нальное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

12 разряд - II квалификационная категория;

13 разряд - I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

6-14 разряды.

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их раз­нообразную творческую деятельность. Комплектует состав обу­чающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного или другого детского объединения и принимает меры по сохране­нию их в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обуче­ния) исходя из психофизиологической целесообразности. Обес­печивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитан­ников). Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников). Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Вы­являет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профес­сиональных интересов и склонностей. Поддерживает одарен­ных и талантливых обучающихся (воспитанников), в том числе детей, имеющих отклонения в развитии. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях. Оказы­вает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяю­щим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает при проведении занятий соблюде­ние правил и норм охраны труда, техники безопасности и про­тивопожарной защиты. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Повыша­ет свою профессиональную квалификацию.


Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и спе­циальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену; спе­цифику развития интересов и потребностей обучающихся (вос­питанников), основы их творческой деятельности; методику по­иска и поддержки талантов; содержание, методику и организа­цию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений; программы занятий кружков, секций, студий, клуб­ных объединений; основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций; нормы и правила охраны труда, тех­ники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

6-7 разряды - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж пе­дагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональ­ное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

12 разряд- II квалификационная категория;

13 разряд- I квалификационная категория;

14 разряд — высшая квалификационная категория.
СТАРШИЙ ВОЖАТЫЙ

6-13 разряды.

Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объедине­ний, помогает в программировании их деятельности на прин­ципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демок­ратизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обу­чающихся (воспитанников, детей). В соответствии с их возра­стными интересами и требованиями жизни способствует обновлению содержания и форм деятельности детских орга­низаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность. Обеспечивает условия для широкого информи­рования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих организациях, объединениях. Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям) проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои ин­тересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Заботится о здоровье и безопас­ности доверенных ему обучающихся (воспитанников, детей). Организует каникулярный отдых. Изучает и использует пере­довой опыт работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов). Ра­ботает в тесном контакте с органами самоуправления, педаго­гическими коллективами учреждений и общественными орга­низациями.


Должен знать: Конституцию Российской Федерации, зако­ны Российской Федерации, решения Правительства Российс­кой Федерации и органов управления образованием по вопро­сам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену; закономерности и тенденции развития детского движения; пе­дагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, пси­хологию отношений, индивидуальные и возрастные осо­бенности обучающихся (воспитанников, детей), специфику ра­боты детских организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей), основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талан­тов, досуговой деятельности, отдыха и развлечений; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожар­ной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

6-7 разряды - среднее профессиональное образование или среднее (полное) общее образование и специальная подготов­ка без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы , от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессио­нальное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профес­сиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет или II квалификационная категория и стаж педагогической работы не менее 3 лет;

12 разряд - I квалификационная категория;

13 разряд - высшая квалификационная категория.